Учебно-методическая разработка «Системный подход к развитию устной и письменной речи младших школьников»
Учебно-методическая разработка
«Системный подход к развитию устной и письменной речи
младших школьников»
Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская СОШ» Курская область
Описание: О значении сочинения как эффективного средства воспитания, средства правильного оформления на письме своих мыслей, средства развития творческих способностей знают все учителя, написано много методических разработок.
Сложнее ответить на вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе?
Мой опыт работы в начальной школе показывает, что для учителя главным при построении таких уроков является система планирования, которая охватывает все 4 года обучения детей в начальной школе. Со 2 класса мои дети ведут творческие тетради «Проба пера ».
В них отражаются:
словарь антонимов и синонимов.
словарь фразеологизмов.
словарь литературных терминов.
словарь эпиграфов.
имеется страничка «Как нужно говорить?»
Постепенно, шаг за шагом я раскрываю детям способы подготовки к сочинению, структуру текста, значение плана, заголовка, различия в стилевом оформлении. Здесь же идет речевая подготовка: записывается примерный план, источники материала ( где и в какой книге можно прочитать нужную для сочинения информацию)
Очень важным моментом при обучении сочинению я считаю положительный настрой (отклик) детей и родителей на процесс творчества.
Для этого я «растягиваю» во времени сочинения, требующие большей самостоятельности, осознания и осмысления темы. Другими словами, дети сразу (после обсуждения темы и составления примерного плана) не пишут сочинение, а получают время на доработку, дописывание, корректировку черновиков.
После того как я увижу, что текст сочинения соответствует теме, что работа выполнена (грамотно с соблюдением красной строки, абзацев, без ошибок), только тогда ребенок переписывает текст на чистовик и получает оценку.
Важным моментом в поддержании положительного отношения к творческой работе является участие в школьных или районных выставках и конкурсах. Всегда говорю детям, как важно научиться писать сочинение для повышения грамотности и культуры.
Таким образом, дети видят целесообразность своего труда, своих усилий, у них поддерживается интерес и желание написать еще.
Предлагаю вашему вниманию виды подготовительной работы к написанию сочинений.
I.Словарная работа:
а) подбери синонимы;
душистый-
холодный-
Родина-
желтый-
грустить-
б) подбери антонимы;
новый-
польза-
близкий-
большой-
открытые (глаза)-
в) объясни фразеологизмы;
махнуть рукой-
на край света-
ни с того ни с сего-
в пух и прах-
работать, засучив рукава-
II. Восстановление деформированных предложений:
Грибов, много, в лесу , осенью.
С небес, снег, падал, пушистый.
III. Определи границы предложений.
Осенью в лесу много грибов у тропинки под дубом вырос боровик в часом ельнике спрятались грузди на полянке появились рыжики.
IV. Составление распространенных и нераспространенных предложений.
1. Дополнить предложения подлежащим.
Сверкнула________________. Прокатился______________.
Приближалась_____________. Полил________________.
2.Дополнить предложения сказуемым.
Мальчик___________ в футбол. Лягушки ________________в пруду.
Воробьи _______________. Самолет ____________ над городом.
3.Дополнить предложения второстепенными членами.
Росла елочка. Льет дождь. Светит солнце.
V. Отредактируй:
1.Расставь слова в нужном порядке.
Миша смотрел на Катю, на качелях раскачивалась Катя.
2.Замени повторяющиеся слова синонимами.
Медведь подошел к большому дубу, Медведь засунул лапу в дупло.
VI. Раздели текст на предложения.
Весна тает в лесу снег под елкой сидит зайчик вдруг с ветки упал ком снега зайчику стало страшно.
VII. Вставь нужные предлоги.
Выйти _______автобуса. Вам лучше доехать _______трамвае.
VIII. Что правильно?
Я скоро выздоровею. - Я скоро выздоровлю.
Мне надо принесть картошки . - Мне надо принести картошки.
Не махай руками - Не маши руками.
IX. Озаглавь рассказ. Разные заголовки.
X. Как строится текст. Окончание текста.
XI. Составление начала текста с опорой на заголовок.
XII. Составление текста по заголовку и началу в тексте.
XIII. Озаглавь текст. Выделение абзацев.
XIV. Составление текста по заголовку и ключевым словам из абзацев.
XV. Раздели на части. Обозначь абзацы. Составь план.
XVI. Напиши сочинение по плану.
Зимние каникулы.
1.Новогодние каникулы.
2.Школьный утренник.
3.Как мы дома отмечали Новый год.
4.Зимние забавы ( санки, лыжи, коньки, игры в снежки).
5.Что еще было интересного.
6.Новая четверть-новые знания.
XVII. Раздели текст на части по готовому плану.
XVIII. Прочитай сочинение. Определи, раскрыта ли тема. Если нет, то раскрой ее.
Ежик.
Вчера в лесу я видел ежа. Я шел по лесной тропинке и собирал землянику. Вокруг было много красных ягодок. Еще я нашел небольшой черничник. А для малины время пока не подошло.
XIX. Сравни текст. Какой из них более связный.
Подводя итог, хочется обратить внимание на следующее:
только система уроков развития речи позволяет за 4 года обучения в начальной школе сформировать у детей основные способности для творческой деятельности и охватить все виды сочинений;
система уроков строится с учетом изучаемых тем по другим предметам ( чтению, окружающему миру) и главных событий в жизни школы, района, семьи-принцип взаимодействия;
сохранить интерес к такому сложному виду творчества ( сочинению) помогают участие в различных конкурсах и выставках и положительные эмоциональные впечатления ( оценка, оформление ).
Не нужно думать, что развитие речи может быть сведено к развитию речи устной ( или письменной). Все виды речи тесным образом связаны. Продвижение в одном направлении тот час же отзовется и на всех других.