Программа курса по выбору Химия вокруг нас для 6 класса.
Управления образования Большесосновского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Протокол заседания решение педсовета протокол № «Большесосновская СОШ» от 28 августа 2015 г.
методического объединения Директор МБОУ «Большесосновская СОШ»
учителей естественно- научного цикла ____________________ О.А. Лискова№ 1 от 26 августа 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу по выбору «Химия вокруг нас»
Уровень обучения (класс): основное общее образование: 6 классы
Количество часов 12
Учитель Дегтерева Алена Григорьевна
С. Большая Соснова
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика курса «Химия вокруг нас»
3. Место учебного курса «Химия вокруг нас» в учебном плане
4.Тематическое планирование
6. Требования к уровню подготовки учащихся и результаты
7. Используемая литература
Пояснительная записка
Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.
Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс «Химия вокруг нас» позволяет внимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.
Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые используются в повседневной жизни.
В данной программе особое внимание уделено лабораторному эксперименту, который носит в основном творческий характер и в значительной мере служит не только для закрепления теоретического курса, но и усвоения нового материала.
Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Рабочая программа курса «Химия вокруг нас» разработана на основе следующих нормативных документов:
Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
Основной образовательной программы ОУ.
Данная программа составлена на основе программы пропедевтического курса химии авторов А.С. Аспицкой и Л.А. Шиляевой.
Цель: создание условий для развития разносторонних интересов и способностей, активизации их познавательной деятельности на первом этапе знакомства и изучения предмета химии.
Задачи пропедевтического курса химии:
Сформировать первоначальные знания о предмете химия.
Сформировать практические умения для выполнения лабораторных работ.
Познакомить учащихся 6-х классов с « химическим языком».
Воспитать у учащихся умение самостоятельно организовывать работу.
Пробудить интерес к предмету химия для последующего обучения в старших классах.
Общая характеристика курса «Химия вокруг нас»
В данной программе особое внимание уделено лабораторному эксперименту, который носит в основном творческий характер служит не только для закрепления теоретического курса, но и усвоения нового материала.
Ключевыми в содержании программы являются понятия: вещества, химические явления, человек, окружающая среда.
Программа внеурочного курса для учащихся 6 класса является расширением предмета «Химия».
Основополагающими принципами построения курса «Химия вокруг нас» являются:
научность в сочетании с доступностью;
практико-ориентированность,
метапредметность.
В рамках предмета «Химия» не рассматривается большинство тем данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.
Описание места учебного курса «Химия вокруг нас» в учебном плане
Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 12 часов (1 раз в неделю, 1 четверть)
Направленность: пропедевтика преподавания химии.
Возраст учащихся: 12-13 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1четверть.
В основе внеурочного курса лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных, возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего общего образования
Методы и приемы, используемые при изучении курса
- наблюдение
- простейший химический эксперимент
- прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;
-занимательность.
Формы проведения занятий:
-эксперимент и наблюдение
-защита проекта,
-беседа,
-активные и пассивные (настольные) химические игры.
Ожидаемый результат:
Расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, умений сравнивать и делать обобщения.
Соблюдение техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
Умение определять физические свойства предлагаемых веществ.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при выполнении химических опытов.
Использования полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Критерии оценивания ученика.
Когнитивный (познавательный) критерий:
отражает успешность освоения учащимися знаний по курсу. Критерий отслеживается по результатам выполнения учащимися тестовых работ.
Поведенческий критерий: отражает грамотность поведения учащихся на занятии, следование правилам техники безопасности при выполнении лабораторных работ, дисциплина на занятии.
Мотивационный критерий: отражает личную заинтересованность учащихся в усвоении материала и приобретении новых знаний. Личностные достижения ребёнка.
Тематическое планирование
№ № Тема Лабораторные опыты Введение в химию (2 часа)
1 1 Предмет химии. Вещества. Физические и химические явления.
Демонстрации: примеры физических и химических явлений.
Демонстрации: измельчение мела, взаимодействие мела с кислотой.
2 2 Практическая работа: приемы обращения с лабораторным оборудованием, правила техники безопасности в кабинете химии. Химическое путешествие по кухне (2 часа) 2 1 Газовая плита. Природный газ метан. Горение. Строение пламени. Прекращение горения. Изучение строения пламени.
4 2 Кислород. Горение веществ в кислороде воздуха. Демонстрации: Получение кислорода, обнаружение кислорода и углекислого газа. Что мы пьем (3 часа) 6 1 Вода - растворитель. Растворы. Растворимые и нерастворимые вещества.
Растворение легко - и труднорастворимых веществ в воде (суспензии мела, эмульсия растительного масла, раствор поваренной соли). 7 2 Минеральная и газированная вода. Чай и кофе.
Выпаривание раствора минеральной воды;
обнаружение танина в чае 8 3 Молоко. Скисание молока, молочная кислота. Молочные продукты (простокваша, кефир). Обнаружение молочной кислоты в кефире; обнаружение белков в молоке. Что мы едим (2 часа) 9 1 Углеводы. Хлеб, тесто. Дрожжи. Ягоды и фрукты. Глюкоза.
Обнаружение крахмала, глюкозы в хлебе; обнаружение крахмала в маргарине 10 2 Белки: яйцо, мясо, рыба.
Обнаружение белков в мясе и рыбе 11 3 Растительные и животные жиры. Сливочное масло. Маргарин. 12 1 Историческая справка о химии в пище. Пища будущего: фантазия и реальность.
Литература
Аспицкая А.Ф., Шиляева Л.А. Программа пропедевтического курса химии для 5-7 классов. Пермь, 1995
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992
Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993
Ольгин О. Н. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986
Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия.1990