Развитие устной и письменной связной речи младших школьников
МКОУ «Липчанская ООШ»
«Развитие устной и письменной
связной речи младших школьников»
Учитель начальных классов: Мащенко Л.М.
План.
Введение.
Развитие устной и письменной связной речи младших школьников.
1.Особенности работы с первоклассниками.
2. Работа с текстом во втором классе.
3.Речевое развитие третьеклассников и четвероклассников.
III. Заключение.
I. Введение.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться, и обладает внутренней культурой. Цель в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, используя приоритетные средства – культуру речи и культуру общения.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. От успешности развития речи младших школьников зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Поэтому с 2000 года я работаю над темой « Развитие устной и письменной связной речи младших школьников».
Ребёнок приходит в школу с определённым запасом слов и оборотов для выражения мыслей и чувств. У многих детей бедный запас слов, общее недоразвитие речи с дефектами звукопроизношения. Они не умеют строить самостоятельно связный рассказ, в предложениях часто повторяются одни и те же слова.
Учителю совместно с родителями необходимо проводить планомерную работу по расширению словарного запаса учащихся, по развитию связной речи, по коррекции дефектов звукопроизношения; через художественные произведения прививать любовь к родному языку.
Основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках ознакомления с окружающим миром, математики, рисования, истории.
Усвоение основ выразительности устной речи учащихся рассматриваются в нескольких направлениях:
1.Техника речи:
а) система упражнений на правильное овладение дыханием, голосом, дикцией;
б) формирование умения владеть голосом при чтении, рассказывании, пересказах;
в) разметка текста – с точки зрения выражения компонентов интонации с последующим выразительным его прочтением.
2. Актерское мастерство:
а) умение владеть мимикой, жестами;
б) умение владеть голосом;
в) умение сопереживать.
3.Речевые навыки:
а) овладение орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами;
б) выбор языковых средств, соответствующих определенному языковому стилю.
Все эти направления работы взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга.
Письменная речь требует, в отличие от разговорной, большей заботы о её связности, адекватного отбора средств связи между предложениями текста. Особого внимания требует ознакомление со средствами соединения предложений в тексте. Учащиеся наблюдают над смысловым единством и последовательностью предложений текста, выделяют средства связи между частями и предложениями и упражняются в использовании различных лексических средств связи (местоименной замены, лексического повтора, лексических и текстовых синонимов и др.) Кроме этого, важную роль в обеспечении связности текста играет в письменной речи порядок слов в предложении.
Работа над развитием устной и письменной связной речи учащихся составляет единую систему, в которой учащиеся овладевают знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простейших знаний к более сложным, устанавливая связи между ними.
Тематическое планирование осуществляется поэтапно.
I этап. Речь. Предложение. Слово.
1 класс.
Составление устных рассказов.
Рассказывание сказок.
Составление предложений.
Письмо слов и предложений.
II этап. Речь. Текст. Предложение.
2 класс.
Работа над пересказом.
2. Работа над выразительным чтением.
3. Составление и запись предложений, объединённых общей темой.
4. Сочинение рассказа по картинке и плану.
5. Изложение текста по вопросам.
III этап. Текст и предложение.
3 класс
1. Составление и запись предложений, различных по цели высказывания и интонации.
2. Знакомство с особенностями повествовательного текста.
3.Письмо обучающих изложений
4.Работа над пересказом текстов различных жанров.
IV этап. Слово. Предложение. Текст.
4 класс
1. Составление и запись предложений с однородными членами.
2. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
3. Сочинение по картине, по наблюдениям.
4. Пересказ текстов разных тематик и жанров.
II. Развитие устной и письменной связной речи младших школьников.
1.Особенности работы с первоклассниками.
Учебным планом четырёхлетней начальной школы в первом классе вместе с обучением чтению и письму выделено развитие речи. На страницах "Азбуки" В.Г. Горецкого находятся иллюстрации, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, по которым учащиеся составляют устные рассказы.
Учителю важно научить первоклассников связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать рассказывать не торопясь, помогать находить учащимся нужные слова и выражения, развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.
В методике развития речи существуют рассказы различных видов:
1. фактические рассказы;
2. творческие рассказы.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Выбор зависит от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.д. Я применяла рассказы с использованием предметов и игрушек, беседу по картине, рассказы по картине, пересказ художественных произведений, рассказы из личного опыта, творческий рассказ.
Детям должно быть интересно учиться. В этом помогают игры и инсценировки. Приём драматизации для первоклассников более эффективен, чем пересказ, так как стоящая перед ними задача полноценно выразить индивидуальность героя предполагает усвоение особенностей его речи в условиях почти идентичных речевой ситуации. Учащиеся легко усваивают определённые языковые средства, в результате чего происходит обогащение и лексического, и синтаксического, и интонационного строя устной речи.
Каждый день на уроках использовала комплекс фонетических и артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки.
Вот некоторые из них:
1. Отчётливо произноси слоги
(тихо-чуть громче-громко-вполголоса-тихо)
за-зу-зе -зо-зи
2. Отчётливо и быстро читай слоги
ма-мо-мы-му-ме
тя-тё-ти-тю-те
3.Доскажи строку
ло-ло-ло-на улице тепло
лу-лу-лу-стол стоит в углу
ул-ул-ул-...
4. Доскажи слово
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую (лису)
Для развития голосового аппарата, темпа речи в качестве тренировочных упражнений используются чистоговорки и скороговорки.
Чистоговорки
1. ра-ра-ра-Кате спать пора.
ро-ро-ро-на полу стоит ведро.
2. ло-ло-ло-на улице тепло
лу-лу-лу-рады мы теплу
Лы-лы-лы – забивали мы голы.
Лу-лу-лу – возле окон на полу.
Ла-ла-ла – не заметили стекла.
Ло-ло-ло – вот и треснуло стекло.
Ча-ча-ча – нет зелёного мяча.
Ча-ча-ча – была Катя у врача.
Ча-ча-ча – дядя Стёпа – каланча.
Ча-ча-ча – на столе горит свеча.
Ща-ща-ща – мы гуляем без плаща.
Ща-ща-ща – поймал Лёвочка леща.
Щи-щи-щи – ох и вкусные лещи.
Ща-ща-ща – нет щетинки у леща.
Ша-ша-ша – шубка очень хороша.
Ши-ши-ши – груши тоже хороши.
Са-са-са – к нам летит оса.
Са-са-са – вот бежит лиса.
Су-су-су – встретил волк лису.
Сы-сы-сы – шуба у лисы.
Сы-сы-сы – у осы усы.
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.
Це-це-це – сидит Ваня на крыльце.
Ца-ца-ца – нет усов у молодца.
Скороговорки.
Белые бараны били в барабаны.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.
Дарья дарит Дине дыни.
Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
В живом уголке жили ежи да ужи.
У Зины много забот,
Заболел у зайки живот
По выработке дикции хорошим материалом являются небольшие стихотворения, загадки.
1. Правильно произноси звуки. Какой звук часто повторяется?
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
2. Отгадай загадку. Сколько слов с буквой ж встретилось?
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе-кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
3. Загадай загадку соседу.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака)
4. Забавная азбука.
Акула открыла зубастую пасть,
И поняли рыбы, что могут пропасть.
Бык не любит глупых шуток
Ни в какое время суток.
Верблюд величаво идёт по пустыне,
Несёт на спине ароматные дыни.
Горилла макаку едва не побила
За то, что макака гориллу дразнила.
Дятел дерево долбит,
Сохраняя свежий вид.
Ежи обожают стихи и загадки.
Ещё они любят играть с нами в прятки
Ёжик свернулся в колючий клубок,
Чтобы никто его скушать не смог.
Журавль взлетит под облака,
На нас посмотрит свысока.
Заяц зимой вдруг становится белым,
Но не становится более смелым.
Иволга – мама, и папа, и дети –
Все превосходно играют на флейте.
Кошка ссорилась с котом
И царапалась притом.
Лягушонок вымыл лапки
И надел сухие тапки.
Медведь в берлоге любит спать,
Там не нужна ему кровать.
Носорог не виноват
В том, что нос его рогат.
Ослик было разленился,
Но потом остепенился.
Пеликаны-великаны
Не ныряют, как бакланы.
Рак попятился назад:
Нашей встрече он не рад.
Сорока всё утро трещала,
Кому-то о чём-то вещала.
Телёнок на выгоне нас повстречал,
Подумал, подумал и вдруг замычал.
Утки шли цветущим лугом
Вперевалку друг за другом.
Филин грозно скажет: «Ух!»
Полетят перо и пух
Хамелеон со всех сторон
Всегда, вездеон ине он.
Цаплям нашего болота
Есть лягушек неохота.
Чибис прячется в лугу
И в траве на берегу.
Шимпанзе давать не надо
Ни конфет, ни шоколада.
Щука в озере плыла,
Деток ужинать звала.
Эму – страус самый сильный,
Мчится вдаль дорогой пыльной.
Юла гордится хохолком
И чистым, звонким голоском.
Ягуар – совсем не кошка
Я боюсь его немножко.
Особое внимание на уроках уделялось развитию мелкой моторики рук.
6.Пальчиковые игры.
Фома.
Стучит, бренчит по улице: Приставной шаг с хлопком.
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке Изображение кошки.
По кривой дорожке. Показ правой рукой кривой линии.
-Куда, Фома, едешь? Правую руку в сторону, затем левую.
Куда погоняешь?
-Еду сено косить. Показ работы косой.
-На что тебе сено? Руки в стороны, на лице удивление.
-Коровок кормить. Руки на поясе.
-На что тебе коровы? Руки в стороны.
-Молоко доить! Показ доения коровы.
-А зачем молоко? Плечи вверх, на лице удивление.
- Ребяток кормить! Показ на стоящих в кругу детей.
Овощи для щей.
Чищу овощи для щей. Вертикальные движения руками,
Сколько нужно овощей? «отряхивание от земли».
Три картошки, Загибание 3 пальцев на левой руке.
Две морковки, Ещё 2 пальца.
Луку полторы головки, Загибание пальцев на правой руке.
Да петрушки корешок, Ещё 1 палец.
Да капустный кочешок. Ещё 1 палец.
Потеснись-ка ты, капуста, Руки в стороны.
От тебя в кастрюле густо!
Раз! Выставить большие пальцы рук.
Два! Указательные.
Три! Средние. Остальные в кулаке.
Огонь зажжён! Хлопки.
Кочерыжка, Руки на поясе.
Выйди вон! Показ правой рукой на дверь.
Валерка.
Взял Руки сжаты в кулаки на уровне груди.
Валерка Раскрыть правую ладонь.
Тарелку. Раскрыть левую ладонь.
Взял Кисть правой руки согнуть к себе.
Поднос. Кисть левой руки согнуть к себе.
Мне Раскрыть правую ладонь.
Валерка Раскрыть левую ладонь.
Тарелку
На подносе
Принёс.
Что делать после дождика?
Что делать после дождика? Соединить все пальцы рук с
большими.
По лужицам скакать. Щепоть одной руки приставить в центр другой.
Что делать после дождика? Как в 1 строчке.
Кораблики пускать. Рисовать обеими руками восьмёрку.
Что делать после дождика? Как в 1 строчке.
На радуге Очертить руками дугу.
Качаться. Покачивание из стороны в сторону.
Что делать после дождика? Как в 1 строчке.
Да просто улыбаться! Улыбка.
Мышь и мышонок.
Мышонку Правую руку и ногу выставить вперёд.
Шепчет Правую руку и ногу отставить в сторону.
Мышь: Правую руку и ногу отставить назад.
-Ты всё шуршишь? Правую руку и ногу отставить в сторону.
Шуршишь? Правую руку и ногу выставить вперёд.
Мышонок Ноги вместе, руки на поясе.
Шепчет Левая рука и нога повторяет все движения.
Мыши:
-Шуршать
Я буду
Тише!
Дворник и ветер.
Дворник дверь Руками поочерёдно «закрыть дверь» на себя.
Два дня держал-
Деревянный дом Руки по швам с приседанием.
Дрожал.
Ветер дёргал Похлопывание по бёдрам.
Эту дверь, Волнообразные движения руками.
Дворник думал: Руки описывают круг.
Это зверь. Руки над головой изображают рога.
Влас и Афанас.
Влас у нас. Руки прижаты к груди.
Афанас у вас. Руки разводятся в стороны.
Влас у нас. Движения повторяются.
Афанас у вас.
Халва.
Хвала Руки на столе.Удар правой рукой по столу.
Халве. Раскрыть ладонь.
Хвала Удар левой рукой по столу.
Халве. Раскрыть ладонь.
Хвала Удар обеими руками по столу.
Халве. Раскрыть обе ладони.
Попугай.
Говорит Локти на столе. Пальцы сомкнуты в «клювик».
Попугай попугаю: Вращение правой кистью в разные стороны.
-Я тебя, попугай, Вращение левой кистью в разные стороны.
Попугаю!
Попугаю в ответ Вращение обеими кистями.
Попугай:
-Попугай!Попугай!
Попугай!
У Маланьи.
У Маланьи, у старушки, Обе ладони подпирают подбородок.
Жили в маленькой избушке Руки над головой показывают крышу.
Семь сыновей, Показ 7 пальцев.
Все без бровей. Показ пальцами бровей.
С такими ушами, Показ руками больших ушей.
С такими глазами, Согнуть в колечко большой и указательный
Пальцы и приставить к глазам.
С такой головой, Руки сомкнуть над головой.
С такой бородой, Движение руками от подбородка вниз.
Ничего не ели Присесть на корточки.
На неё глядели Согнутые руки в локтях на коленях.
Делали вот так. Руки подпирают подбородок.
Утро.
Просыпайся! -Просыпаюсь!( потягивание)
Поднимайся! -Поднимаюсь! (прыжок)
Умывайся! -Умываюсь! ( показ)
Обливайся! -Обливаюсь!
Вытирайся! -Вытираюсь!
Одевайся! - Одеваюсь!
Собирайся! - Собираюсь!
И прощайся! Пальчики.
Пальчики у нас попляшут Вращение кистей.
Вот они, вот они!
В кулачки мы пальцы спрячем Сжимание, разжимание пальцев.
В кулачки, в кулачки.
Пальчики опять попляшут: Перебор пальцами.
Вот они, вот они.
Пальчиками мы помашем: Встряхивание кистями рук.
Уходи, уходи!
Кошка.
Кошка мышку цап – поймала! Одна рука захватывает другую.
Подержала, подержала, отпустила, Вращение рукой, отталкивание.
Побежала, Рука-мышка отводится в сторону.
Хвостиком помахала, Движение мизинцем.
«До свиданья!» нам сказала.
Шмыг. Рука прячется за спину.
Волк и зайчик.
Раз, два, три, четыре, пять, Пальцы сжимаются в кулак.
Негде зайчику скакать. Сжимание и разжимание пальцев.
Всюду бродит волк, волк, То же левой рукой.
Он зубами щёлк, щёлк! Движение ладони к большому пальцу.
А мы спрячемся в кусты. Постукивание правой рукой по столу.
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, не спеши, Постукивание левым кулаком по столу.
Когда спрячемся, ищи! Положить обе ладони на стол
Скакалка.
Я скачу, я верчу новую скакалку Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы
Вращаются.
Захочу, научу Настю и Наталку Сжимание и разжимание пальцев.
Вот так, вот так посреди дорожки Хлопок – кулачки.
Раз вперёд, раз назад Руки в «замок», обратный «замок».
И на правой ножке. Поочерёдно кулаком стучать по ладони.
Зайчики и белочки.
Зайчики и белочки Кисти в кулачок( сгибание и разгибание).
Вышли погулять,
На полянке солнечной Круговые движения кистями.
В салочки играть.
Выходи скорей в кружок. 3 хлопка, руки в стороны.
Здравствуй, здравствуй, «Пальчики здороваются».
Мой дружок.
Слон.
В зоопарке стоит слон: Разжимание и сжимание пальцев в кулаки.
Уши, хобот, серый он. Поочерёдное выставление больших пальцев,
Указательных, потирание кистей.
Головой своей кивает, «пальчики здороваются с большими пальца-
Ми».
Будто в гости приглашает. Кисти лицом к себе, зовущий жест.
Воздушный шар.
Шар воздушный, шар воздушный, Сгибание-разгибание кистей рук.
Шаловливый, непослушный. «колечки».
Вместе с ветром убежал. «Замок».
А куда? Не сказал. 3 хлопка, руки за спину.
Чайка.
Подогрела чайка чайник Сжимание-разжимание кулаков.
Пригласила восемь чаек: 4 приглашающих жеста.
- Приходите все на чай! Сжимание-разжимание пальцев в «замок».
Сколько чаек? Отвечай! «Колечки».
Цыплёнок.
-Не хочу один клевать я! Пальцами правой руки ударить по левой.
Пусть скорей приходят братья! Приглашающее движение кистями.
-Где ж они? – Под старой липой! Разжимание «замка», поглаживание кистей.
- Как зовут их?- Цыпа! Цыпа! 2 хлопка, 2 приглашающих движения.
Полёт.
Вот готовится в полёт Поднимание-опускание больших пальцев.
Винтокрылый самолёт. Вращение большими пальцами.
Ни разгона, ни разбега, «Кулак-ладонь».
Раскрутили винт- и в небо. Вращение кулаков перед грудью,
Раскрывание пальцев вверх.
Цветок.
Шевелились у цветка Основания кистей прижаты,
Пальцы хаотично двигаются.
Все четыре лепестка. «Пальчики здороваются».
Я сорвать его хотел. Сжимание-разжимание кулаков.
Он вспорхнул и улетел. Встряхивание кистями.
Угостим зверей.
Мы делили апельсин. Режущие движения ладонями.
Много нас, а он один. Руки в стороны, показать 1.
Эта долька- для ежа, Ладони вместе в «замок».
Эта долька – для чижа, Показать полёт птицы.
Эта долька для утят, Ладони в кулаки, показ больших пальцев.
Эта долька для котят, Показ «когтей».
Эта долька для бобра, Пальцами правой руки накрыть кулак
Левой руки.
А для волка кожура. Руки прячутся за спину.
В первом классе я проводила коррекцию неправильной речи у детей, развивала артикуляционный аппарат.
Для учащихся с дефектами речи был подобран материал, соответствующий уровню развития. Трудный звук ещё учу(стихи без звука «р»).
Почему люблю я зиму. Что же лучше?
Почему люблю я зиму? Что ты больше любишь-
Потому что, погляди, -Зиму или лето?
Как бегут по льду и снегу Как же мне ответить?
Санки, лыжи и коньки. Что сказать на это?
Мы зимою не скучаем, Летом так чудесно
Хоть и холодно все дни. Легко одеваться!
Веселиться помогают Летом даже можно
Санки, лыжи и коньки. Целый день купаться!
Только снежною зимою Ягод летом много,
Нам послушны и легки И цветов, и солнца,
И зовут гулять с собою Что тепло и ласково
Санки, лыжи и коньки. Светит всем в оконца!
Но люблю я зиму!
Это точно знаю!
Зимние забавы я не поменяю
На цветы, на солнце,
Даже на купанье.
Ничего нет лучше зимнего
гулянья!
Я на санках еду!
Я снежки кидаю!
Веселее дела точно я не знаю!
Стихи без звуков «р», «ш», «ж».
Стало холодно зимой. В гостях у деда.
Стало холодно зимой. Снег идёт, снег идёт!
Стало голодно зимой. Он скучать мне не даёт.
Зайка плачет под кусточком: Я могу по снегу бегать,
-Нет капусты, нет листочков! Пока дед не позовёт.
Как мне быть с такой бедой? Есть у деда две собаки,
Где найти еду зимой? А ещё любимый кот.
Как спастись от злого волка, И собаки не бояться,
От лисы и от двустволки? Если снег весь день идёт.
Я б на зависть всем соседям Только валенки достану,
Согласился стать медведем А собаки тут как тут!
Спал бы я, как косолапый И на санках покатают,
И сосал всю зиму лапу. Палочку в снегу найдут.
Васька-кот боится снега.
Он из дома – никуда!
Целый день сидит у печки,
Подставляет ей бока.
Вот настали холода. Мамин помощник.
Вот настали холода. Маму очень я люблю!
Да ведь это не беда! Я всегда ей помогу.
Мы оденемся теплей. Пол могу я подмести,
Нам зимою веселей! Стул на кухню отнести.
Васька, мой любимый кот, Пыль смахнуть со всех вещей
Вслед за мной гулять идёт. И налить котёнку щей.
Бегает он весь в снегу, Я могу помыть посуду,
И не холодно ему. Но сегодня мыть не буду.
Только куст озяб в саду. А помочь-то я готов.
Снегом кустик замету. Напеку-ка ей блинов!
Пусть под снегом видит сны. Маме точно помогу.
Пусть стоит так до весны. Я блины и сам люблю!
Кто же это? Ну и котята!
У тебя и у меня Пять котят у мамы кошки.
Есть надёжная семья Кошка села на окошко.
Пять помощников моих. Мама-кошка ждёт котят,
Много дел всегда у них. Ведь котята есть хотят!
Вот пошёл я погулять! Молоко и каша ждут.
Надо шапку завязать, Почему же не идут?
Надо шубу натянуть, Потому что пять котят
Пуговицы застегнуть, Очень любят шоколад.
Бабу снежную слепить. И котята убежали.
Без помощников как быть? Кашу есть они не стали.
Очень важно всем нам знать,
Как помощников назвать.
В гости к бабушке.
Вот и кончилась зима. Даже кушать не хотел,
За окном у нас весна. Даже мультик не глядел!
Женский день уж на носу. Даже мячик не гонял
Что бабуле понесу, И машину не катал!
Когда в гости к ней пойдём И надумал наконец.
С милой мамочкой вдвоём? Вот какой я молодец!
Думал, что ей отнести? Понесу ей обещанья!
Может, мёд или цветы? Обещанье не шалить,
Обещанье лучше кушать
И всегда послушным быть.
На развитие слухового внимания подобраны разнообразные стихотворения.
Согласный звук «Ж»
Кто жужжит над самым ухом?
Что-то у меня со слухом?
Отгоняю я жужжанье
Это что за наказанье?
Не заснуть под этот звук!
Догадались? Это жук!
Жарким летом.
Над жасмином жарким летом
Кружит жук, ворча при этом:
- Ж-ж-ж, уж-ж-ж-асная ж-ж-жара
Окруж-ж-ж-ает нас с утра!
От неё нигде не скрыться!
Голова уж-ж-ж-е круж-ж-ж-ится!
Дифференциация «ш»-«ж».
Очень похожи эти два звука.
В гости они проберутся без стука:
«Ш» прошипит, проползая змеёй.
«Ж» прожужжит, пролетая пчелой.
Как различить их?
Есть способ такой!
«Ж» - всегда звонкий,
«Ш» - он глухой.
Часто не знаем «Ж» или «Ш»?
Гласный за ними поставь, не спеши.
Ясно услышишь, что же за звук.
Правило это помни, мой друг.
Так проверяем слова НОЖ, ЁЖ,
КАРАНДАШ, КРУЖКА, ГРОШ.
Есть и другое: про ЖИ и про ШИ.
Лишь с гласным И эти слоги пиши!
Шубка для мышки.
Стала мышка шубку ШИТЬ,
Чтоб зимой под снегом ЖИТЬ.
Раздобыла мышка ШИЛО.
Ниток нет, сгодится ЖИЛА.
Рядом с мышкой кошки ЖИЛИ,
Они тоже шубки ШИЛИ.
Кошки стали всё КРУШИТЬ,
Вокруг домика КРУЖИТЬ.
Навострила мышка УШИ,
Стала мышка вдвое уже.
Пусть для кошек это шутка,
Ну, а мышке просто жутко!
Согласный звук «Щ».
«Щ» - ещё один согласный, Ну, а звук – в словах ЩЕНОК,
Он – шипящий, настоящий, ЩЁЛОК, ЩУКА, и ЩИТОК,
Всегда мягкий, щелевой, ЩИ, ЩЕПОТКА, ЩАВЕЛЬ, ЩЁКИ,
Хоть глухой, но боевой! ЩЕБЕТ, ЩЁГОЛЬ, ЩЕПКИ, ЩЁТКИ,
Так шипят гусак в атаке БОРЩ, ТОВАРИЩ, ПЛЮЩ и КЛЕЩ,
И варан в жестокой драке, ПОМОЩЬ, НЕМОЩЬ, ПЛАЩ и КЛЕЩ.
Большущие слова.
У кошки усы, а у тигра – УСИЩИ, Тщетно в пеЩере сметает ПЫЛИЩУ.
У птички глаза, у дракона – ГЛАЗИЩИ. Вот великанша длиннюЩей РУЧИЩЕЙ
У гномика дом, у Кащея – ДОМИЩЕ, Машет зовуЩе крошке-СЫНИЩЕ,
В баночке сом, в речке – СОМИЩЕ. Тот ещё мал, но уже ВЕЛИКАНИЩЕ,
Если большие, значит – ЗУБИЩИ, Носит он РУБИЩЕ, БРЮЧИЩА,
Ими скрежеЩет злюЩий ВОЛЧИЩЕ. ТАПИЩА,
А динозавр здоровуЩим ХВОСТИЩЕМ Любит он есть большуЩие ОВОЩИ
И не нуждается в маминой ПОМОЩИ!
Помощник Щен.
Помощь требуется Жучке: Взял ЩЕНОК ЩИПЦЫ и КЛЕЩИ,
У ЩИПЦОВ сломались ручки, Починил он в доме ВЕЩИ.
В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА Для БОРЩА почистил ОВОЩИ.
Жучка ищет в РОЩЕ сына. «Ну какое ты сокровиЩе!»-
У собаки сын- ЩЕНОК, Не нахвалится им Жучка.-
ТаЩит ЩЕПОК он мешок: «ВОТ тебе ЩЕРБЕТА кучка.
От жары рассохся дом, Ведь за помоЩь без сомнения,
ЩЕЛИ Щен закроет в нём. Ты достоин угоЩения!»
Звук «Ч».
Нежный звук.
Захотелось ласковых нам слов. В них звук «Ч» нашёл себе местеЧки,
Кто из звуков нам помочь готов? Чу! – стрекоЧет ласково кузнеЧик,
«Ч» - он самый мягкий звук! ПЧхи! ПЧхи! ПЧхи! – чихает ЧЕЛОВЕЧЕК.
Не откажемся мы от его услуг: Чьи вы? Чьи? – нас чибис так встречает,
БелоЧка, цветоЧек, «Ч-Ч-Ч-Ч» - к молЧанью всех
стульЧик, пальЧик, он призывает.
КнижеЧка, быЧок, жуЧок,стаканЧик, «Только что в гнезде уснули птиЧки,
ЗазвуЧали ласково словеЧки, Смежили во сне свои ресниЧки.»
Мчится поезд.
Ч-ч-ч! Все проЧь с дороги!
Отдавить могу я ноги!
Мчится поезд:
- Очень сроЧно надо всем
Доставить поЧту,
Ни на ЧАС не опоздать,
Всем приветы передать!
Чей хвост?
Хвост у собаки, конечно, собаЧий, Хвост у телёнка – жалкий, теляЧий,
У поросёнка он – поросяЧий, У жеребёнка – совсем жеребяЧий,
А вот у кошки – просто кошаЧий, Смех у ребёнка – звонкий, ребяЧий,
У индюка – цветной, индюшаЧий, Ну, а восторг – весёлый, щеняЧий!
Чудным вечером за чаем.
Чёрный граЧ вЧера скуЧАл. – А вЧера ЧЕЧЁТКИН ЧЕЧЕТ
ПоЧему? И сам не знал РаскриЧАлся, будто креЧет,
Чтобы было веселей, ЧЕЧЕВИЦЕЙ подавился
Пригласил к себе гостей: И в больнице оЧУтился.
ЧАЙКУ, ЧИБИСА, ЧИРКА - - Взяв детей и ЧЕМОДАНЫ,
Посидеть до веЧерка. СыЧ уехал на Багамы.
За ЧАЙКОМ поговорили, Он надутый и ЧВАНЛИВЫЙ,
Всех соседей обсудили: НоЧЬю злобный, днём ленивый.
- ПоЧему уЧёный ЧИЖИК Обсудили и синиЧку,
ЧАСУ не сидит без книжек, Не забыли про лисиЧку.
Всё ЧИТАЕТ день и ноЧь ЧУТЬ друзей она не съела –
И гостей всех гонит проЧь? Вмиг компания взлетела.
Дифференциация «Щ» - «Ч».
ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
ЧА – ЩА, ЧА – ЩА – пишем только с гласной А:
ЧАЩА, ЧАЙНИК, ЧАЙКА, ЧАН,
ЧАШКА, ЧАРЫ, ЧАЙ, КОЧАН,
ЩАВЕЛЬ, РОЩА и ПАРЧА,
СЛУЧАЙ, ПЛОЩАДЬ и СВЕЧА.
ЧУ – ЩУ, ЧУ – ЩУ – помни, здесь должно быть У:
ЧУТКО, ЩУКА и ЧУЛАН,
ЩУП, ЩУРЁНОК и ЧУРБАН,
ЧУМ, ЧУМА, ЧУЖОЙ, ЧУГУН,
ЩУПЛЫЙ, ЧУЧЕЛО, ВОРЧУН.
Щегол.
Щуплый маленький Щегол Как Щеглу теперь помоЧь?
По дороге в роЩУ шёл, Не укрыться от ненастья.
Появились в небе туЧи, Что же делать? Вот несЧАстье!
Выползая из-за круЧи, ПоиЩи укрытье в роЩе –
Опустились, словно ноЧь, От дождя там скрыться проЩе!
Ленивый лещ.
Захотел ленивый ЛЕЩ,
В водоём на тину ЛЕЧЬ.
Говорят ему ЛЕЩИ:
« А потом тебя ЛЕЧИ!»
Ассорти.
На руке у старца ЧЁТКИ, Раздаётся громкий ПЛАЧ:
А в углу – совок и ЩЁТКИ, Разорвал мальчишка ПЛАЩ.
На лицо упала ЧЁЛКА. В кухне печь всегда ЧАДИТ
А в заборе нашем – ЩЁЛКА. И побелку не ЩАДИТ.
Дифференциация «Л» - «Р».
Малина.
Из кустов кричит МАРИНА:
« Здесь в лесочке есть МАЛИНА!»
И сестрёнка её ЛАДА
Урожаю очень РАДА.
Прошка. Покупки.
На лужок уселся ПРОШКА, Для портретов мамы-ЛАМЫ
Перед ним большая ПЛОШКА. Выбирали в лавке РАМЫ.
Под дождём вся пашня МОКЛА, Для шитья – стальные ИГЛЫ,
И сидеть там было МОКРО. Для детей – смешные ИГРЫ.
Пашня от дождя ПАРИТ, А в конце купили РЕЕЧКИ
Прошка из ружья ПАЛИТ. И ещё для сада ЛЕЕЧКИ.
Плов на завтрак.
Летним утром повар ПРОВ Тут ещё пришёл ЛУКА,
Нам готовил вкусный ПЛОВ. У него болит РУКА.
Повар плов тот стал СОЛИТЬ, Возле плова, ПОСЕРЁДКЕ,
Солью по полу СОРИТЬ. Пров поставил ПО СЕЛЁДКЕ.
За столом сидели ВАЛЯ За столом был полный ЛАД,
И её сестрёнка ВАРЯ. Каждый завтраку был РАД.
Различение звонких и глухих согласных.
Б – П.
Бегемот разинул рот, булку просит бегемот.
Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
В – Ф.
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
Флот плывёт к родной земле. Флаг на каждом корабле.
Г – К.
Гриб растёт среди дорожки, голова на тонкой ножке.
Кот ловил мышей и крыс; кролик лист капустный грыз.
Д – Т.
Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
Таракан живёт за печкой,то-то тёплое местечко.
Ж – Ш.
Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.
Школьник, школьник, ты силач: шар земной несёшь, как мяч.
З – С.
Звёзды видели мы днём, за рекою, над Кремлём.
Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Л, М, Н, Р, Х, Ц, Ч, Щ.
Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.
Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.
Носорог бодает рогом; не шутите с носорогом.
Роет землю серый крот, разоряет огород.
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк.
Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоничному развитию психических процессов, личностных черт, моторики, интеллекта. С первоклассниками часто проводили физкультминутки с речевым проговариванием и игры-инсценировки.
Физкультминутки.
Олины помощники.
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле ножки!
Оля ягодки берёт
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле ручки!
Оля слушает в лесу
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ушки!
Оля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле зубки!
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле глазки!
Весёлый танец.
Знаю я весёлый танец,
Научить и вас берусь.
Друг за другом быстро встанем,
Вспомним как шагает гусь.
На поляне над цветами
Закружились мотыльки.
Вот и мы кружиться станем-
И проворны, и легки.
Скачут зайки по лужайке
Через мостик и лесок.
Мы попрыгаем как зайки-
Прямо, вбок, наискосок.
Ходит аист по болоту
И лягушек ищет он.
Вправо, влево повороты,
Раз – поклон и два – поклон.
Что же вышло?
Подними ладошки выше
И сложи над головой
Что же вышло?
Вышла крыша!
А под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше,
А потом согни дугой
Что же вышло?
Гуси вышли!
Вот один, а вот - другой.
Подними ладошки выше
И сомкни перед собой
Что же вышло?
Мостик вышел!
Мостик крепкий и прямой.
Подними ладошки выше
И, скрестив их, помаши
Что же вышло?
Птичка вышла!
Птички очень хороши.
Игры-инсценировки.
У бабушки.
Купим мы, бабушка, себе курочку,
Купим мы, бабушка, себе курочку.
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
Купим мы, бабушка, себе уточку,
Купим мы, бабушка, себе уточку.
Уточка: «Та-та-та!»
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
Купим мы, бабушка, себе индюшонка,
Купим мы, бабушка, себе индюшонка.
Индюшонок: «Волды-болды!»
Уточка: «Та-та-та!»
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
Купим мы, бабушка, себе кисоньку,
Купим мы, бабушка, себе кисоньку.
А кисонька: «Мяу-мяу!»
Индюшонок: «Волды-болды!»
Уточка: «Та-та-та!»
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
Купим мы, бабушка, себе собачонку,
Купим мы, бабушка, себе собачонку.
Собачонка: «Гав-гав!»
А кисонька: «Мяу-мяу!»
Индюшонок: «Волды-болды!»
Уточка: «Та-та-та!»
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
Купим мы, бабушка, себе поросёнка,
Купим мы, бабушка, себе поросёнка.
Поросёнок: «Хрюки-хрюки!»
Собачонка: «Гав-гав!»
А кисонька: «Мяу-мяу!»
Индюшонок: «Волды-болды!»
Уточка: «Та-та-та!»
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
Купим мы, бабушка, себе коровёнка,
Купим мы, бабушка, себе коровёнка.
Коровёнок: «Муки-муки!»
Поросёнок: «Хрюки-хрюки!»
Собачонка: «Гав-гав!»
А кисонька: «Мяу-мяу!»
Индюшонок: «Волды-болды!»
Уточка: «Та-та-та!»
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
Купим мы, бабушка, себе лошадёнка,
Купим мы, бабушка, себе лошадёнка.
Лошадёнок: «Нуки-нуки!»
Коровёнок: «Муки-муки!»
Поросёнок: «Хрюки-хрюки!»
Собачонка: «Гав-гав!»
А кисонька: «Мяу-мяу!»
Индюшонок: «Волды-болды!»
Уточка: «Та-та-та!»
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
Купим мы, бабушка, себе «Жигулёнка»,
Купим мы, бабушка, себе «Жигулёнка».
«Жигулёнок»: «Жуки-жуки!»
Лошадёнок: «Нуки-нуки!»
Коровёнок: «Муки-муки!»
Поросёнок: «Хрюки-хрюки!»
Собачонка: «Гав-гав!»
А кисонька: «Мяу-мяу!»
Индюшонок: «Волды-болды!»
Уточка: «Та-та-та!»
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
Купим мы, бабушка, себе телевизор,
Купим мы, бабушка, себе телевизор.
Телевизор: «Время-факты!»
Дикторша: «Та-та-та!»
Курочка по зёрнышку: «Кудах-тах-тах!»
На первоначальном обучении словам отрабатываются навыки слогового анализа, потому что слог - ключ к чтению. В период изучения слова как единицы языка формируются понятия: "слово", "звук", "слог", "ударение".
В этом помогают игры и упражнения:
1."Доскажи словечко"
ро
ва за
ко
2."Образуй новые слова"
утки
ш пион
топка
пулька
3."Замени первый звук"
тапка (шапка)
порох (шорох)
жаль (шаль)
губы (шубы)
мыло (шило)
4. "Составь имена"
Ма-Си-та-ва-Све-Сла-Са-ша-ма
5."Чудесное превращение слов"
малы лак
Ш
голы рамы
6."Буква потерялась"
·ли, л
·то, с
·ло, л
·с.
7."Превращение слов" Измените одну букву.
лото-лето-лечо, мел-сел-пел, Сеня-Соня-Тоня- -Толя-Коля-Поля.
Ведущим направлением в развитии речи учащихся провозглашается словарная работа. Обогащение словарного запаса детей происходило в систематической словообразовательной работе.
«Профессия». Добавьте - щик и получите название профессий.
обув
пиль
танцов
закрой щик
набор
упаков
стеколь
кранов
2. «Большие и маленькие». Составить пары слов.
Кот-котёнок кит-____________
Утка-______ курица-____________
3. «Наоборот». Подобрать слова с противоположным значением.
близкий-
сладкий-
мягкий-
4. «Кто где живёт?» Распределить слова в две группы. (дикие - домашние животные)
медведь
корова
заяц
свинья
овца
коза
волк
собака
лиса
5. «Соедини пары» Подобрать пары слов близких по значению.
Метель, малыш, вьюга, ребёнок.
Уроки чтения и письма в период обучения грамоте неразрывно связаны, поэтому письменные упражнения являются первоначальной ступенькой по развитию самостоятельной, творчески мыслящей личности. Для развития познавательной деятельности использовались следующие виды письменных упражнений:
1. списывание по образцу;
2. списывание с печатного текста;
3. самостоятельная запись названия предмета, изображённого на картинке;
4. письмо под диктовку;
5. сочинение отдельных предложений;
6. сочинение предложений, связанных общей темой.
II. 2. Работа с текстом во втором классе.
Во втором классе при работе по учебникам В.Г. Горецкого "Родная речь" и "Русского языка" Т.Г. Рамзаевой подбирала различные способы работы с текстом:
1. чтение текста;
2. пересказывание текста;
3. чтение цепочкой по предложению, по абзацу;
4. выборочное чтение по иллюстрациям;
5. нахождение отрывка для ответа на вопрос;
6. деление текста на смысловые части;
7. краткий пересказ по смысловым частям;
8. составление плана текста;
9. пересказ по плану;
10. словарная работа над трудными словами;
11. чтение самого интересного отрывка с интонацией;
12. чтение по ролям;
13. конкурсное чтение.
Особое место в развитии речи второклассников занимает пересказ. На данный момент важно организовать работу по следующей системе: чтение, словарная работа, анализ содержания и языка произведения, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей, определение важных словесных выражений и образов каждой части, составление плана к пересказу, пересказ.
Успешно овладев умением пересказывать текст, учащиеся переходят к работам высшего порядка – письменные изложения прочитанного. Для своего класса я подобрала несколько видов работ такого рода:
изложение текста при помощи вопросов;
изложение прочитанного без вопросов с постепенным сокращением содержания:
а) подробное изложение;
б) сокращённое изложение;
в) краткое изложение.
3. составление плана текста и изложение
содержания по плану;
4. извлечение из текста ответов на вопросы.
У учащихся второго класса должны быть прочно сформированы знания законов письменной речи и осуществляться такие действия, как вычленение из общего замысла мысли, составление предложения в устной форме, его оценка с точки зрения содержания, построения и языкового оформления, а также выбор средств для соединения предложения с предыдущим. Устное составление предложения до записи важно на начальном этапе обучения письменной речи для снятия психологических и технических трудностей.
Эмоциональная сфера младших школьников развита недостаточно, для решения этих задач перед чтением художественного текста необходимо создать эмоциональный настрой на слушание или чтение.
Дети наблюдают, как поэты и писатели видят мир, рисуют его словами, как красиво, выразительно, ярко и точно слово в художественном тексте. Знакомясь с героями произведений, думая над их поступками и характерами, учащиеся находят слова, с помощью которых автор говорит о своём герое, как к нему относится. Все виды заданий направлены на развитие устной речи.
3.Речевое развитие третьеклассников и четвероклассников.
Младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, поэтому осуществление межпредметных связей предоставляет большие возможности для речевого развития учащихся третьего и четвёртого классов. Интегрированные уроки дают много нового, полезного, систематизируют представления, создают такие учебные ситуации, в которых школьники должны применять знания, полученные на других уроках.
Так, например, в третьем классе, распределив словарные слова по группам:
1. завтрак 2. животное 3. расстояние
обед ворона автобус
ужин сорока вагон
тарелка воробей трамвай
килограмм соловей машина
сахар медведь ракета
компот заяц корабль
молоко космонавт
магазин
и др.
на их основе я проводила разнообразную работу с предложением и текстом. Учащиеся составляли предложения на определённую тему, текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Для выработки навыков правильного составления и построения предложений и текста предлагала учащимся следующие виды работ:
1.деформированные предложения;
2. деформированный текст;
3. ответы на вопросы;
4. рассказ по вопросам;
5. рассказ по картинкам и вопросам;
6. рассказ по началу;
7. рассказ по серии картинок;
8. свободный диктант;
9. составление рассказа по плану.
К этим видам работ использовала задания по грамматике, подходящие по теме урока.
Чтобы добиться творческого подъёма в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка необходимо использовать разнообразные виды письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, творческое изложение, творческое сочинение.
Творческое списывание усложняется заданиями. Перед списыванием хорошо отрабатываются правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать.
Например, на уроке закрепления правописания приставок даётся текст, в котором пропущены слова. Задание: списать текст, вставляя пропущенные глаголы, выделить приставку.
Однажды мы (пошли) в лес. Кругом лежал пушистый снег.
.(подошли) к высокой сосне. Как красива она! (Перешли) через овраг. Вот колхозная ферма. .(Обошли) её – и снова в лес.
Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. При творческом диктанте текст воспринимается на слух, ученик должен подобрать нужное слово для вставки. Творческие диктанты чаще проводятся в четвёртом классе.
Творческие изложения преследуют цель повторения каких- либо орфограмм, вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, подбирать синонимы, расширять словарный запас.
Творческие сочинения являются наиболее трудным видом творческих работ. Они разнообразны по видам и характеру заданий: сочинения по опорным словам, по личным наблюдениям, по картине, сочинения-фантазии.
Сочинения по произведениям живописи необходимо строить по определённой системе:
словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, изобразительного искусства по теме картины; наблюдения за окружающим миром;
рассказ о художнике и истории создания картины;
беседа по картине;
словарно-стилистическая работа по теме урока;
составление плана сочинения;
составления устного высказывания по картине;
написание первого варианта сочинения;
написание окончательного варианта сочинения;
анализ творческих работ учащихся.
Вся работа над текстом должна быть проникнута вниманием к Слову. Особое внимание следует обратить на полноту образного восприятия произведения и создаваемого текста, а не на анализ их содержания. Это делается для того, чтобы у учащихся сформировалось целостное впечатление от текста.
Развитие речи является составной частью содержания уроков чтения. В учебнике В.Г. Горецкого «Родная речь» лирика занимает почти половину содержания предмета. Очень мало упражнений, которые развивали бы у детей эмоциональную чуткость, тонкость восприятия художественной речи, творческое воображение. Возникла необходимость наметить определённые задачи по прохождению данной темы:
развивать у детей воображение, учить представлять себе картины природы;
формировать умение определять тональность стихотворения, его эмоциональную окрашенность;
создавать атмосферу эмоционального отклика на произведение;
учить выразительному чтению стихотворений о природе, помочь понять, какие умения необходимы для выразительного чтения.
Эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе. Для этого использовались следующие упражнения:
упражнения на развитие эмоционального восприятия:
какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: радость, печаль, сожаление, восторг?
Выберите слова, которые автор выбрал для передачи чувств при виде необыкновенной красоты;
Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.
упражнения на пробуждение воображения и фантазии школьников:
- представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы будете использовать, чтобы нарисовать небо, речку зелень и т.д.,
вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь подобрать мелодию;
подберите словесную иллюстрацию к выбранному отрывку;
какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?
3. упражнения на детализацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении:
подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;
найдите в тексте стихотворения образные средства языка;
найдите эпитет и слово, которое он определяет.
4. упражнения на выражение личностного отношения:
-какие настроения автора вы почувствовали?
-поделитесь с товарищами своими впечатлениями об
услышанном;
- выразите возникшие у вас чувства;
-расскажите своё отношение к воображаемой картине.
Эти упражнения по учебнику В.Г. Горецкого «Родная речь» распределяются на три уровня сложности: репродуктивный, конструктивный, творческий.
Рассмотрим приёмы работы с произведением А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»:
Прочитайте самые красивые строки:
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлён
Найдите эпитеты и слова, которые они определяют (над жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, над безбрежной жатвой, огнедышащее око)
Почему А.А. Фет написал «золотые переливы»? Обоснуйте своё мнение. (Автор сравнивает жёлтый цвет спелой ржи с цветом золота)
Работа над развитием связной речи детей проводилась не только на учебных занятиях, но и на внеклассных мероприятиях, во время которых раскрывались индивидуальные творческие способности детей: умение рассказывать, писать творческие сочинения, участвовать в инсценировках.
Учащиеся с удовольствием занимаются в кружке « В гостях у сказки». Я разработала программу кружка, где в качестве учебного материала выбрала фольклорную (народную) сказку.
Кружок «В гостях у сказки».
Кружок работает на базе МОУОО «Ильинская средняя общеобразовательная школа» для детей 7-10 лет.
Цели: Создавать условия для:
- формирования учащихся как квалифицированных читателей;
- развития всех сторон речи младших школьников;
- коррекции недостатков звукопроизношения;
- развития творческих способностей детей;
- воспитания любви к различным видам искусства.
Содержание образования.
В качестве учебного материала для формирования учащихся-читателей выбраны: 1.Фольклорная (народная) сказка. Сказка – особое средство постижения жизни, близкий и понятный способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Сказка – начало культурного воспитания.
2. Развитие устной речи. Оно включает в себя:
- звуковую культуру речи;
- работу над словом;
- работу над предложением и связной устной речью;
- работу с детской книгой.
3.Ознакомление с художественной литературой.
4. Развивающие игры.
5. Коррекционно-развивающее обучение (логопедическая работа).
Задачи кружка.
1.Способствовать общему всестороннему развитию личности ребёнка.
2.Работать над исправлением недостатков произнесения некоторых звуков.
3.Создавать условия для развития грамматически правильной речи детей.
4.Развивать творческие способности младших школьников.
5.Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Режим работы.
Один раз в неделю в течение всего учебного года , что составит примерно 36 занятий. Продолжительность занятия 40 мин.
К концу года дети должны знать:
- произведения устного народного творчества русского и других народов (сказки, песни, малые фольклорные формы);
- жанры народных сказок (бытовая, волшебная, о животных);
- различие народной и литературной сказки;
-тему произведения, героя, заглавие, фамилию автора;
- элементы книги: обложка, переплёт, иллюстрация;
- упражнения для коррекции недостатков речи;
- термины «зритель», «исполнитель», «рассказчик».
К концу года дети должны уметь:
- читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;
- слушать сказки;
- пересказывать услышанные произведения;
- разыгрывать небольшие сценки;
- драматизировать изученные произведения произносить реплики героя с использованием мимики и жестов);
-показывать игры-драматизации разных видов:
1. чтение в лицах;
2. разыгрывание сюжетов с использованием настольного театра;
3. костюмирование сюжетов самими детьми и с помощью родителей.
Важна роль родителей в развитии речи ребёнка. Я познакомила родителей с методами и приёмами работы по данной теме. Своевременно корректировала недостатки в семейном воспитании. С родителями проводила индивидуальные беседы, где предлагала различные практические наработки по какой-либо проблеме, тематические родительские собрания, групповые практические занятия, семейные праздники.
Заключение.
Планомерная систематическая работа по развитию устной и письменной связной речи учащихся приносит различные успехи в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных особенностей детей.
По сравнению с первым классом у учащихся заметно повысился уровень культуры общения. В речи используются вежливые обращения к собеседнику, слышатся слова похвалы и благодарности во время коллективных или групповых работ. Большинство учащихся свободно владеют подробным и кратким пересказом. Письменные работы отличаются связностью, последовательностью изложения событий, часто встречаются элементы описания. Сочинения показывают хороший уровень самостоятельного, творческого, логически стройного мышления - что говорит о точной и выразительной связной речи учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
Журнал Начальная школа №1 1993 г; №3, №5 1997 г; №2, №7 1998 г; №№1, 7, 9 2000 г; №12 2003г.
Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития , 1997.
Оморокова М. И. Преодоление трудностей. – М: Просвещение, 1990.
Косова Г.В. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1974.
Короткова Э.П. Обучение рассказыванию. – М: Просвещение, 1978.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991.
Соловейчик М. В. Я иду на урок в начальную школу. – М: Издательство «Первое сентября» , 2002.
Костенко Ф. Д. Дидактический материал по развитию речи. – М: Просвещение,1979.
Климанова Л.Ф. АБВГДейка. – М: Просвещение, 1996.
Климанова Л.Ф. Читалочка. – М: Просвещение,1996.
Черноусова Н.С. Сочинение в начальных классах. – М: Просвещение, 1976.
Львов М.Р. Работа над сочинением. – М: Просвещение, 1971.
15