Конспект урока по истории Казахстана на тему Духовная культура казахского народа (5 класс)
Тема занятия: Духовная культура казахского народа (1 час)
Общая цель:Изучение особенностей духовной культуры казахского народа.
Задачи:
Образовательная: Рассмотреть понятие «духовная культура», ее элементы;
Развивающая: Развивать умение самостоятельно добывать знание, переносить знания в новую ситуацию;
Воспитательная: Формировать ценностные ориентации и убеждения, бережное отношение к культурному наследию.
Результаты обучения: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.
Ключевые идеи: Казахская культура – своеобразная и самобытная. Она формировалась в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были народные массы. Создание своего государства имело огромное значение для дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением культуры прежних эпох. В ней полнокровной жизнью жили древние мифологические сказания и поздние фольклорные произведения, средневековая рукописная книжность и собственная казахская литература, историко-летописные и правовые сочинения, ораторское искусство, музыкальное и народно драматическое творчество и народные увеселительные игры.
Методы: словесный, практический, технология «критическое мышление».
Лексика и терминология, специфичная для предмета: «Культура», «фольклор», «салт», «жора-жосын».
Тип урока: Комбинированный.
Материальное обеспечение:учебник «Рассказы по истории Казахстана» 5 класс Ж.О.Артыкбаев и др., раздаточный материал.
Сердце, воображение и разум — вот та среда,
где зарождается то, что мы называем культурой.
Паустовский К. Г.
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Опрос д/з.
Восстановите смысл текста:
Архитектура – это искусство __________ и __________ жилых домов и других зданий и сооружений. История архитектурного искусства на казахской земле начинается с __________ _____. В средневековье на казахской земле было построено много ______, ______, _____. Мавзолей Алаша хана является самым великим памятником ____________ ________.
По легенде, этот мавзолей был построен по приказу хана ________. Для всего казахского народа мавзолей _______ __________ _________ является пантеоном. Наша задача: охранять их, ___________ ____ ____________.
III Изучение нового материала.
Какие виды культуры мы выделяем? Что относится к материальной культуре? Что к духовной культуре? Как вы понимаете эпиграф урока?
Составьте кластер к словосочетанию «духовная культура» (выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди).
Учащиеся, выбирая разные конфеты, делятся на три группы для работы по приему зигзаг – групповой работы с текстом. Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения: «Устная и письменная литература», «Устное народное творчество», «Обычаи, обряды и празднества». Количество отрывков должно совпадать с количеством членов в группе. Каждый учащийся работает со своим текстом, по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме. Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы.
IV Закрепление.
Попробуйте ответить на открытые тесты:
1. К духовной культуре относятся....
2. Время особенного расцвета казахской литературы известно как....
3. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был....
4. Устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период с....
5. К свадебным песням относятся....
6. Существовали различные сказочные жанры....
7. Социально-бытовые поэмы посвящены....
8. Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале....
9. В ауле жениха невесту встречали....
10. На праздниках устраивались различные игры....
V Рефлексия.
Метод пятистишья:
1.«Духовная культура»
2.2 глагола
3.3 прилагательных
4.предложение
5.5 ассоциаций
VI Объяснение домашнего задания.
По утвержденным группам инсценировать один из обрядов или обычаев казахского народа.
VII Выставление оценок за урок.