Поурочное планирование Арабские страны Азии
Тема: Арабские страны Азии
Образовательная: показать социально-экономическое и политическое положение ближневосточных арабских стран после Второй мировой войны; рассмотреть результаты национально-освободительного движения (Сирия, Ливан, Египет, Ливия, Тунис, Алжир); раскрыть противоречия во внутренней и внешней политике арабских государств (Ирак, Иордания, Палестина); ознакомить учащихся с полувековой историей политического и социально-экономического развития арабских стран Африки, выяснить причины их отсталости.
Развивающая: дать анализ современных отношений арабских стран между собой и с другими государствами; научить давать оценку революциям и реформам в различных государствах на основе сравнения; учить формулировать и выражать собственное мнение.
Воспитательная: воспитание уважения к борьбе народов за независимость и национальную самобытность.
Тип урока: комбинированный.
Вид занятия: смешанный.
Методы обучения: беседа, обмен мнениями, вопросы ответы, работа с учебником.
Основные понятия: Багдадский пакт, англо-иорданский транспортный договор, тайное общество “Свободные офицеры”, доктрина Эйзенхауэра, баасисты, путь социалистического развития, Кэмп-Дэвидский процесс, Организация “Свободных офицеров юнионистов-социалистов”, “Зеленая книга”, “Подлинные революционные исламские и арабские организации”, “Общество народных масс”, создание джамахирии непосредственной народной власти, традиционный социализм, Организация “Исламский конгресс”, или движение неприсоединения, Союз арабских магрибов.
План изучения темы:
Положение арабских стран в Азии в послевоенные годы ( Ливан, Ирак, Саудовская Аравия ).
Проблема Палестины и поражение арабов.
Развитие арабских стран в Азии в 5060-х годах. Политические распри между Ираком и Иорданией, революция 1958 г.
Обретение независимости странами Аравийского п-ова.
Политика Израиля в урегулировании палестинской проблемы.
Революция в Египте и политическое положение арабских стран в Азии в 7080-х годах.
Египетско-израильские переговоры. Египет в период правления Х. Мубарака.
Политическое и экономическое положение арабских стран в Африке в середине 4050-х годов (Ливия, Тунис, Алжир, Судан).
Арабские страны на пути к независимости.
Внешняя политика и современное положение арабских стран в Африке.
Преподаватель проверяет домашнее задание тестовым методом, в устной форме отвечают один-два ученика.
Новую тему следует начать с показа на карте стран Азии, Африки и арабских государств. Первый вопрос характеристика арабских стран Азии.
Кто осуществлял руководство на арабском Востоке до войны?
Кто осуществлял руководство во время войны? Почему?
Если учащиеся не могут ответить, преподаватель помогает им, особенно подробно останавливаясь на изменениях в развитии арабских стран Азии. Назвать периоды освободительной борьбы египетского, сирийского и ливанского народов.
Рассматривая положение Ливана, развивающегося в русле различных религий, можно использовать схему 13.
В документе Национального пакта от 1943 г. представители христиан и мусульман обозначили место каждой группы в политической жизни. После изменения демографической ситуации основа пакта становится неприемлемой. В 1947 г. в Ираке прошли парламентские выборы. Партии, поддерживавшие монархию, занимали лидирующее положение. После подписания англо-иранского договора ситуация в стране обострилась. Нури Саидом был подготовлен роспуск парламента. Вследствие этого династия Фейсал организует правые силы.
Рассказывая о Саудовской Аравии, нужно объяснить факт ее превращения в богатую нефтедобывающую страну. Показать на карте зависимые государства (Оман, Аден, Кувейт, Бахрейн, Каир, Эмираты).
По англо-трансиорданскому договору 1946 г. Иордания превратилась в независимую страну. Обратить внимание на ее настоящее название Иорданское Хашимитское Королевство. Король Абдулла был зависим от Англии, военная власть находилась в руках английского офицера Глабба. Только в 1947 г. после принятия конституции из страны были выведены английские войска.
Египетское население было против такого положения. Показать на карте, где происходили забастовки и волнения ( Суэцкий канал, районы дельты). Затем рассказать о перевороте 23 июля 1952 г., в результате которого была провозглашена Республика Египет. В 1956 г. английские войска были окончательно выдворены из страны. Однако Англия, Франция и Израиль такого положения не признали и начали войну против Египта, захватив п-ов Синай. Поддержал Египет только СССР.
Далее рассматривается палестинская проблема и причины поражения арабов. В ноябре 1947 г. ООН разделила Палестину на две части. Одна часть стала государством евреев ( Израиль), другая осталась арабской территорией. 15 мая 1948 г. Израиль был официально провозглашен государством. Началась арабо-израильская война.
Дополняя материал, можно использовать хрестоматию. Показать на карте территории, захваченные во время войны Израилем. Рассказать об ирано-иракских столкновениях.
Далее излагается материал о революции в Египте в 1952 г., тройственной агрессии 1956 г. (Израиль, Англия, Франция), положении на Ближнем Востоке в 1958 г. Особое внимание учащихся нужно обратить на войну между Израилем и Палестиной в 1967 г. и израильскую политику. Палестинский вопрос до 1990 г. не был решен. Рассказать о вмешательстве СССР и США, затянувшейся войне и кризисах, стремлении к одностороннему решению арабо-израильской проблемы. Используется дополнительный материал из хрестоматии.
При изучении 8-летней войны между Ираном и Ираком необходимо проанализировать политику С. Хусейна.
Начало гражданской войны в Ливане. Раскрыть причины усиления столкновений в 19811982 гг. при участии США и Израиля.
В 90-х годах иракские войска захватывают Кувейт, но при вмешательстве США терпят поражение и отступают. Обзор современного положения в стране.
Изменения в социально-политической жизни арабских стран в Африке в 19451990 гг. Борьба за независимость Ливии, Туниса и Алжира.
Домашнее задание: § 39-40; подготовить сообщение о положении Египта в период правления Х. Мубарака.
Group 68505Рисунок 1Group 68505