Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе
Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе
Цель:
развитие музыкального слуха;
воспитание любви и интерес к хоровому и сольному пению;
обучение умению грамотного пения и дирижирования: интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту.
Задача:
закрепление вокально-интонационных навыков, которые включают в себя, правильное интонирование звуков в данной тональности.
Форма:
«Музыкальный календарь».
Использование материала:
на доске плакат - «Музыкальный календарь»;
лесенка устойчивых и неустойчивых звуков;
картинки по временам года;
фортепиано.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Сообщается тема урока: «Сольфеджирование и вокально-интонационные навыки»
III. Хоровое пение мелодий по пройденному материалу
«Мы и музыка» - читаются стихи.
1 ученик:
«Музыка, знай, век от векаНе живёт без человекаЭто он, прижавши губыЖизнь вдыхает в медны трубы»
2 ученик:
«В музыке есть всё: веселье, счастьеГоре, злоба и ненастье,Ложь и правда, слёзы, кровьНадежда, вера и любовь»
3 ученик:
«Потому в различных странах,На морях и в океанах,В небесах и в дождь, и в снегРадом с нею человек»
4 ученик:
«Если в жизни мир и лад,Музыке мажорный лад»
(Исполняется «Песня о мажоре» слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5 ученик:
«Ну а если люди в ссоре,То мелодия в миноре»
(Исполняется «Песня о миноре», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель: Итак, ребята, вы ещё раз убедились в том, что мажор имеет весёлый, жизнерадостный характер, а минор – грустный лад.
Как вы знаете, ребята, все песни, музыкальные мелодии имеют устойчивые и неустойчивые звуки.
(Учитель читает стихи, показывая на плакат.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Присмотрись, тебя мы просим, Здесь ступенек ровно восемьОтветь скорей, который из нихНа вид по крепче остальных?»
(Ученики называют устойчивые ступени, затем звуки в тональности до-мажор.)
Учитель:
«На них мы можем положиться,Остальные - послабее лица,К ним стремятся прислониться.И, как в песенке поётся: Они хоть неустойчивые, Но очень настойчивые!»
(Исполняется песня «Не устойчивые звуки», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Игровой момент
Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам творческую работу. Каждый из вас окажется в роли начинающего композитора.
Задание
Сочинить музыку к словам:
«По дороге Петя шёлОн горошину нашёл,А горошина упала,Покатилась и пропала»
в тональности ре-минор, в размере 2/4, на устойчивых и неустойчивых звуках.
(Дети сочиняют мелодию, затем сольфеджируют её с дирижированием и поют со словами.)
1 ученик:
«В музыке, как и везде, всегдаС одним корнем есть слова:ТОНИКА,ТОНАЛЬНОСТЬ,ПолуТОН, инТОНация-то есть, целая организация»
2 ученик:
«В каждом слове корень ТОНЭтот ТОН нам всем знаком, Только ты иной минутойС тонной вдруг его не спутай»
3 ученик:
«Хочешь знать, какие ТОНы,А какие полуТОНыВ гамме до-мажор?Их поётНаш хор»
(Исполняется песенка «Тоны и полутоны» слова Я. Серпина, музыка Е. Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель: А что же, такое «ТОНИКА?»
Ученики: Тоника – это самый главный звук лада.
Учитель: Правильно ребята. А сейчас, давайте споём песенку про самый устойчивый звук лада.
(Исполняется песенка «Тоника», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
IV. Вокально-интонационное пение
Оформление:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель: А сейчас, ребята, отрывая листок за листком нашего музыкального календаря мы отправляемся с вами в путешествие по временам года.
***
Итак, «ОСЕНЬ».
СЕНТЯБРЬ «ОХОТА»
«Пора! Пора! Рога трубят;Псари в охотничьих уборахЧуть свет уж на конях сидят;Борзые прыгают на сворах»(А. Пушкин)
«Охотничья шуточная» - польская народная песня - исполняет ученик .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ОКТЯБРЬ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ»
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтелые по ветру летят »(А.Толстой)
«Скворушка прощается» - слова М.Ивенсен, музыка Т.Потапенко – исполняет ученик .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
НОЯБРЬ «НА ТРОЙКЕ»
«Не гляди же с тоской на дорогуИ за тройкой во след не спешиИ тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши»(Н. Некрасов)
«Скворец на чужбине» - слова Г. Ладонщикова, музыка Т. Потапенко – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
***
Вслед за осенью наступает другое время года - «ЗИМА».
ДЕКАБРЬ «СВЯТКИ»
«Раз в крещенский вечерок Девушки гадалиЗа ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали»(В. Жуковский)
«Что за дерево такое?» - слова Л. Некрасовой, музыка М. Старокадомского – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ЯНВАРЬ «У КАМЕЛЬКА»
«И мирной неги уголокНочь сумраком оделаВ камине гаснет огонёк,И свечка нагорела»(А. Пушкин)
«Зимний вечер» - слова Л. Некрасовой, музыка М. Яковлева – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ФЕВРАЛЬ «МАСЛЕНИЦА»
«Скоро масленицы бойкойЗакипит широкий пир» (П. Вяземский)
«Блины» - русская народная песня – исполняет вся группа.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
***
А за зимой, к нам спешит «ВЕСНА».
МАРТ «ПЕСНЬ ЖАВОРОНКА»
«Поле зыблется цветамиВ небе льются света волны,Вешних жаворонков пеньяГолубые бездны поля»(А. Майков)
«Возвращение скворца» - слова Г.Ладонщикова, музыка Т.Потапенко – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
АПРЕЛЬ «ПОДСНЕЖНИК»
«Голубенький, чистыйПодснежник - цветок,А подле сквозистыйПоследний снежок»(А. Майков)
«Мамин день» - слова Я. Акимова, музыка Л. Бирнова – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
МАЙ «БЕЛЫЕ НОЧИ»
«Какая ночь! На всём, какая нега!Благодарю, родной полночный край!Из царства льдов, из царства вьюг и снегаКак свеж и чист, твой вылетает май»(А. Фет)
«Весенняя» - слова Овербек, музыка В.Моцарта – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
***
Итак, ребята, наступает любимое время года – «ЛЕТО».
ИЮНЬ «БАРКАРОЛЛА»
«Выйдем на берег, там волныНоги нам будут лобзать,Звёзды с таинственной грустьюБудут над нами сиять»(А. Плещеев)
«Капли в море» - слова Е.Руженцова, музыка Я.Дубровина – исполняет вся группа. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ИЮЛЬ «ПЕСНЯ КОСАРЯ»
«Раззудись, плечо,Размахнись рука!Ты пахни в лицо,Ветер с полудня!»(А. Кольцов)
«Песенка о лете» - слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
АВГУСТ «ЖАТВА»
«Люди семьямиПринялися жать,Косить под кореньРожь высокую!»(А. Кольцов)
«Что нам осень принесёт?» - слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной – исполняет вся группа. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вывод
Учитель: Ребята, что мы сегодня закрепили на уроке?
Дети:
- Учились правильно петь в тональности;- дирижировать в разных размерах;- правильно интонировать звуки;- развивали музыкальный слух.
Заголовок 1Заголовок 315