Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе
Цель:
развитие музыкального слуха;
воспитание любви и интерес к хоровому и сольному пению;
обучение умению грамотного пения и дирижирования: интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту.
Задача:
закрепление вокально-интонационных навыков, которые включают в себя, правильное интонирование звуков в данной тональности.
Форма:
«Музыкальный календарь».
Использование материала:
на доске плакат - «Музыкальный календарь»;
лесенка устойчивых и неустойчивых звуков;
картинки по временам года;
фортепиано.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Сообщается тема урока: «Сольфеджирование и вокально-интонационные навыки»
III. Хоровое пение мелодий по пройденному материалу
«Мы и музыка» - читаются стихи.
1 ученик:
«Музыка, знай, век от века Не живёт без человека Это он, прижавши губы Жизнь вдыхает в медны трубы»

2 ученик:
«В музыке есть всё: веселье, счастье Горе, злоба и ненастье, Ложь и правда, слёзы, кровь Надежда, вера и любовь»
3 ученик:
«Потому в различных странах, На морях и в океанах, В небесах и в дождь, и в снег Радом с нею человек»
4 ученик:
«Если в жизни мир и лад, Музыке мажорный лад»
(Исполняется «Песня о мажоре» слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5 ученик:
«Ну а если люди в ссоре, То мелодия в миноре»
(Исполняется «Песня о миноре», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель: Итак, ребята, вы ещё раз убедились в том, что мажор имеет весёлый, жизнерадостный характер, а минор – грустный лад.
Как вы знаете, ребята, все песни, музыкальные мелодии имеют устойчивые и неустойчивые звуки.
(Учитель читает стихи, показывая на плакат.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Присмотрись, тебя мы просим, Здесь ступенек ровно восемь Ответь скорей, который из них На вид по крепче остальных?»
(Ученики называют устойчивые ступени, затем звуки в тональности до-мажор.)
Учитель:
«На них мы можем положиться, Остальные - послабее лица, К ним стремятся прислониться. И, как в песенке поётся: Они хоть неустойчивые, Но очень настойчивые!»
(Исполняется песня «Не устойчивые звуки», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Игровой момент
Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам творческую работу. Каждый из вас окажется в роли начинающего композитора.

Задание
Сочинить музыку к словам:
«По дороге Петя шёл Он горошину нашёл, А горошина упала, Покатилась и пропала»
в тональности ре-минор, в размере 2/4, на устойчивых и неустойчивых звуках.
(Дети сочиняют мелодию, затем сольфеджируют её с дирижированием и поют со словами.)
1 ученик:
«В музыке, как и везде, всегда С одним корнем есть слова: ТОНИКА, ТОНАЛЬНОСТЬ, ПолуТОН, инТОНация- то есть, целая организация»
2 ученик:
«В каждом слове корень ТОН Этот ТОН нам всем знаком, Только ты иной минутой С тонной вдруг его не спутай»
3 ученик:
«Хочешь знать, какие ТОНы, А какие полуТОНы В гамме до-мажор? Их поёт Наш хор»
(Исполняется песенка «Тоны и полутоны» слова Я. Серпина, музыка Е. Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель: А что же, такое «ТОНИКА?»
Ученики: Тоника – это самый главный звук лада.
Учитель: Правильно ребята. А сейчас, давайте споём песенку про самый устойчивый звук лада.
(Исполняется песенка «Тоника», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
IV. Вокально-интонационное пение

Оформление:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель: А сейчас, ребята, отрывая листок за листком нашего музыкального календаря мы отправляемся с вами в путешествие по временам года.
***
Итак, «ОСЕНЬ».
СЕНТЯБРЬ «ОХОТА»
«Пора! Пора! Рога трубят; Псари в охотничьих уборах Чуть свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах» (А. Пушкин)
«Охотничья шуточная» - польская народная песня - исполняет ученик .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ОКТЯБРЬ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ»
«Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят » (А.Толстой)
«Скворушка прощается» - слова М.Ивенсен, музыка Т.Потапенко – исполняет ученик .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
НОЯБРЬ «НА ТРОЙКЕ»
«Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой во след не спеши И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши» (Н. Некрасов)
«Скворец на чужбине» - слова Г. Ладонщикова, музыка Т. Потапенко – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
***
Вслед за осенью наступает другое время года - «ЗИМА».
ДЕКАБРЬ «СВЯТКИ»
«Раз в крещенский вечерок Девушки гадали За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали» (В. Жуковский)
«Что за дерево такое?» - слова Л. Некрасовой, музыка М. Старокадомского – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

ЯНВАРЬ «У КАМЕЛЬКА»
«И мирной неги уголок Ночь сумраком одела В камине гаснет огонёк, И свечка нагорела» (А. Пушкин)
«Зимний вечер» - слова Л. Некрасовой, музыка М. Яковлева – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ФЕВРАЛЬ «МАСЛЕНИЦА»
«Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир» (П. Вяземский)
«Блины» - русская народная песня – исполняет вся группа.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
***
А за зимой, к нам спешит «ВЕСНА».
МАРТ «ПЕСНЬ ЖАВОРОНКА»
«Поле зыблется цветами В небе льются света волны, Вешних жаворонков пенья Голубые бездны поля» (А. Майков)
«Возвращение скворца» - слова Г.Ладонщикова, музыка Т.Потапенко – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

АПРЕЛЬ «ПОДСНЕЖНИК»
«Голубенький, чистый Подснежник - цветок, А подле сквозистый Последний снежок» (А. Майков)
«Мамин день» - слова Я. Акимова, музыка Л. Бирнова – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

МАЙ «БЕЛЫЕ НОЧИ»
«Какая ночь! На всём, какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист, твой вылетает май» (А. Фет)
«Весенняя» - слова Овербек, музыка В.Моцарта – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
***
Итак, ребята, наступает любимое время года – «ЛЕТО».
ИЮНЬ «БАРКАРОЛЛА»
«Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать, Звёзды с таинственной грустью Будут над нами сиять» (А. Плещеев)
«Капли в море» - слова Е.Руженцова, музыка Я.Дубровина – исполняет вся группа. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ИЮЛЬ «ПЕСНЯ КОСАРЯ»
«Раззудись, плечо, Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!» (А. Кольцов)
«Песенка о лете» - слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова – исполняет ученик. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
АВГУСТ «ЖАТВА»
«Люди семьями Принялися жать, Косить под корень Рожь высокую!» (А. Кольцов)
«Что нам осень принесёт?» - слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной – исполняет вся группа. .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вывод
Учитель: Ребята, что мы сегодня закрепили на уроке?
Дети:
- Учились правильно петь в тональности; - дирижировать в разных размерах; - правильно интонировать звуки; - развивали музыкальный слух.

Заголовок 1 Заголовок 315