Внеурочная деятельность. Программа вокального кружка Калейдоскоп
Внеурочная деятельность
программа вокального кружка в общеобразовательной школе
«Калейдоскоп»
Автор программы Е. С. Миселимян
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, певческих навыков, патриотизма расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка.
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственно-патриотического становления обучающихся посредством вовлечения их в певческую деятельность и формирование музыкально-эстетических навыков и основ сценического поведения. Программа предполагает решение воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
Задачи:
- привить навыки общения с музыкой
-формировать чувство прекрасного, на основе песенного
музыкального материала
-формировать музыкально-эстетический вкус
- обучить основам музыкальной культуры
- совершенствовать вокальное мастерство
- формировать основы сценической культуры
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; - развивать творческую активность детей;
Учебный план
вокального кружка «Калейдоскоп»
Количество часов в неделю - 2 часа
Возраст детей, на которых рассчитана программа 9 -15 лет.
Календарный учебный план
дополнительной общеобразовательной программы
вокального кружка «Калейдоскоп»
Количество лет обучения - 1 год
Количество учебных часов - 70 ч
В год -70 ч
В неделю 2 ч
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях школьного, муниципального, межрегионального и международного уровней
В процессе обучения в хоровом кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у обучающихся артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки является умение практически использовать полученные умения и навыки – выступления с концертной программой в концертах различного уровня, конкурсах, фестивалях и т.п.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
в том числе
теоретических практических
ТБ
3
1
2
Певческая установка. Певческое дыхание.
3
1
2
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
10
2
8
Работа над дикцией и артикуляцией
17
5
12
Формирование чувства ансамбля.
19
3
16
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
18
4
14
Итого:
70
20
50
Данная рабочая программа составлена в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой вокального кружка «Калейдоскоп»
№
Тема занятия
Часы провед.
Дата
ТБ
3
15.11
18.03
1
Певческая установка и певческое дыхание
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения
Атака звука.Мягкая атака.
4. Придыхательная атака.
5.Смена дыхания (цепное дыхание)
6.Вдох и начало мягкого пения
7.Цепное дыхание.
8.Повторение
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3.09
6.09
10.09
13.09
17,09
20.09
24.09
27.09
3
Музыкальный звук.
Высота звука.
Звукообразованием и чистота интонирования.
Естественный звук при пении
Мягкая атака звука.
Звукообразование: гласные и согласные звуки.
Звукообразование. Шипящие звуки.
Слияние окончания звука с началом последующего.
Способы их формирования в различных регистрах (головное и грудное звучание)
Фальцетный звук.
1,5
1,5
1,5
1
1,5
1,5
1,5
1.10
4.10
8.10
11.10
15.10
18.10
22.10
25.10
29.10
4
Работа над дикцией и артикуляцией.
Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи,
Дикция, правильное положение рта, губ
Зажатость и напряжение нижней челюсти, освобождение от зажатости.
Положение языка свободное(ложечка)
ОБЖ. Безопасность и защита человека в ЧС.
Свистящие звуки при пении
Тройные согласные при пении (р,л,н)
Мягкость согласных при пении (л,н)
Повторение темы
2
2
2
2
1,5
1,5
1,5
1,5
3
01.11
05.11
08.11
12.11
15.11
19.11
22.11
26.11
29.11
5
Формирование чувства ансамбля.
Активного унисон-выработка унисона
Работа над звукообразованием и чистотой интонирования
3. Звукообразование, шипящие звуки
4.Правилное положение губ при пении
5.Освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти
6. «Ложечка» язык во рту при пении
7. Мягкость согласных при пении
8.Повторение темя -Дикция
9. Практическое занятие в ДМШ
1.Выработка активного унисона
2.Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней
3.Чистое интонирование интервалов (3,4,5,6,7,8)
4.Устойчивое интонирование одноголосного пения с фонограммой
5.Устойчиво интонирование многоголосного пения с фонограммой
6.Устойчивое интонирование каждой партии с фонограммой
1,5
1,5
1
1,5
1
1,5
1,5
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1
1
03.12
06.12
10.12
13.12
17.12
20.12
24.12
27.12
31.12
14.01
17.01
21.01
24.01
28.01
31.01
6
Формирование сценической культуры.
1.Работа с фонограммой (1 голос)
2.Работа с фонограммой (2 голос)
3.Работа с аккомпанирующим инструментом (фо-но)
4. Обучении фонограмме в соответствии темпу
5.Пение под фонограмму (партии)
6.Пение под фонограмму, заключительный этап.
7.Умение слышать ритмический рисунок в фонограмме.
8.Практический урок-пение под фонограмму
Формирование сценической культуры
1..Культура поведения на сцене (выход,уход)
2.Культура поведения на сцене (костюм)
3.Культура поведения на сцене (работа с залом)
4.культура поведения на сцене –итог
5.ОБЖ. Основные источники напряжения человека
6.Сценическая мимика лица при пении
7.Пение под фонограмму.
8.Пение под фонограмму
9.Пение под фонограмму(заключение)
Музыкальный звук.
1.Звукообразование, высокий и низкий регистр.
2.Звукообразование,фальцетное пение
3.Звукообразование,сонорные звуки
4.Звукообразование, микстовые звуки
5.Звукообразование,слияние сонорных и микстовых звуков.
6.Работа над дикцией
7.Работа над дикцией
8.Работа над артикуляцией
9.Работа над артикуляцией
Драматизация и динамика
Драматизация песенного произведения
Умение работать со зрителем
Выступление на концерте к Дню Победы
4.Динамические оттенки в песнях патриотического жанра
5.Драматизаципесенного произведения(патриотический жанр).
6.Умение работать за зрителем, передавая драматизацию.
7.Практическое занятие
8.Отчетный концерт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
04.02
07.02
11.02
14.02
18.02
21.02
25.02
29.02
04.03
07.03
11.03
14.03
18.03
21.03
25.03
28.03
31.03
01.04
04.04
08,04
11.04
15.04
18.04
22.04
25.04
29.04
02.05
06.05
09.05
16.05
20.05
23.05
27.05
30.05
Условия реализации программы
Методические рекомендации для педагога дополнительного образования;
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
Компьютер;
Усиливающая аппаратура;
Актовый зал;
Интернет
8. Мультимедийный проектор.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел или тема программы
Форма занятий
Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)
Дидактический материал
Формы подведения итогов
ТБ
групповая
беседа
Таблицы по ТБ
Певческая установка. Певческое дыхание.
Групповая, индивидуальная
Беседа, распевка, вокальные и дыхательные упражнения
Исполнение песенного материала
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Групповая, индивидуальная
Беседа, распевка, вокальные и дыхательные упражнения, работа с песенным мтериалом
Нотные издания и сборники по вокальной технике, аудио и видео материал
Исполнение песенного материала
Работа над дикцией и артикуляцией
Групповая, индивидуальная
Беседа, распевка, вокальные и дыхательные упражнения, скороговорки,работа с песенным мтериалом
Нотные издания и сборники по вокальной технике, аудио и видео материал
Исполнение песенного материала
Формирование чувства антонированиянсамбля.
Групповая, индивидуальная
Беседа, распевка, вокальные упражнения, работа с песенным мтериалом
Нотные издания и сборники по вокальной технике, аудио и видео материал
Исполнение песенного материала
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Групповая, индивидуальная
Беседа, распевка, вокальные упражнения, работа с песенным мтериалом, сценадвижение
Нотные издания и сборники по вокальной технике, аудио и видео материал
Выступление в концертных программах ( школьных, городских, районных)
Оценочный материал
Певческая установка, дыхание
освоены и применяются в работе
Музыкальный звук
овладели чистотой и воспроизведением
Свободного звука без крика и напряжения,
Мягкой атакой звука
-
Дикция, артикуляция
согласованность артикуляционных органов,
-Разборчивость слов при дикции (умеют правильно открывать рот )
правильное положение губ), свободное положение языка.
Чувство ансамбля
умеют петь активный унисон
чисто интонируют интервал
умеют слушать и слышать друг друга
Сценическая культура
умеют слышать и петь под фонограмму
овладели культурой поведения на сцене,
выходом и уходом со сцены
выработана сценическая мимика лица
умеют выделять динамические оттенки в исполнении песенного произведения
умеют работать со зрителем
Репертуар
Песня «Горошина» В.Карасевой.
«Песня о Москве» Ж.Колмогоровой.
Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.
Песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина.
Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»
«Песня о маме» А.Филлипенко
Песня «Детство» П.Аедоницкого.
Песня «Жар-птица» Л.Москалевой
Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.
Русская народная песня «Рождество Христово».
Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.
Песня «Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.
Песня «Солдаты России» В.Петрова.
Песня «Озорная». Ю.Верижникова.
Песня «Принцесса» Ю.Гуцалюк.
Песня «Млечный путь» Ю.Верижникова.
Песня «Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.
Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева
Песня «Победа остается молодой». Ю .Помельников.
Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хореначальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
13PAGE 15
13PAGE 141215
15