Урок творчества Виктора Астафьева
Зарембо Наталья Ивановна,
учитель русского языка и
литературы социально-эко-
номического лицея № 21 г.Пскова,
высшая категория, заведую-
щая кафедрой русского языка
и литературы.
На уроке литературы в 8 классе была использована личностно ориентированная педагогическая технология, способная обеспечить выявление индивидуальности каждого ученика (независимо от его успеваемости).
«В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их односельчан».
Урок о творчестве Виктора Астафьева.
YIII класс
фотография – своеобычная летопись народа, его
история.
В.П.Астафьев
Цели урока: поработать над содержанием рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя.
Развивать личностно - смысловые отношения к учебному предмету; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, развивать ценностные отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.
Оборудование: компьютер, иллюстрации к уроку, портрет писателя, фотографии детей в рамке «Фотография, на которой я есть».
Ход урока.
Звучит песня «Семейный альбом» в исполнении Эдиты Пьехи.
Учитель. Ребята, прозвучала песня «Семейный альбом», как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученики. О фотографиях.
Учитель. Совершенно верно. Дети, у нас в рамке помещены ваши фотографии. Расскажите, почему вы поместили в рамку именно эту фотографию?
(Ответы учащихся).
Учитель. Да, за каждой фотографией скрывается своя история, вот о такой истории и пишет в рассказе «Фотография, на которой меня нет» В.П.Астафьев.
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
- Проникнем в творческую мастерскую писателя. В какое время и где происходят события в рассказе?
- Глухой зимой примерно 1932 – 1939 года в Сибири, в деревне Овсянка.
-Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы?
(Комментированное чтение текста - от слов «Деревенское окно, заделанное на зиму» до слов « тут печка, с кути чад.»
Словарная работа. Куть – придворная часть избы.
- Почему Саньки и героя не оказалось на фотографии?
(Ответы учащихся).
-Как выглядят ребята на школьной фотографии? О чём это говорит?
«Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, а узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька – хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, её брат Саня».
(Ответы учащихся).
Работа в группах. 1-я группа готовит рассказ о бабушке; 2-я - об учителе; 3-я – о сельских жителях.
-Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?
(Ответы учащихся).
-Автору дорого в бабушке всё, в том числе и её речь. При помощи речевых особенностей он восстанавливает именно своё детское восприятие бабушки, оживляет его. Наверное, он хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека. Самые добрые воспоминания остались у В.П.Астафьева о своей бабушке, которая научила его быть добрым, честным, любить людей, он писал:» Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям Непосильная это работа Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта».
- Ребята, а какую роль в вашей жизни играет ваша бабушка?
(Звучат рассказы учащихся о своих бабушках).
Затем две другие группы рассказывают об учителе и односельчанах. (Во время рассказов учащиеся делают запись на ватмане, расположенном на доске ( даётся характеристика данным героям рассказа).
Бабушка
учитель
односельчане
добрая
вежливый
чуткие
заботливая
образованный
участливые
ласковая
отзывчивый
внимательные
шумливая
культурный
трудолюбивые
мудрая
честный
душевные и т.д.
– Что пишет автор о фотографии по прошествии лет?
(Выразительное чтение учеником финала рассказа со слов «Школьная фотография жива до сих пор».
Ребята, а согласны ли вы с автором?
(Ответы учащихся).
- Делаем вывод, обращаемся к эпиграфу. (Учитель читает эпиграф).
-История заслуживает внимания и уважения. Перед нами предстаёт герой В.П.Астафьева благодарным за светлые мгновения жизни и людскую любовь, человеком, для которого память – способ постижения многотрудной жизни людей.
Подведение итогов.
Домашнее задание: написать сочинение « Я на фотографии в семейном альбоме».
- А сейчас, ребята, чтобы мы бережно относились друг к другу, давайте составим некую фотографию нашего класса. Мне хочется, чтобы она осталась на память. У вас на столах лежат круги, сделанные из бумаги, нарисуйте на них изображение своего лица и прикрепите на лист, расположенный на доске.
На этом урок заканчивается.
Литература
Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе, 8 класс - М.,2013.
Коровина В.Я. Литература, 8 класс. – М., 2013.
Журнал « Литература в школе» № 7 2001, №4 2005.
Приложение к журналу «Уроки литературы» №9 2004.