Методическая работа на тему: «Использование приёмов и методов для активизации процесса усвоения вокально-интонационных навыков у дошкольников»
Рассмотрено на заседании методического совета
от 17 марта 2017 г.
Руководитель МС ______________Л.Н.Дубовая
Одобрено и рекомендовано на заседании педагогического совета школы
от 24 марта 2017 г
Согласовано:
зам.директора
_________________Л.Н.Дубовая
«24» марта 2017 г.
Методическая работа
на тему: «Использование приёмов и методов для активизации процесса усвоения вокально-интонационных навыков у дошкольников»
Автор: преподаватель хоровых дисциплин МКОУДО «Дмитриевская детская школа искусств им. А.М. Любимова Широченкова Е.П.
Содержание
Информационный раздел
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования вокально-интонационных навыков у детей дошкольного возраста
1.1 Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка
1.2 Психологическая характеристика и эмоционально-нравственное развитие детей дошкольного возраста
1.3 Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста
1.4 Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях
Глава II. Развитие вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
2.1 Определение музыкально - дидактической игры
2.2 Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей
2.3 Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности
Заключение
Библиографический список
Конспект открытого урока
Видеоматериалы
Информационный раздел
Тема опыта:
«Использование приемов и методов для активизации процесса усвоения вокально-интонационных навыков у дошкольников».
Сведения об авторе:
преподаватель хоровых дисциплин МКОУДО «Дмитриевская ДШИ им. А.М. Любимова» Курской области Широченкова Елена Петровна
·
·
·
·
·
·
·
Условия возникновения и становления опыта
Этот опыт реализован в Муниципальном казённом образовательном учреждении дополнительного образования «Дмитриевская детская школа искусств имени А.М. Любимова» Курской области. С 2013 года осуществлялось изучение теоретической и методической литературы по теме педагогического опыта. За период 2013-2016 года были разработаны уроки данной тематической направленности.
Изучение теоретических источников и опыт практической работы позволили сформулировать следующие противоречия:
не созданы условия для максимального уровня формирования вокально-интонационных навыков;
в недостаточной мере разработаны способы и приемы индивидуальной и групповой работы в данном направлении
Совокупность указанных противоречий обусловила проблему исследования в рамках обобщения опыта: создание педагогической среды способствующей повышению уровня развития вокально-интонационных навыков через применение активных методов обучения.
Длительность работы над опытом
Опыт является итогом исследовательской и организационно-педагогической деятельности автора продолжительностью в четыре года, в которой можно выделить несколько взаимосвязанных этапов.
1 этап 2013-2014 накопление и осмысление личного педагогического опыта, теоретический анализ литературы, разработка дидактического материала; изучение опыта работы коллег.
2 этап 2014-2015 формирование общей концепции педагогического исследования; организация педагогического наблюдения, подготовка тематических уроков.
3 этап 2015-2016 разработка методических рекомендаций по осуществлению успешной социализации личности подростка. Творческий отчет по данной проблеме на заседании МО. Реализация темы опыта практическим путем: участие в конкурсах.
Введение
Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. И крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение, так как песня сопровождает человека всю жизнь. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль душевного катализатора « в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство », - говорил К.Д.Ушинский.
Актуальность опыта обусловлена тем, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста не достаточно уделяется внимания организации пения, не разработаны приемы, направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребенка, нет целостности системы развития вокально-интонационных навыков детей. Учитывая это, была выбрана тема данной работы - Использование приемов и методов для активизации процесса усвоения вокально-интонационных навыков у дошкольников.
Дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет- это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются любознательностью, непосредственностью, делают элементарные обобщения и могут начинать свой путь к музыке.
Наиболее доступным видом музыкальной деятельности является пение. Занятия хора - это целый мир разнообразных упражнений, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, музыкально-ритмических игр, попевок, песенок.
Почему так важны все эти перечисленные игры для детей 5-6 лет? Например, упражнения для движения пальцев, кистей рук, развивают мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь учащегося. Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает учиться сочетать движение и слово. Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игровое обучение учащиеся ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут передать различные эмоции и настроения. В таком раннем возрасте дети сначала слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде импровизации, двигаясь от простого к сложному. Все это помогает добиться вокально-интонационных навыков. На своих уроках хора я учу маленьких ребят слушать, слышать, думать, сравнивать, а главное пробовать.
Цель: рассмотреть наилучшие приемы и методы формирования вокально-интонационных навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Рассмотреть возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.
Дать психологическую характеристику детей 5- 6-ти лет.
Определить конкретную последовательность формирования вокально-интонационных навыков.
Разработать систему музыкально-певческого материала (песен, игр и упражнений), соответствующих выше названной задаче.
Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных вокально-интонационных навыков.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: Использование приемов и методов для активизации процесса усвоения вокально-интонационных навыков у дошкольников.
Глава I. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка
Первые отечественные работы, посвященные изучению физических характеристик певческого голоса детей, принадлежат профессору В.П. Морозову. Он очень тщательно исследовал одну из ключевых проблем – развитие детского голоса в зависимости от использования его регистровых возможностей. В фальцетном режиме можно спеть практически все звуки диапазона голоса. Поэтому в детской певческой практике именно он, по мнению большинства специалистов, считается единственно приемлемым.
Еще в 1940 году Н.А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил вопросы, связанные с охраной детского голоса. Им были определены удобные для каждой возрастной группы певческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальными навыками: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, слаженность пения. Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе. М.И. Глинка считал, что они располагаются на тонах спокойной речи. Большинство исследователей и практиков указывают на Фа первой октавы – Ля первой октавы как диапазон примарной зоны для детей. Постепенно диапазон расширяется.
Петь – это значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Хороший певец – это мим. Без мимики певческое искусство невозможно. Выразительность должна быть постоянной необходимостью. Внесение игровых моментов создает у детей соответствующее настроение, вызывает желание петь и, что очень важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, зажим, исчезает проблема неэмоционального исполнения, ребенок чувствует себя частью творческого коллектива.
Д. Б. Кабалевский писал: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка».
Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно, подобно разговору». По сути, пение - это синтез слова и музыки.
П.П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку, а, наоборот, «от ребенка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению, и через пение к музыке».
Хочется отметить опыт знаменитого венгерского композитора педагога Золитака Кодая и его последователей. Он придавал особое важное значение хоровому пению во всей системе образования - в детском саду, школе, высшем учебном заведение.
Видный ученый и психолог В. М. Бехтерев одним их первых заговорил о необходимости воспитания детей средствами музыки. В своих работах, посвященных периоду, «первого детства», он писал, что музыка является благоприятным средством для развития внимания, ощущений чувственной сферы. Он полагал, что от «правильно организованного» музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно эстетическое развитие человеческой личности.
Концепции выдающихся отечественных психологов и педагогов служат основой для теории и методики воспитания детей средствами музыкального искусства.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания, играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.
1.2 Психологическая характеристика и эмоционально-нравственное развитие детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам.
Дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что, даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе, а этому как раз способствует музыкальное искусство.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.
Мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию.
В связи с этим на музыкальных занятиях на первый план выходит стратегия эмоционально-нравственного воспитания дошкольника, направленная не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям. Музыка вызывает к жизни еще не осознанные мысли и чувства, веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает внутреннюю красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.
1.3 Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста
Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторми. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Удобными (примарными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа – си первой октавы. Именно в этом диапазоне звучание н
·аиболее легкое, естественное. Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.
Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.
Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.
Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Таблица диапазонов детского голоса
2 - 3 года - ми - ля первой октавы
3 - 4 года - ре - ля первой октавы
4 - 5 лет - ре - си первой октавы
5 - 6 лет - ре - си (до) первой октавы
6 - 7 лет - (до) ре первой октавы - до второй октавы.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную звуковую атмосферу, способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей .
Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать физическое состояние ребенка и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата
Голосовые связки требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса необходимо уделять достаточное внимание. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной.
1.4 Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях
Для развития и закрепления у детей вокально-интонационных навыков в своей работе я использую самые разнообразные приемы.
Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.
Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:
В начале урока я провожу дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут.
Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных, ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме.
Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль мы производим, положив на него руку. Самые известные упражнения, которые помогают ребятам научиться правильно дышать – это «Маятник», «Насос», и самое любимое это - «Ежик».
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
Следущий этап нашего урока это артикуляционная гимнастика: она помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.
В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова.
Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);
“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);
“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);
“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);
“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);
“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);
“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
“Улыбка” (улыбнуться.)
Когда ребята хорошо усвоили упражнения, переходим к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.
Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса я использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира.
Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.
Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.
Игры и упражнения начинаются с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста я придумываю различные варианты заданий, например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
Упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.
С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание мы уделяем распеванию, для этого используем выученные ранее маленькие песенки, двигаясь от простого к сложному. Здесь тоже присутствует игровой момент: во время пения я придумываю ребятам разные истории, они с удовольствием их слушают и стараются петь выразительно и передать особенности той или иной песенки. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса ребят постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.
Для развития ритмического чувства мы используем различные музыкальные и шумовые инструменты. Ребята очень любят играть на инструментах, создавая различные ритмические рисунки.
Глава II. Развитие вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Определение музыкально-дидактической игры
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.
Цель применения музыкально-дидактических игр - развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
2.2 Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей
Основное значение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
2.3 Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности
Применение музыкально-дидактических пособий и игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей. Основные требования к детскому репертуару - идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.
С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складывааются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.
Методика обучения пению должна способствовать развитию у ребенка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.
В играх на музыкальных занятиях перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы музыкально-дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Использование музыкально-дидактических игр помогает в работе с детьми, разнообразит занятия, побуждает детей к творчеству и приобщает их к прекрасному миру музыки.
Весь комплекс приемов приобщения дошкольников к занимательному и сложному исполнительству развивает в действиях ребенка самостоятельность, внимание и организованность.
Заключение
Опираясь на свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, можно сделать вывод: задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого ребенка, они составляют основу музыкальных способностей. Их развитие зависит, в основном, от влияния социальных условий и окружающей среды, содержания и формы музыкального воспитания. Лишь в систематическом процессе музыкальной деятельности, в детском возрасте, формируются и проявляются музыкальные способности.
К окончанию третьего года обучения дети имеют представление о звуковысотном движении, музыкально-ритмическом и ладовом чувстве. Певческие навыки развиваются во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, исполнительстве, в музыкально-дидактической игре, самостоятельном творчестве детей.
Необходимо отметить важность музыкально-дидактических игр и пособий. Игровой метод является ведущим среди методов. С его помощью, в доступной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, можно активизировать их музыкальное развитие, приобщать детей дошкольного возраста к восприятию и воспроизведению музыки, научить петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.
Музыкально-дидактические пособия и игры помогают развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Процесс развития музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития, понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира.
Библиографический список
1.Альбрехт Ю.Б. "О рациональном преподавании пения и музыки в школах". Педагогический сборник. СПБ 1970 г. кн. Х.
2.Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: «Музыка», 1923.-125 с.
3.Бехтерев В.М. "О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства". М. 1996.
4.Ватнова А.Д. "Развитие частоты интонации в пении дошкольников". М. 1960 г.
5.Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991, 50 с.
6. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" М. 1967 г.
7.Ветлугина Н.А. "Музыкальное воспитание в детском саду". М. 1981 г.
8.Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980 - 256 с.
9.Вопросы методики воспитания слуха. - Л.: Музыка, 1967.
10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.
· М.,1983.
· 190 с.
11. Гонтаревская Ю. Особенности формирования звуковысотных представлений // Новые исследования в психологии. № 1 (30) - М.: Педагогика, 1984. - С. 51-55.
12. Дитрих К., Гофман К. Вопросы систематики и методики музыкального воспитания // Музыкальное воспитание в странах социализма. - Л.: Музыка, 1975. - С. 120-139.
13. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца". М. 1954 г.
14. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. // Москва «Просвещение»,1982г.-96 с.
15.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., изд. РОУ, 1996.
16. Метлов Н.А. "Песни для сада". М. 1958 г.
17. Михайлова М.А. "Поем, играем, танцуем в доме и в саду". М. 1997 г.
18. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. Л.:. Музыка, 1970. - 340 с.
19. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст. / Сост. А.Г. Костюк. Киев: Музична Украина, 1986. - 126 с.
20. Орлова Т.М. "Учите детей петь". М. 1987 г.- 147 с.
21. Петрушин В.И. Музыкальная психология.
· М.,1997.
· 384 с.
22. Пеев И., Крисчева С. Болгарский метод "Столбица" Б. Тричкова // Вопросы методики воспитания слуха. - Л.: Музыка, 1967. - С. 108-135.
23. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994. - 367 с.
24. Теплов Б. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - С. 39-251.
25. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореф., дис. ... канд. пед. наук. М.: 1995. - 17 с.
26. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1958.
27. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. 1992. №9-10. 39-42 с.
28. Яворский Б. Конструкция мелодического процесса // Структура мелодии. - М.: Гос. акад. худ. наук, 1929. - С. 7-36.
Размещено на
13PAGE 15
13PAGE 14215