Памятка-брошюра для учащихся по написанию задания с развернутым ответом (часть 2, задание 25)
МБОУ «Средняя школа № 53 имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова»
Памятка-брошюра для учащихся
по написанию задания с развернутым ответом
(часть 2, задание 25)
Составилено по методическим материалам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
учителем русского языка и литературы
Батаевой О.Н.
Ульяновск 2016
План написания сочинения-рассуждения
Вступление. Формулировка проблемы.
Комментарий к сформулированной проблеме текста(опора на представленный текст, 2 примера)
Позиция автора.
Аргументация собственного мнения:
1) Тезис
2) Аргументы:
- аргумент 1
- аргумент 2
3) Вывод
Заключение.
Вступление. Формулировка проблемы.
Основная цель вступления- подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.:
Проблемный вопрос: Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет ...
Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Общие сведения о проблеме: Мы уже давно слышим сетования на то, что люди(особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу… Действительно лиэто так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящен текст…
Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме: Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих людей современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение вжизни человека? Что приносит телевидение в наш дом? Над этой проблемой задумался …
Создание определённого эмоционального настроя: Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с котрыми связно становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.
Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли, после чтения текста: Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лушие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память кадого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматириваемой проблемой: «Можно ли предстваить современный мир, лишённый печатного знака?» - пишет Ю.Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.
Проблема – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Типовые конструкции для формулирования проблемы:
Автор размышляет над проблемой(чего?)…Автор текста затрагивает проблему…В центре внимания автора проблема…
В тексте (фамилия, имя автора в род.падеже) поднимается проблема…Предложенный для анализа текст (фамилия, имя автора в род.падеже)
посвящён проблеме(чего?)…
Что такое честь (долг, благородство, интеллигентство и т.д.)и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
Комментарий к сформулированной проблеме текста
Комментарий – пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Покажите ход мыслей автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателя к определённому выводу.Ответьте на вопросы:На каких примерах в тексте (цитируйте, указывайте номера предложений) автор рассматиривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания заслуживают особого внимания?На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? Обязательно опирайтесь на исходный текст
Позиция автора.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, если проблема текта – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, постав ленный в тектсте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.
Авторская позиция в худ. тексте проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, проблемам, событиям, героям и их поступкам. Читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения. Средства выражения позиции автора:слова-маркеры ( главное, самое важное, надо, нужно и т.п.);оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности (отличный, прекрасный, великолепный – положит ельная оценка; скверный, отвратительный, наглый, нахальный,– отрицательная лексика);средства выразительности (например, риторические восклицания: Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л.Андреев);вводные слова (к сожалению, к счастью,)побудительные предложения, которые содежат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.
Типовые конструкции для выражения авторсвого мнения:
Автор считает, что…
Автор приводит читателя к выводу о том, что …Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
Позиция автора такова …
Автор призывает нас (к чему) …Автор убеждает нас в том, что …
Автор осуждает (кого/что за что) …
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.С одной стороны, он…
Основная цель автора заключается в том, что …
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том,что
Аргументация собственного мнения:
Вы должны согласиться или не согласиться с позицией автора. При этом недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен / не согласна. Необходимо объяснить, почему. Это должно быть сформулировано в отдельном предложении: Автор пытается донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором в том,что человечество должно пересмотреть своё потребительское отно шение к природе.
Ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны придерживаться плана-схемы:
Тезис(ваша позиция)
Аргументы:
- Аргумент 1 (иллюстрация)
- Аргумент 2 (иллюстрация)
Вывод
Иллюстрации – примеры, подтверждающие аргумент.Пример:
Тезис: Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.
Аргумент 1: Действительно, порой, речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Иллюстрации к аргументу 1: Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-то оскорбляющее слух?
Аргумент 2: Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характиристики.
Иллюстрации к аргументу 2: Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка (таково его прозвище) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.
Вывод: Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.
Типовые конструкции для ввода арументов:
обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.)
это можно доказать следующим образом…
подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
вспомним о…
стоит обратиться к…
свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)
данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.п.)
приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы
докажем важность данной проблемы с помощью…
убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…
в этом легко убедиться, обратившись к…
и еще одна история (факт, свидетельство очевидцев и т.п.) может служить аргументом…и т.д. обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.) это можно доказать следующим образом…
подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
вспомним о…
стоит обратиться к…
свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)
данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.п.)
приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы
докажем важность данной проблемы с помощью…
убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…
в этом легко убедиться, обратившись к…
и еще одна история (факт, свидетельство очевидцев и т.п.) может служить аргументом…и т.д.
Заключение.
Заключение должно подводить итог вашей работе, логично завершать ваши размышления над проблемой текста.
Виды заключения:
1. Обобщение основных мыслей автора (в такой концовке необходимо вернуться к позиции автора, излагая её более широко и эмоционально): Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других – это и есть подвиг!
2. Использование цитаты, если она является итоговым суждением: Итак, текст К.Паустовского ещё раз заставил меня убедиться в том, что любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»
3. Призыв, обращение к читателю (особенно уместы, если сам автор к чему-то призывает): Итак, прежде чем включить телевизор, погузиться в чудесный, но ненастящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в живом добром слове. Вспомните, вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений.Подумайте, кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем? Удачи!
МБОУ «Средняя школа № 53 имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова»
ЕГЭ по русскому языку
Памятка для учащихся
по написанию задания с развернутым ответом
(часть 2, задание 25)
Учитель русского языка и литературы Батаева О.Н.
Ульяновск 2016