Урок русского языка в 11 классе на тему Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание С1 ЕГЭ)
План-конспект урока
ФИО преподавателя: Подковкина Елена Алексеевна
Предмет: Русский язык
Класс: 11
Форма урока: Практикум
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений
Тема Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание С1 ЕГЭ)
Цель Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценки задания задание С1 ЕГЭ.
Задачи Образовательные:
познакомить обучающихся с изданиями учебно-методических материалов, направленных на подготовку написания сочинения-рассуждения (задание С1 ЕГЭ);
повторить структуру сочинения-рассуждения;
проработать структуру сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценки задания части С1;
развивать умение использовать полученные знания по теории литературы;
развивать навыки написания сочинения-рассуждения (задание С1 ЕГЭ).
Развивающие: развивать умения «извлекать» информацию из текста, формулировать собственную позицию, самостоятельно и коллективно решать поставленные задачи; учить использовать в учебной деятельности основные мыслительные операции: анализ-синтез, сравнение, обобщение.
Воспитательные: совершенствовать навыки общения с одноклассниками и учителем; вовлечь обучающихся в активную практическую деятельность; способствовать формированию точности и аккуратности при выполнении работы.
Планируемые результаты Предметные: знать логику написания сочинения-рассуждения (задание С1 ЕГЭ), а также его критерии оценивания.
Личностные: уметь использовать атмосферу сотрудничества на уроке; развивать речь и логическое мышление.
Метапредметные: продуцировать развитие личности обучающегося, его творческих способностей, что помогает выработать активную жизненную позицию выпускника.
Основные понятия Сочинение-рассуждение, тип текста, структура текста, критерии оценки работы.
Межпредметные связи Литература
Ресурсы Учебные пособия: Егораева Т.С. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. 3(С). – М.: Экзамен, 2013;
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2013;
Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2014;
Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. 2014. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. – М.: Интеллект-Центр, 2014.
Методы работы на уроке Фронтальная беседа, работа в группах, индивидуальная работа.
Технологии Технологии критического мышления и проблемного обучения.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учащихся, включение их в деловой ритм. Оглашение темы урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание С1 ЕГЭ).
«Вызов». Определение
цели урока;
задач урока;
мотивации учебной деятельности.
«Осмысление».
Обзор изданий учебно-методических материалов, направленных на подготовку написания сочинения-рассуждения (задание С1 ЕГЭ).
Среди издательств, выпускающих учебно-методические материалы к написанию сочинения-рассуждения (задание С1 ЕГЭ), необходимо отметить:
издательство «Интеллект-Центр»;
издательство «Экзамен»;
издательство «Легион»;
издательство «Национальное образование».
Я рекомендую (не настаиваю!) следующие издания:
В качестве тренировочного материала можно использовать:
Почему я выделяю именно эти издания? На мой взгляд, они имеют практическую ценность, потому что их авторы (Т.Г.Егораева, Ю.Н.Гостева, С.В.Драбкина, Д.И.Субботин, Н.А.Сенина и др.) – практики (на семинарах ИД «1 сентября», а также лекциях ИРОТ я лично посетила их лекции), знающие проблемы школьного образования (как и когда осуществлять подготовку одиннадцатиклассников к ЕГЭ).
Актуализация знаний – повторение структуры сочинения-рассуждения (заполнение 2-го столбца таблицы «Структура сочинения-рассуждения и его критерии оценки (задание С1 ЕГЭ)). Использование раздаточного материала (распечатка таблицы на каждого ученика). Фронтальная беседа.
Структура сочинения-рассуждения и его критерии оценивания
(задание С1 ЕГЭ)
№ Структура сочинения-рассуждения Критерии оценивания Баллы
1 Проблема текста (3 предложения) 2 Комментарий с опорой на текст (3 предложения)
Примечание: учесть тип текста (художественный или публицистический). 3 Авторская позиция (2 предложения)
Примечание: лучше с цитатой из текста. 4 Позиция пишущего по проблеме (1 предложение)
Примечание: обязательное использование оценочных слов. 5 Первый аргумент (СИЛЬНЫЙ) – из художественного произведения
Примечание: аргументация авторской позиции. 6 Второй аргумент – из художественной и публицистической литературы, СМИ, жизненного опыта
Примечание: аргументация собственной позиции. 7 Вывод – дать ответ на поставленную в тексте автором проблему (1 предложение) Применение знаний и умений в новой ситуации – проработка структуры сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценки задания части С1. Заполнение 3-го столбца таблицы. Работа в группах (класс разбит на 4 группы, каждой из которых предложены распечатки критериев оценивания задания С1 – Содержание сочинения (К1, К2, К3, К4)). После обсуждения каждая группа предлагает заполнение таблицы.
Структура сочинения-рассуждения и его критерии оценки
(задание С1 ЕГЭ)
№ Структура сочинения-рассуждения Критерии проверки Баллы
1 Проблема текста
(3 предложения) К1. Формулировка проблем исходного текста
экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет;
экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
Примечание: если по критерию К1 – 0 баллов, то работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов. 1
0
2 Комментарий с опорой на текст (3 предложения)
Примечание: учесть тип текста (художественный или публицистический). К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного теста
сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного теста, в комментариях нет;
сформулированная проблема прокомментирована, НО без опоры на тест, ИЛИ допущена 1 фактическая ошибка, связанных с пониманием проблемы исходного теста;
сформулированная проблема не прокомментирована 2
1
0
3 Авторская позиция (2 предложения)
Примечание: лучше с цитатой из текста. К3. Отражение позиции автора исходного текста
верно сформулирована позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет;
позиция автора исходного текста сформулирована неверно. 1
0
4 Позиция пишущего по проблеме (1 предложение)
Примечание: обязательное использование оценочных слов. 5 Первый аргумент (СИЛЬНЫЙ) – из художественного произведения
Примечание: аргументация авторской позиции. К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
привел не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы;
привел не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт; только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы;
привел 1 аргумент, опираясь на жизненный опыт;
не привел аргументы. 3
2
1
0
6 Второй аргумент – из художественной и публицистической литературы, СМИ, жизненного опыта
Примечание: аргументация собственной позиции. 7 Вывод – дать ответ на поставленную в тексте автором проблему (1 предложение) Совместная работа групп по критерию К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Вывод: необходимо соблюсти структуру сочинения-рассуждения и тогда у экзаменационной работы будет смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – написание шаблона сочинения-рассуждения (задание С1 ЕГЭ).
Индивидуальная работа. Накануне 6-м учащимся предлагается проанализировать синтаксические «маркеры» к каждому элементу структуры сочинения-рассуждения по учебным пособиям:
Егораева Т.С. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. 3(С). – М.: Экзамен, 2013;
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2013;
Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2014;
Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. 2014. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. – М.: Интеллект-Центр, 2014..
Модель сочинения-рассуждения по художественному тексту
(без рассуждений и аргументов - 90 слов)
Что такое … ? Может ли … ? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель (возможно синонимы) NN. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему … .Действительно, данная проблема очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Автор не делает прямых выводов. На примере … (тема, эпизод текста) он заставляет читателей задуматься. Для этого NN использует (перечислить, что найдете в тексте, тип композиции, противопоставление героев, диалоги, портреты, пейзажи, психологизм и т.п. + примеры). Нельзя использовать задание В8. Оно сканируется и прикрепляется к проверяемому сочинению-рассуждению! Немного порассуждать по приведенным примерам по проблеме.
Позиция автора довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «Цитата». NN убеждён в том, что … (разъяснить цитату).Я с уверенностью могу согласиться с мнением автора и тоже считаю: … (сказать то же, но своими словами).
В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. В … (указать жанр, если не знаем, используем слово текст) «Название произведения» NN … .
Данную мысль можно обосновать еще одним аргументом. В … (указать жанр) «Название произведения» NN … .
Таким образом, всё вышесказанное позволяет сделать вывод: … .
Замечание учителя: эта модель не универсальна. Дорабатывайте, изменяйте, творите, но не нарушайте логику создаваемого текста.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на текст 1 из учебного пособия:
Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2014. С. 245
«Рефлексия». Осмысление и самооценивание учащимися результатов деятельности на уроке. Использование «Рубрики» оценки критического мышления (Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. Дистанционный курс повышения квалификации. – М.: Первое сентября, 2013. С.83)