Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Ориентирование на местности. Компас
Ориентирование на местности. Компас.
Цели:
Обучающая: на основе местно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу и местным признакам;
Развивающая: совершенствовать навыки определения сторон горизонта; уточнить представление детей о времени и пространстве; учить взаимодействию в группах;
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе,
Оборудование: индивидуальные компасы, компьютер, карточки с заданиями, словами Китай, ориентиры, рисунки (ель, корабль, кит, зонт, ), учебники А.Плешакова, листочки для диктанта, словарь С.И.Ожегова, «роза ветров».
План урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация новых знаний. Подготовка к новому материалу.
4.Новая тема.
А) постановка проблемы;
Б) открытие новых знаний;
В) практическая работа;
5. Работа в группах.
6. Закрепление новой темы.
7.Домашнее задание.
8.Итог урока.
9.Рефлексия.
-1-
Ход урока:
1. Оргмомент. Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»!
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний. Подготовка к новой теме.
Слайд № 1.
- Ребята, внимание на доску. Вы видите картину знаменитого художника Васнецова «Богатырь на распутье». Она поможет нам определить тему нашего урока. Послушайте стихотворение, которое я прочту.
«Бывало в сказках старый столб –
Вещал богатырям:
Пойдёшь направо – конь падёт,
Налево – сгинешь сам,
А прямо – ждёт тебя удача
На всём твоём пути
Так помоги решить задачу,
Куда ему идти?»
- Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался? (Куда идти)
Какую сторону он выберет? Почему? (остаться в живых).
-Да, в разные времена у человека от его выбора зависело, останется ли он в живых или погибнет. В море или пустыне? И сейчас в наше время путешественники часто подвергаются опасности заблудиться, поэтому они должны хорошо уметь ориентироваться в знакомом и незнакомом месте.
На доске появляется карточка ориентиры.
-Как понимаете? (знакомые предметы).
-2-
-Ребята, скажите, где находится наша школа? Какие ориентиры вы можете назвать?
Улица Тургенева, магазин «Атолл», магазин «Магнит».
-Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на вашем пути от школы до дома? (Ответы детей).
-Давайте попробуем проделать путь мысленно от школы до стадиона «Ленина».
(ребята называют слова «направо, налево, прямо и т.д.)
В жизни не всегда можно определить стороны горизонта или в незнакомом месте знания: левый и правый – недостаточны. Вправо и влево от чего? Неизвестно. Нельзя даже идти прямо. Дело в том, что ширина шага правой ноги немного больше, чем левой. Поэтому человеку кажется, что он идёт прямо, и на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце концов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в
пустыне, где все волны и пески похожи друг на друга?
4.Новая тема.
А) постановка проблемы;
-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ориентирование на местности).
Слайд № 2.
-Как понимаете ориентирование?
Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.
Прочитаем текст в учебнике на с.74.
-Чему мы будем учиться на уроке? (Ориентироваться на местности)
-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?
Вызываю 3 учеников.
-Я предлагаю одному из вас пойти на запад,
второму – на юг,
третьему – на восток.
ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО.
-3-
-Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?
Б) открытие новых знаний;
– Существует такой прибор.
Загадка: Качается стрелка туда и сюда.
Укажет нам север и юг без труда.
(компас)
-Что такое компас, для чего он нужен, кто уже видел компас?
Нам растолкует словарь Ожегова.
Слайд № 3.
Компас – прибор, указывающий направление сторон света.
-Прочитаем текст в учебнике на с.75.
По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае.
В) практическая работа;
1.-Откройте коробочки. Внимательно рассмотрите компас. Что можно рассказать о его устройстве? Почему стрелка окрашена красным и синим цветом?
Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на
острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.
2.Работа в тетради. Уточним знания.
-Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? (Нет).
-Почему? ( Нужно знать правила пользования компасом.)
- Прочитаем в учебнике с.75.
3.Работа по группам.
-Положите компас на парту. Сориентируйте компас медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки
· на север С. Положите компас на ладонь.
-Встаньте в один ряд. Сориентируйте себя относительно севера С.
-Определите, какое направление показывает противоположный конец стрелки.
-4-
Не допускать ошибки:
-не поворачиваться самому, а крутить компас
-не пытаться повернуть стрелку, т.к. магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли.
Физминутка.
4.Ориентирование по компасу.
-Определите в классе предметы, которые находятся:
1 стол – в северном направлении
2 стол – в восточном направлении
3 стол – в южном направлении
ВЫВОД: -Для чего служит компас? (определение сторон горизонта)
5. -Давайте подумаем, кому нужен компас?
Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военным, путешественникам.
Слайд № 4.
Игра «Ориентирование на местности» или «Охота на лис». Спортивное соревнование с применением компаса. Смысл игры найти контрольную точку на местности и получить приз.
6.Ориентирование без компаса.
Слайд № 5.
Учёными доказано, что у птиц природный компас находится в клюве.
Животные тоже хорошо ориентируются в пространстве.
А как же человек? Предположим, что вы очутились в незнакомом безлюдном месте, например, в лесу, и не знаете дороги. Но вам известно, в какой стороне света расположено нужное место (дом или дорога). Да вот беда – компаса у вас нет. Как тут быть?
-5-
Дети приготовили сообщения.
1 стол – по Солнцу.
2 стол – по Звёздам, Полярной звезде.
3 стол – по Луне.
Слайд № 6.
Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе.
«Дневная путеводная звезда».
Результат приближённый. В полдень встать к солнцу спиной, и тень укажет направление на север. Раскинуть руки: слева будет запад, справа – восток.
-А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно?
Слайд № 7.
Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.
Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.
-Но не будете, же вы ждать ночи?
Слайд № 8.
По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.
-6-
Слайд № 9.
По местным признакам.
-Назовите известные признаки рисунку.
-Читать с.76.
Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;
Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)
Хвойные склоняются в солнечную сторону;
Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;
После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.
По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.
5.Работа в группах.
Задания по карточкам:
На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса? (нет, много деревьев, надо поискать отдельно стоящее дерево).
Почему по мхам и лишайникам на стволах деревьев не всегда правильно удаётся определить направление на север и юг? (посмотреть много деревьев)
Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев? (смола, иглы длинные, склоняются на юг).
-Имейте в виду, что умение определять стороны горизонта без компаса бесполезно, если вы не знаете, какая из этих сторон вам нужна.
Поэтому, входя в лес или гуляя по незнакомой местности, старайтесь запомнить, в каком направлении вы идёте. Если вы шли в северном направлении, значит, возвращаться будете в южном; если шли на запад, возвращаться нужно на восток и т.д..
6.Закрепление пройденного. Решение проблемы, заявленной в начале урока.
-Вспомните, я предлагала одному пойти на запад, второму – на юг, третьему – на восток.
-Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?
-7-
-Я предлагаю каждой группе пойти в этом направлении и найти спрятанный конверт.
Открыв конверт, прочитайте слово.
ВСЕ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ !
7.Домашнее задание.
Читать тексты в учебнике, работа в тетради.
8.Итог урока.
-Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился?
-О чём бы вы ещё хотели узнать?
9.Рефлексия.
Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе.
Солнце называют «Дневной путеводной звездой».
Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.
Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.
По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень (в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.
На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной стороны. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса? Что делать?
Почему по мхам и лишайникам на стволах деревьев не всегда правильно удаётся определить направление на север и юг? Что делать?
Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев?
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №24
с углубленным изучением отдельных предметов гуманитарного профиля
им.И.С.Тургенева
321028, г.Орел ул. Тургенева, 44, тел./факс: 8(4862)458003, е-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открытый урок по теме:
по окружающему миру
во 2 классе
Разработала Лыгина Ю.А.
Учитель начальных классов
г.Орёл 2014г.
«Ориентирование на местности. Компас.»Arial Black