Статья для использования в работе классными руководителями
Тема: Формы и методы работы классного руководителя в условиях модернизации школы.
Автор: Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы, классный руководитель 11 класса МОУ СОШ №12 Белоглинского района Краснодарского края.
Когда-то поэт сказал: «Счастлив тот, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Не правда ли, это про нас. Ведь мы живём в мире, переживающем роковое время. А наше отношение к нему напоминает отношение счастливого блаженного. Вокруг полно вранья, а мы всё сеем «разумное, доброе, вечное». Сегодня мы, учителя, держим последний рубеж обороны, стараясь защитить детей наших от скверны и зла. При этом выглядим, действительно, немного странными, не от мира сего.
На уроке литературы в 9 классе умилённо говорю: «Дети, представьте себе, что великий литературный памятник «Слово о полку Игореве» переведён на 28 языков мира». А дети в ответ: «А «Гарри Потер» переведён на 64 языка, так что Игорь со своим словом может отдыхать».
Но среди российских учителей есть совсем странные люди – это классные руководители. Сидящие в зале либо были таковыми, либо являются и сейчас, сохраняя верность своей профессии. В своём деле классный руководитель на первый план выдвигает верность детям. Чем отличается учитель – предметник от учителя, кроме часов, ведущего классное руководство? Первый – это сирота. Второй самый многодетный и в большинстве счастливый родитель. Радости и беды его детей – это его личные радости и беды. Его заботы – типичные родительские заботы.
Мы с вами ближе стоим к ребёнку, а значит имеем больше возможности влиять на развитие личности. Сегодня на первый план по значимости выходит проблема саморазвития, самостроительства человека. Воспитание без самовоспитания неполноценно. На этот счёт существует несколько методик, которыми должен владеть педагог, а потом научить своих воспитанников. Ребёнок должен научиться ставить перед собой цели и в плане их реализации создавать для себя воспитывающие ситуации. Чем старше школьник, тем явственнее в его сознании формируется образ собственного «я», на который и ориентирует свои поступки, действия. В молодом человеке идёт процесс формирования самосознания. Он осознаёт своё отношение к себе, к миру, к людям, к природе. На помощь полезно призвать опыт самовоспитания известных людей, сумевших многого добиться в жизни. Например, жизнь А.В. Суворова, М.В. Ломоносов, И.П. Кулибин, Демосфен и др.
Второе, во все времена главным методом воспитания было слово, особенно слово – назидание , Это был монолог мудрого человека, знавшего ответы на все вопросы. Сегодня монологи не производят впечатления на детей. Зато безотказно действует диалог, в его процессе идёт совместный поиск истины. В этом диалоге педагог рассчитывает на совокупный ум класса. Это детям импонирует и активно развивает их мыслительную деятельность, умение высказывать свои мысли и защищать свои убеждения.
Третье. Классные мероприятия руководитель выбирает с детьми. А если это интересно детям, значит такие дела желанны.
У себя в школе в последние годы мы усилили процесс формотворчества, потому что развиваем воображение детей с помощью КТД (методики коллективных творческих дел). Нам доверяют детей. Но не только их жизнь, здоровье, благополучие. В нашей власти оказывается самое дорогое и хрупкое – детская душа. Нам важно соблюдать главное условие – каждый ребёнок, переступив порог школы, должен чувствовать, что здесь его ждут и любят. Я убеждена. что школа начинается с любви. Уметь любить детей, завоёвывать их симпатии- главное в нашем труде. Это умение, по моему глубокому убеждению, является тестом на профессиональную пригодность. Если нет такого умения, то работа превращается в каторгу и кроме разочарования ничего не несёт. Мало уметь любить самому. Задача –научить детей любить родных, одноклассников, школу, своё село, родину .Фундаментом своей воспитательной системы считаю слова Ю.Азарова: «Если мы научим ребёнка любить, мы научим его всему».
О методике коллективных творческих дел могу рассказать в индив. пор. Скажу, что в её основе лежат 4 сами: сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем. Именно эта методика и предлагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе.
Во –вторых, всё более широкое распространение получают ролевые и деловые игры. В них создаётся виртуальная реальность, в которой можно моделировать любую воображаемую жизнь: выборы президента, заседание суда, заочное путешествие. Много примеров дают телепрограммы: шоу –состязания, «Своя игра».
Знаю о макареновском движении, которое предлагает особые формы взаимодействия кл. рук. и ребёнка. Это конкурс им. А.С.Макаренко –ориентированные на воспитание Делом., производственное воспитание, где ребёнок с педагогом постигает современные азы производства. Это тоже форма особого человеческого становления. У нас сельскохозяйственное производство и мы постигали азы прополки подсолнечника.
Немало форм деятельности подсказывает современный компьютер, в особенности Интернет и электронная почта. Когда –то А.С.Пушкин сказал: «Охотники мы все до новизны». В перспективе можно создать Интернет- дневники, Интернет –консультации, но для этого необходимо каждой семье иметь компьютер, а взрослому пользоваться им. Но,думаю, в порыве инновационного энтузиазма не стоит отказываться от прошлого. Изобретённые КОЛЕСО и АЛФАВИТ в незапамятные времена прекрасно служат и сегодня и никто не собирается от них отказываться. Большинство новаций не доказаны. Их принимают только за предполагаемую пользу. Новым может стать открытие из далёкого прошлого.
Особо хотелось бы отметить метод педагогической ситуации. Ситуации бывают разные: повышенного напряжения, доверия, ситуации пробы, выбора, эмоционального заражения и др.
Очень разнообразны методы, формы и приемы работы кл. руков.
1. Анкетирование. Оно позволяет ориентироваться в ситуации внутри коллектива.
2. Игры и упражнения –активаторы необходимы для психологической разминки учащихся. Помогают быстрее сплотить группу, установить доверительные отношения между её участниками, мобилизовать их. Игры и упр.-активаторы используются при проведении занятий в форме тренингов. Н-р, игра –упр. «Разговор через стекло». Задание: выразите без слов, то. что я скажу. Первые номера не знают задание вторых и наоборот. Игра «У меня есть право». По кругу перебрасываем мяч. Каждый бросающий должен назвать своё право. Главное условие – не нарушать права других. «Придумаем свою рекламу». Н-р, нужно рассказать, нарисовать или изобразить другим способом, что на самом деле даёт употребление пива, сигарет. Игра «Придумай эмоцию», «Всё наоборот» По кругу называются те качества, которые не нравятся. После того .как это сделано, надо найти его позитивную оценку. т.е. переоценить его.(Я ленивый. можно возразить: ты просто умеешь расслабляться и отдыхать.
3. Час общения – обсуждение проблем, которые встают перед человеком в юности, направлены на усвоение уч-ся знаний психологического характера. В результате расширяются познавательные ресурсы, формируются навыки самоорганизации, самооценки.
4. Дискуссии предназначены, чтобы дать возможность глубже осмыслить различные вопросы, составлять собственное мнение. Дать возможность свободно высказать свои мысли.
5. Быстрый круг – опрос детей по очереди. Здесь каждый высказывает своё мнение, высказывание других не обсуждается. Ребёнок успевает сказать 2-3 предложения.
6. Итоговый круг – разновидность быстрого круга. Повторение наиболее запомнившихся тем занятий. Итоговый круг помогает выразить эмоции относительно формы проведения занятия.
7. Работа в парах («Двойки»). здесь дети получают навыки ведения диалога, учатся сближению с партнёром по общению, слушать и слышать человека, который находится рядом с тобой.
8. Работа в малых группах («Тройки. четвёрки»). Используя эту форму, можете быть уверены.что при ограничении времени и пространства это более эффективный способ сблизить участников.
9. Круглый стол, ролевые игры, творческая лаборатория, лекции, диагностика, памятки для родителей и детей.
10. Индивидуальная работа («И один в поле воин»). Индивид. раб. позволяет участнику лучше разобраться в себе, в своих чувствах.
Говоря о новых направлениях в работе классных руководителей в условиях модернизации школы, нельзя не сказать об использовании ИКТ (информационно –коммуникативных технологий) в воспитательном процессе. Мы считаем. что благодаря мультимедийным технологиям, интерактивности, которые активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности, позволяют моделизировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда, предоставляют детям возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки сообщений, составления сценария, предоставляют помощь в поиске ответов на проблемные вопросы. Кроме того использование ИКТ создают огромные возможности для формирования общей и информационной культуры. Но использование возможностей мультимедийной системы не посягает на традиционные формы воспитания Общение учителя и ученика не подменяется техническим устройством. Идея использовать мультимедийный проектор возникла при подготовке цикла бесед для старшеклассников «Брак, семья, дети». Сначала предполагала включить элементы лишь зрительного ряда, но в процессе работы увидела необходимость создания полноценной комплексной презентации. Сила её воздействия на аудиторию была настолько велика, что сразу утвердила себя в мысли: комплексные презентации должны стать органичной частью сценариев школьных дел. Презентации могут включать различные информационные среды: графику, текстовую анимацию, видео, звуковые эффекты. Я охотно делюсь опытом работы использования ИКТ в воспитательной работе с коллегами. Приглашала учащихся старших классов и их классных руководителей к себе в класс, проводила открытые мероприятия.
И последнее, что хочется сказать: продвижение по выбранному пути – дело многотрудное и не скоро осуществляемое. Однако это путь творчества и развития ученика и учителя. Все наши слова, дела только тогда имеют смысл и значение, когда они возвышают, порождают высоконравственные отношения. В них нельзя ни врать, ни фальшивить Но здесь одной честности мало, надо обладать качествами практического психолога, человековедческими знаниями.
Никогда ещё не было так трудно работать в школе. Никогда ещё жизнь не ставила перед нами столь высоких требований к общей культуре и специальным знаниям педагога. Результатом воспитательной деятельности является положительная динамика развития личностных качеств выпускника.
Удачи Вам, творческого поиска, не успокоенности и оптимизма.
15