Конспект учебного занятия по теме Психологизм поэзии А.А. Ахматовой. Изображение горя матери и трагедии целого народа в поэме Реквием.
5 Конспект учебного занятия по дисциплине «Литература» с аспектным анализом
Преподаватель Харитонова Е.Н.
Тема занятия: Психологизм поэзии А.А. Ахматовой. Новаторство формы. Женственность лирики поэтессы. Роль детали в создании поэтического образа. Изображение горя матери и трагедии целого народа в поэме "Реквием."
Содержание темы:
Модернизм
Акмеизм и А. Ахматова
Основы поэтики А. Ахматовой
Традиции и новаторство в поэзии А.А. Ахматовой
Поэтическая школа и поэтическая индивидуальность
Изобразительно-выразительные средства в поэзии Ахматовой
Роль художественной детали
Многогранность образа лирической героини
Основные темы и мотивы в лирике Ахматовой
Отражение исторической эпохи в поэме «Реквием»
Основные термины и понятия:
Модернизм, акмеизм
Лирика как род литературы
Лирический герой
Сюжетность лирического стихотворения
Поэма как лиро-эпический жанр
Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение
Группа Э-11-12. Специальность 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет
Вид учебного занятия: интерактивная беседа.
Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие.
Цели урока
Образовательная: повторить, в чем заключаются особенности лирики как рода литературы; определить соотношение понятий «поэтическая школа» и «поэтическая индивидуальность», выявить художественные особенности поэзии А.А. Ахматовой, определить роль художественной детали в создании образа лирической героини, чтение и анализ содержания стихотворений; ознакомление с историей создания поэмы «Реквием» и ее художественными особенностями;
Развивающая: развивать культурологическую и читательскую компетентность учащихся, стремление к ее совершенствованию на основе предложенных и самостоятельно изучаемых источников информации, развивать познавательную активность; развивать навыки анализа лирического стихотворения, умения выделять в стихотворном тексте средства художественной изобразительности;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к русскому литературному наследию, потребность в грамотном осознанном ознакомлении с произведениями русских классиков и верной историко-литературной их интерпретации.
Задачи урока
повторение литературоведческих понятий и терминов;
характеристика лирики как рода литературы;
ознакомление с содержанием лирических стихотворений А. Ахматовой;
выявление средств создания многогранного образа лирической героини Ахматовой;
чтение и анализ содержания поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Формы организации работы на учебном занятии:
начало занятия – актуализация уже имеющихся знаний студентов, повторение литературоведческих терминов, информационная беседа,
проверка знаний – устный ответ, самостоятельная работа,
усвоение нового материала - интерактивная беседа, анализ лирического стихотворения, речевая и портретная характеристика лирического героя,
закрепление нового материала – сопоставление лирических героинь в стихотворениях поэтессы, письменный ответ на вопрос, интерактивная беседа,
завершение занятия – обобщение изученного материала, устные ответы на вопросы.
Межпредметные связи: 1 курс – «История России», «Русский язык».
Учебно-методическое обеспечение: портреты А.А. Ахматовой, тексты произведений, фотографии, презентация.
Дидактический материал: опорный конспект студента, хронологическая таблица жизни и творчества поэтессы, литературоведческий тезаурус к теме, схема анализа лирического, стихотворения, план анализа образа героя художественного произведения, тестовые задания для самостоятельной работы.
Технические средства, оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход учебного занятия
Организационный момент. Мотивационное начало занятия.
Самое большое богатство человека – это его духовный мир. Каждый наш урок – это еще один шаг к его обогащению, к совершенствованию вашей читательской компетентности, развитию самых лучших моральных и нравственных качеств человека.
Актуализация знаний, мотивация и целеполагание. Ознакомление учащихся с темой урока, его целями, определение основных задач, способов и средств их решения
Эпиграф занятия
«Стихи – это рыдание над жизнью»А.А. Ахматова
«Это поэзия, чуждая жеманства, игры в чувство, мелочных переживаний, флирта, безумной «бабьей» ревности и тщеславия, душевного эгоизма. Владений этой поэзии не касается даже тень пошлости – многоликого и страшнейшего врага любовной лирики»
А.Т. Твардовский
«Если Блок действительно самый характерный герой своего времени, то Ахматова, конечно, самая характерная его героиня, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб»Н.Н. Скатов, литературовед
Проверка домашнего задания. Актуализация ранее изученного материала.
Ответьте на вопросы:
Русской поэзии рубежа 19-20 веков по аналогии с понятием «золотой век», относящимся к временам А.С. Пушкина, дано определение серебряный век. С чем связан данный факт?
Какие три крупных течения составили основу модернизма в русской литературе?
Как соотносятся понятия «поэтическая школа» и «поэтическая индивидуальность»?
Судьба каких русских поэтов, с чьим творчеством мы уже познакомились, сложилась трагически в условиях новой политической реальности в России?
Ответьте на вопросы теста
Назовите автора следующих поэтических строк
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
К какому модернистскому течению принадлежала М. Цветаева на раннем этапе своего творчества?
Назовите темы и мотивы в творчестве М. Цветаевой, создающие неповторимое его своеобразие..
Кто в жизни Цветаевой сыграл важнейшую роль в воспитании ее духовности, формировании ее внутреннего мира?
Какой смысл вкладывает поэт в понятие «бессонность»?
Какому русскому городу посвящен один из самых известных циклов Цветаевой?
К кому обращается М.Цветаева в стихотворении «Идешь, на меня похожий»
Как называется художественное, поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор обращает внимание?
Как называется переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту?
Как называется разновидность тропа, основанная на уподоблении живому существу?
Как называется повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк, одинаковое или сходное звучание окончаний стихов?
Назовите жанр лирики, содержащей размышления о смысле человеческой жизни.
Правильные ответы:
М.И. Цветаева
футуризм
детства, дома, образ матери, бессонности, души, Москвы
мама
неравнодушие
Москва
к прохожему
эпитет
метафора
олицетворение
рифма
философская
Одно из стихотворений М. И. Цветаевой посвящено А.Ахматовой
Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод – в весельи, зной –
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь – озноб,
И завершится – чем она?
Облачный темен лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть – безделица.
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
Основная часть урока. Объяснение нового материала
Повторение характеристики лирики как рода литературы
Работа с хронологической таблицей жизни и творчества А.А. Ахматовой
Характеристика акмеизма, выявление степени влияния поэтики акмеизма на становление художественного мира А. Ахматовой
Модернистское литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматову
Генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям
Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова
Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя – через психологически значимый жест, движение, деталь
Манера «материализации» переживаний была характерна, прежде всего, для творчества Анны Ахматовой
Художественная деталь – выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку, используется в поэзии, чтобы наглядно представить и охарактеризовать психологическое состояние лирического героя
Чтение стихотворений и определение основных черт поэтики А.Ахматовой
* * *
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Круг от лампы желтой
Шорохам внимаю.
От чего ушел ты?
Я не понимаю
Радостно и ясно
Завтра будет утро,
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.
* * *
Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.
Рассвет и над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.
Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?
Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.
* * *
Хорони, хорони меня, ветер!
Родные мои не пришли,
Надо мною блуждающий вечер
И дыханье тихой земли.
Я была, как и ты, свободной,
Но я слишком хотела жить.
Видишь, ветер, мой труп холодный,
И некому руки сложить.
Закрой эту черную рану
Покровом вечерней тьмы
И вели голубому туману
Надо мною читать псалмы.
Чтобы мне легко, одинокой,
Отойти к последнему сну,
Прошуми высокой осокой
Про весну, про мою весну.
* * *
ВЕЧЕРОМ
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: «Я верный друг!»
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
«Благослови же небеса –
Ты первый раз одна с любимым».
* * *
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Основные принципы поэтики А.Ахматовой
Сдержанность
Недосказанность, внутреннее эмоциональное напряжение и скрытая страстность
Сжатость и сила
Афористичность и краткость
Психологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношений
Особенность поэтики А. Ахматовой Н.Гумилев назвал «коротким дыханием»
Тема любви в творчестве А.Ахматовой
Тема любви – одна из ведущих в творчестве А.Ахматовой. До Ахматовой история знала много женщин-поэтов, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Ахматова впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины. Ее лирическая героиня – бытийная, вечная женщина (вспомните, как соотносятся понятия «быт» и «бытие»). Она предстает в стихах поэта не отражением ее персональной судьбы, а всеми проявлениями женской доли и женского голоса. Это и юная девушка в ожидании любви, и зрелая женщина, соблазненная и соблазняемая, поглощенная сложной любовью-борьбой, долей-мукой, и неверная жена, утверждающая правоту своей «преступной любви» и готовая на любые муки и расплату за мгновения страсти и свободного выбора. Лирическая героиня не совпадает с личностью автора, она – лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женской судьбы. Естественно, Ахматова не переживала всех тех ситуаций, которые присутствуют в ее поэзии, но она сумела воплотить их силой своего таланта, силой своего художественного воображения. В ее стихах мы встречаем циркачку, крестьянку, отравительницу, староверку, о своем вдовстве она написала еще задолго до смерти Н. Гумилева. Просто Ахматова благодаря своему особому дару сумела воплотить в стихах все ипостаси русской женщины. (Обида Гумилева из-за неверно истолкованных стихов жены в ранний период творчества.)
Чтение и анализ стихотворений
«Молюсь оконному лучу»
«Любовь»
«Два стихотворения»
«Сколько просьб»
«Как велит простая учтивость»
«Прогулка»
«Сероглазый король»
«Я и плакала, и каялась..»
«Меня покинул в новолунье»
«Сжала руки под темной вуалью..»
«Как соломинкой пьешь мою душу..»
«Песня последней встречи»
- Н. Гумилев: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество» (1918г.)
- Героиня Ахматовой – бытийная, вечная женщина
- Ахматовой создан универсальный лирический характер женщины
- Лирическая героиня не совпадает с личностью автора – она лишь представляет ту или иную грань женской души, женской судьбы – сестры, жены, матери, возлюбленной, обманутой, покинутой и т.д.
- Глубочайший психологизм, достигнутый с помощью «говорящей детали»
Тема Родины. Великая Отечественная война в лирике поэтессы
Кровная связь Ахматовой с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с первой мирвой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе снею, она разделила участь своей родины.
Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован, а вскоре и расстрелян бывший муж Ахматовой Н. Гумилев. В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову: был арестован ее единственный сын Лев Гумилев. Вскоре освобожденный, он снова был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а 1949 году его арестовали в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде (ей было 52 года), затем ее больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград. С 1946 года, после известного выступления Жданова, имя Ахматовой предано забвению. Только в период оттепели, с середины 50-х годов на страницах периодики снова стали почвляться стихи Ахматовой, вышло несколько ее сборников. В последние годы жизни творчество Ахматовой получило всемирное признание: 1964 год – лауреат международной премии «Этна-Таормина», 1965 год – почетный доктор Оксфордского университета в Англии. В 1966 году Ахматова умерла.
Для поэтессы слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством
* * *
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я нге внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час
Но в мире нет людей бесслезнее
Надменнее и проще нас.
В стихотворении автор выражает свое отношение к тем, кто добровольно покинул Родину, к тем, кто был выслан из России, но и участь тех, кто остался не лучше: «Мы ни единого удара не отклонили от себя».
* * *
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес, -
И так близко подходит чудесного
К развалившимся грязным домам
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.
Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбы своей страны.
В стихотворении «Мужество» Родина отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
* * *
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит:
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне.
Как из недр его вопли: «Хлеба!» -
До седьмого доходят неба
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
Памяти Вали
1
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
2
Постучись кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы
* * *
Памяти Вали - сб. «Родной Ленинград». Ташкент, 1942, с. 49, с посвящением: «Памяти мальчика, погибшего во время бомбардировки Ленинграда». Смирновы были соседями Ахматовой по квартире в Фонтанном Доме. И Валю, и Вову Ахматова очень любила. Старший, Валя, погиб во время воздушного налета, уже после эвакуации Ахматовой из Ленинграда.
История создания, идейно-художественное своеобразие поэмы «Реквием»
Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста.
Предисловие к поэме указывает причины, побудившие Ахматову к созданию поэмы.
В 1961 году к поэме будет напечатан эпиграф
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Поэма состоит из разных по тематике частей, которые можно было бы назвать лирическим циклом. Но «Реквием» при том, что разные его части создавались в разное время, обладает между тем высокой степенью единства: прежде всего это относится к образу лирической героини, а также к мотивно-образной структуре, проблематике, лирическому сюжету, обрамленному эпиграфом, посвящением, вступлением и эпилогом.
Сквозной мотив в поэме – мотив немоты, окаменелости от горя. Немота как высшая степень горя и преодоление немоты как нравственный долг. Немой памятник, о котором говорит героиня в Эпилоге, одновременно вбирает в себя оба мотива поэмы, выражая невыразимость горя героини. В поэме создается противопоставление одиночества материнского горя и общенародности горя. Говоря об образе лирической героини в поэме, важно отметить, что в нем как бы два полюса: один – автобиографический, связанный с судьбой самой поэтессы; другой – общенародный, общечеловеческий, но разные ипостаси лирической героини (простая баба, женщина из богемы начала 20 века, женщина-мать, Богоматерь) не противоречат друг другу, включаются в единое силовое поле этого образа, сопрягаются в нем, так что скорбящая героиня в поэме становится выразительницей общенародного горя.
Предметом нашего пристального внимания сегодня будет поэма «Реквием», написанная в 1940 году. (Кстати, в двухтомном собрании сочинений А. Ахматовой она помещена перед лирическим циклом «Нечет», подготовленном к изданию в 1946 г., после стихов 40-х годов, вошедших в цикл «Тростник»). Мы начнем знакомство с «Реквием», заслушав сообщение историка литературы о непростой истории его создания и публикаций.
Голос матери.
Голос матери мы слышим в семи главах, и если сравнить его с голосом поэта, то получается примерно одинаковое их количество. Во всех главах (они идут почти подряд: первая, вторая, пятая, шестая, седьмая, восьмая и девятая) голос матери – монотонный, как молитва, - едва слышен. Это рассказ о происшедшем, о своей судьбе и судьбе сына. Очень личный. Это по жанру – не то молитва, не то причитание. Последнее подтверждает историческая аналогия: «Буду я, как стрелецкие женки, // Под кремлевскими башнями выть». Во все времена судьба сыновей и мужей – погибать, матерей – их оплакивать. Очень личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей – в пространстве России и во времени (беспредельном – и в прошлом, и в будущем). Во второй главе много повторов слов («тихо» - «тихий», «желтый месяц» - «желтый месяц», «входит» - «входит», «эта женщина» - «эта женщина»). Неотвязная мысль, сводящая с ума «тень», а не человека, женщину, которая больше не может страдать и, в поисках спасения, видит себя отстраненного глазами «месяца» - как бы из другого мира, вдруг сменяется трезвым осознанием невозвратности происходящего. Осознан приговор судьбы: «Муж в могиле, сын в тюрьме». Впереди только безумие и смерть – как высшее счастье и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же итого («тихий Дон», «желтый месяц», «огромная звезда», «ночи белые», «шелест лета»).
Но смерть не приходит. И «каменное слово» приговора падает «на ... еще живую грудь». Теперь мать молится не Богу, но смерти, так как не может «снова научится жить». Каждая из глав бесконечного горестного монолога матери, каждое слово которого выстрадано, за каждое слово которого заплачено не слезами, но жизнью, но безумием, но невыносимыми страданиями, все более трагична: невыносимее всего лаконизм последней, самой страшной – девятой главы. Смерть не проходит. Память жива. Значит, только безумие может спасти, но лишь отняв все, что осталось, память. Главный враг – память. «Надо память до конца убить», окаменеть, чтобы не помнить сына «окаменелое страданье». Выхода нет. В этих главах поэт и историк не приходит на помощь матери. Она страдает одна.
В композиционной схеме можно отметить главы, в которых звучит голос матери.
Голос историка.
Начиная с эпиграфа, во многих главах по крупицам растворены исторические реалии. Когда все происходит? «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» - в России , в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах - во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».
Эпоха, в которую суждено было страдать народу, описана достаточно образно и зримо. И очень жестко: «... безвинная корчилась Русь // Под кровавыми сапогами // И под шинами черных марусь». Кто жертва? Весь народ, «осужденных полки», вся Русь. Кто палач? Он только однажды назван: «Кидалась в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «черных марусях». Их определяет только одна делать - «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван; но ясно, кто он – Хозяин этой безумной страны.
Последняя глава – самая длинная. В ней представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья; другая половина – в тюремных очередях, это матери и жены. Все слова бедны для описания историй их жизни, а души их заполнены единым страданием. Матери, жены, поэтессы, историки – все они в этой очереди. Вся Россия. Где подручные палача? Они не заслужили слов. Но не заслужили и забвения.
В последней главе голоса поэта и историка подавляет мощный хор женского не крика, не плача – воя. С ним слит и голос матери. Но они (поэт и историк) не должны перестать слышать этот крик. К сожалению, нельзя свершить возмездие: как наказать историю, судьбу, жизнь? Как наказать палача? Став палачом? И поэтому нужно призвать Память на помощь. Память, голос поэта, не позволяющий забыть ни крупицы.
Интересен в этой связи внутренний конфликт между «голосами»: мать мечтает о забвении, считая Память своим главным врагом; в тоже время для историка Память - главный помощник, без которого невозможно сохранить верность прошлому ради будущего.
Последняя глава как мартиролог, только мартиролог без имен («отняли список, и негде узнать»). Он не дает надежды и не обещает перемен. Он только напоминает о жертвах и о содеянном.
Оценка творчества А.А. Ахматовой
История открытия памятника А.А. Ахматовой напротив тюрьмы «Кресты»
Применение и закрепление новых знаний. Проверка степени усвоения материала. Организация самостоятельной работы студентов.
Работа с хронологической таблицей.
Какие вехи являются значимыми для Ахматовой-поэтессы?
Какие моменты можно назвать значимыми для Ахматовой-женщины, жены, матери?
Взаимосвязаны ли они и каким образом?
В чем выражается многогранность образа лирической героини А. Ахматовой?
Постройте ассоциативный ряд к понятиям:
1) лирическая героиня Ахматовой
2)Ахматова-поэтесса.
Подведение итогов урока.
Анализ степени достижения целей урока, выполнения задач.
Фронтальный опрос:
Охарактеризуйте основные темы и мотивы творчества А.А. Ахматовой
Как реализуется мастерство поэтессы в создании разнопланового образа лирической героини?
Домашнее задание:
Немаловажную роль в становлении Ахматовой как поэтессы сыграли личности А.С. Пушкина и А.А. Блока. Прочтите стихотворения об этих поэтах, проанализируйте содержание, сформулируйте собственное впечатление (устно, на примере 2-3 произведений). Обратитесь к схеме анализа лирического стихотворения.
Выставление и объявление оценок.
Аспектный анализ учебного занятия
Характер взаимоотношений преподавателя и студентов
Преподавателем используются оптимальные формы организации деятельности студентов на разных этапах учебного занятия (слушание, говорение, анализ содержания по плану, запись тезисов конспекта, запись ассоциативного ряда, определение влияния жизненных факторов на формирование личности лирической героини, выводы на основе собственных наблюдений, прослушивание аудиозаписей, просмотр иллюстраций и фотографий, коллективная, индивидуальная работа с учетом личных возможностей и способностей студентов).
Преподаватель умеет владеть аудиторией, поддерживать внимание, акцентировать его на особенно значимых моментах занятия, организует самостоятельную работу студентов с учебным материалом.
Преподаватель осуществляет индивидуальный подход к учащимся на учебном занятии.
Педагогические требования преподавателя к работе студентов, к их ответам, к развитию мышления и речи соответствуют требованиям программы и содержанию данного учебного занятия.
Преподаватель формулирует вопросы корректно, лаконично, доступно, с соблюдением принципов научности обучения.
На ошибки, допускаемые студентами, преподаватель реагирует корректно, прибегает к помощи других студентов для их исправления, поощряет студента при самостоятельном исправлении допущенной ошибки и стимулирует его к этому.
Преподаватель применяет словесные реплики поощрительного, стимулирующего характера, отмечает положительные стороны в деятельности студентов, одобрительно относится к созданию атмосферы полемики.
Дисциплинарные замечания преподаватель делаются тактично, корректно, вежливым, уважительным тоном.
На учебном занятии создана комфортная психологическая атмосфера, общий эмоциональный фон положительный, что соответствует характеру воспринимаемого материала. Интеллектуальная атмосфера отличается высокой познавательной активностью, готовностью и желанием студентов вступать в обсуждение вопросов, высказывать собственное мнение, проявлять собственную позицию, характер эмоционального воздействия изучаемого материала.
Преподавателем соблюдаются нормы педагогической этики, демонстрируется высокая культура общения со студентами, что является реализацией основных принципов педагогики сотрудничества.
Высокий темп работы преподавателя, его эмоциональность, увлеченность положительно влияют на деятельность студентов.
В течение всего учебного занятия преподавателем осуществляется стимулирование успехов студентов, используется широкий арсенал словесных поощрений.
Уровень речевого взаимодействия преподавателя и студентов на уроке высокий, в ходе которого постоянно обращается внимание на исправление различного рода речевых ошибок, фактических неточностей в целях формирования речевой, литературоведческой компетенции студентов.
13PAGE 15
13PAGE 141115
15