Разработка урока Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А.Ахматовой Реквием

Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме Анны Ахматовой «Реквием».


Я – голос ваш, жар вашего дыхания,
Я – отражение вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетания,-
Ведь все равно я с вами до конца.
«Многим»

Цель урока:1) показать учащимся, что это не только трагическая исповедь о
личном, но и реквием страшным страницам истории;
2) пробудить интерес уч-ся к страницам истории;
3) воспитать чувство гражданской ответственности за
происходящее вокруг нас.
Оборудование: стенгазета, иллюстрации учащихся к поэме, портреты Анны Ахматовой, грампластинки.

Запись на доске:
Поэма – один из видов лиро – этического жанра; основные черты – наличие развернутого сюжета и развитие образа лирического героя.

Реквием – католическое богослужение по умершим; траурное музыкальное произведение.

Эпиграф – цитаты, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора.




Словарь:

«Черные Маруси» - тюремные машины.

Кресты – пересыльная тюрьма в Ленинграде.


Ежовщина – Ежов Николай Иванович – нарком внутренних дел СССР (1936 – 38гг.) был одним из главных исполнителей массовых репрессий; в 1940 г. – Арест, расстрел. (За не обоснованные репрессии против советского народа).



План лекции
30 – е годы – время тяжких испытаний в жизни народа.
Построение поэмы (архитектоника).
Использование традиции народной поэзии и русской классики в поэме «Реквием».
Художественные приемы, используемые Анной Ахматовой.
Использование библейских мотивов.
«Реквием» - главное творческое достижение Анны Ахматовой в30 – е годы.


Форма проведения:
а) чтение и анализ поэмы вслед за автором.
б) лекция учителя с элементами беседы о музыкальном жанре.

Прослушивание «Реквиема»
(начало пьесы, Моцарт)

Вступительное слово учителя
В основу сюжета «Реквием» положены трагические события 30–х годов, всю тяжесть которых Ахматова разделила со своим народом. ( Аресты Льва Гумилева – 1935; 1938гг.; Пунина ).
Но содержание «Реквиема» не сводимо к семейной трагедии. Это трагедия целого народа (балкарского в том числе). Но прежде чем говорить о поэме, давайте поговорим о том времени, которое изображено в поэме.
Почему мы говорим о таком большом промежутке времени (30-е годы) и связываем его с трагедией народа, говорим о черной полосе в жизни народа?

(Ответы учащихся, вспомните историю).

А вот что пишет Лидия Чуковская в «Воспоминаниях об Анне Ахматовой»:
(см.стр. 101 – пособие для учителя).

Давайте попробуем прочитать и проанализировать эту поэму вслед за автором.

I. Начнем с «Эпиграфа». (Чтение главы). Он перекликается с другим стихотворением, написанным еще в 1922 г. «Многим»:
Я – голос ваш, жар вашего дыхания,
Я – отражение вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетания,-
Ведь все равно я с вами до конца.
И в стихах «Многим», и в «Эпиграфе» прослеживается один мотив - единство с народом, общее народное горе.
- Это трагедия только Ахматовой?
(ответы учащихся)
Вывод №1: Значит, ее жизнь – отражение судьбы народной.
«Эпиграф» - первый ключ, открывающий поэму.


«Вместо предисловия».
Чтение отрывка.
- Какие вопросы у вас возникли при чтении отрывка?
Возможные вопросы: - ежовщина?
- почему под частями поэмы стоят разные даты?
В этом, казалось бы чисто информационном отрывке зримо вырисовывается эпоха.

- По каким приметам можно судить об эпохе?
Обратите внимание на саму лексику (не узнали, а «опознали», губы у женщины «голубые» не от холода, а от холода и нервного истощения, все говорят только шепотом, на ухо).
Анна Ахматова, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех сразу.
Предисловие к поэме – второй ключ, он помогает понять, что поэма написана как когда – то «Реквием» Моцарта, «по заказу». Женщина просит Ахматову об этом, как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды.
Построение поэмы (архитектоника).
Она состоит из 10-ти стихотворений прозаического предисловия, Посвящения, Вступления и двухчастного эпилога. Включенное в «Реквием» «Распятие» так же состоит из двух частей и эпиграфа, который мы уже разобрали.
- Что обращает на себя внимание?
а) Разные даты под стихотворениями
Ответ: «Реквием» создавался не единовременно, а в разные годы. Все даты (кроме «Эпиграфа» и «Вместо предисловия») связаны у Ахматовой с трагическими пиками горестных событии тех лет: аресты сына, вынесение приговора, дни отчаяния.
«Посвящение»
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Сообщение учащихся (о «Посвящении» и о поэме «Путем всея земли» - их глубокая родственность).
? 1. Какое горе имела в виду А. Ахматова в «Посвящении»?
2.О чем или о ком идет речь в «Посвящении»?
Почему в поэме появляется мотив одиночества? (ото всех уже отделена)
Анна Ахматова оберегала от подозрении своих знакомых, друзей.
Учитель напоминает учащимся день ареста Мандельштама. (Ахматова присутствует при аресте).
Ахматова писала: Пришли с обыском, было очень тихо. За стеной у Кирсанова
·играла гавайская гитара.
Художественный прием, используемый Ахматовой в «Реквиеме» - противопоставление двух миров, благополучия и трагедии.
IV.Вернемся опять к построению «Реквиема». После обширного «Посвящения», раскрывающего «адрес» поэмы, следует «Вступление», которое обращено непосредственно к тем, кто уходит на каторгу или на расстрел. (Чтение отрывка).
Здесь же возникает образ Города, но он резко отличается от прежнего ахматовско – блоковского Петербурга, в нем нет традиционного пушкинского великолепия, он мрачнее того облика, который знаком нам по Некрасову или Достоевскому. Он – город – привесок к гиганской тюрьме.
Даже Нева помертвевшая и неподвижная.

«Уводили тебя на рассвете»
Выразительное чтение и комментирование уч–ся.
Объяснение значений слов «стрелецкие жены» , типичность судьбы русской женщины, «черные маруси», «Кресты»
В этом стихотворении мы видим, что Ахматова придает сцене ареста и прощания широкий смысл, уже подготовленный «Предисловием» и «Вступлением», где речь шла о многих сыновьях, отцах, братьях. Она пишет о детях в темной горнице, хотя у сына не было детей. Значит , прощаясь с сыном, она имеет в виду не только себя, но и тех, с которыми вскоре ее сведет тюремная очередь. Ведь она создавала свой «Реквием» по просьбе безвестной женщины, по заказу.

VI. А теперь посмотрите, как в «Реквиеме» неожиданно и горестно возникает мелодия, отдаленно напоминающая «колыбельную»:
Тихо льется тихий Дон
(мотивы народной поэзии).
VII. Следующие три главы (выразительное чтение глав) говорит о времени, об эпохе, когда происходили события, описанные в поэме. (III-IV-V-VI).
выразительное чтение;
комментирование.

Выводы: 1) горе общенародное;
2) громко звучит голос матери (олицетворение всех матерей в образе
матери).

-Как вы понимаете последние строки VI строфы (о твоем кресте высоком)

VIII. «Приговор».
Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какие ключевые слова вы можете отметить в этой главе? Подберите к ним синонимы.
«Каменное слово» – страшное, тяжелое, невыносимое.
«Много дела» - прокомментировать.
«Убить память». Разве это возможно?

Вывод: Память нельзя убить. Ее хранитель – душа поэта.

«К смерти»
Чтение стихотворения учителем.
- 1) Почему этот отрывок имеет такое название?
2) В каких словах передается готовность автора умереть? («Мне все равно теперь»)

Вывод: Тема этой строфы – смерть. Героине все опостылело, она зовет смерть, ищет в ней успокоение. («Жить и хотеть жить не по какому – нибудь, по вашему – ваш долг перед живущими». Пастернак)

IX. Чтение, комментирование. Страшный мотив безумия, бреда и полной готовности к смерти или самоубийству звучит в следующем стихотворении «Уже безумие крылом».
Обратить внимание на антитезу (противопоставление) – мать и казнимый сын, которая соотносилась в сознании Ахматовой с евангельским сюжетом. Так как эта антитеза не была лишь приметой ее личной жизни и касалась миллионов матерей и сыновей, то и «Реквием» расширил свои рамки до общечеловеческих масштабов.
Обратить внимание на отрицательные сравнения, которые усиливают глубину страдания автора.

Распятие.
- Что напоминает это слово? (Историю распятия Христа, которая напоминает Ахматовой судьбу ее безвинно пострадавшего сына).
В этой главе Ахматова вновь обращается к библейским мотивам, которые помогут раскрыть душевное состояние героини.
Опираясь на библейские мотивы, Ахматова переносит тему страдания матери, ее горя, всеобщей трагедии на конец 30-х годов.
Ахматова подчеркивает святость судьбы безвинно страдающих.
Поэма не могла быть законченной и не имела бы такого значения, если бы в «Эпилоге» автор не дал бы обобщающую картину, показав, что трагедия ее семьи была типичной для того времени.
«Эпилог» состоит из двух частей и вновь возвращает нас к общему смыслу «Предисловия» и «Посвящения»; здесь мы вновь видим образ тюремной очереди, но уже более обобщенный и не столь конкретный, как в начале поэмы.
Чтение I части «Эпилога»
Чтение II части «Эпилога».
Вторая заключительная часть «Эпилога» развивает тему «Памятника», хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину. Но под пером Ахматовой эта тема приобретает совершенно необычный, глубоко трагический смысл. Можно сказать, что никогда – ни в русской, ни в мировой литературе – не возникло столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему по его желанию и завещанию, у Тюремной стены.
Это поистине памятник всем жертвам репрессий, замученным в 30-е и другие страшные годы.
(Обратить внимание на использование традиций русской классической литературы).
Судьба Ахматовой была трагична и не могла не оставить след в ее поэзии. Трагедия ее, ее семьи и ее народа ярко отразилась в ее творчестве.
Но главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е годы стал ее «Реквием».

Выводы:
Более 20 лет хранила она его в своей памяти. Но опубликовав поэму (1987г.) поэтесса еще раз доказала, что народ может быть можно убить, уничтожить, но поставить его на колени, заставить жить по чей – либо указке нельзя.
В поэме отразилась трагедия личности, семьи и народа.
Поэма – реквием страшным страницам истории.
Это не должно повториться.