Интерактивные формы работы в системе духовно-нравственного воспитания
С.Е.КалинкинаГБОУ СОШ им.В.С.Юдина с.Новый БуянСамарской области
Интерактивные формы работы в системе духовно-нравственного воспитания учащихся
Нормативно-правовая основа
духовно-нравственного воспитания учащихся
Конституция Российской Федерации
Законы РФ «Об образовании»
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
«О свободе совести и религиозных объединениях»
Проект Федерального Закона «Об образовании в РФ» статья 90 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ»
ФГОС, предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (об условиях и результатах преподавания)
Требование Закона Российской Федерации «Об образовании» пункт 2 статьи 14 гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности, что позволит обеспечить развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Возросший интерес молодого поколения к истокам русской культуры, обращение к исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества – все это свидетельствует об актуальности раскрытия духовно-нравственного потенциала содержания учебных предметов.
На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение.
Интерактивные формы организации учебной деятельности учащихся:
Метод моральных дилемм и дискуссий заставляет учащихся сделать выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов).
Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс-чемоданчик), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Структура
На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.
И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
метод инцидента;
метод разбора деловой корреспонденции;
метод ситуационного анализа.
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. возможно мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.
Опыт реализации
Рассмотрим возможности использования кейс-метода на уроке литературного чтения во 2 классе на примере произведения Энн Хогарт «Мафин и паук»
Дети получают карточку с текстом - началом произведения.
Высказывают предположения о возможных линиях развития сюжета, как правило, основываясь на личный опыт.
Далее педагог предлагает проанализировать ситуацию с точки зрения Заповеди Христа и Послания апостола Павла, работая в группах.
Группы представляют свое мнение.
Обсуждение, работа с предложенными в кейсе текстами, вывод класса.
Чтение произведения до конца. Радость за поступок Ослика и счастливое завершение истории.
Как Мафину удалось убедить друзей принять ближнего?
Было ли это легко?
Анализ поступков с помощью Послания апостола Павла о любви.