Конспект урока по литературе на тему: Сила смеха. (Комическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством.») (5 класс)
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Место урока в ходе изучения творчества Н. В. Гоголя – третий,
завершающий.
Тема: Сила смеха.
(Комическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
Цели:
Образовательная – формирование понятия «комическое», представления о комическом как об одном из средств передачи и выявления художественной идеи произведения.
Развивающая – формирование исследовательских навыков учащихся, навыков выразительного чтения, пересказа.
Воспитательная - показать психологическую силу смеха и юмористического отношения к жизни.
Задачи:
Выяснить способы создания комического эффекта в произведении (комический образ героя и комическая ситуация.)
Выяснить особенности юмора как одного из видов комического в литературном произведении.
Методы: эвристический, проблемно-поисковый.
Тип урока – комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные - умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного нескольких произведения; овладение литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика», «комическое»; умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.
Метапредметные - воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни.
Личностные - победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова; открытый финал повести как перспектива реального мира.
Ход урока.
I. Вступление. Актуализация интереса учащихся.
Слово учителя: На прошлом уроке мы говорили о празднике Рождества и народных традициях его празднования. Говорили о том, что этот праздник побуждает людей очистить свое сердце от всего плохого: от злости, зависти, недоверия, жадности и других недостатков. Этот праздник помогает пробудить в сердце любовь и сострадание к людям.
Сегодня мы продолжаем разговор о повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», постараемся понять, как самые важные для себя представления о человеческих отношениях Гоголь раскрыл в своем произведении.
II.Анализ произведения.
Способы создания комического в произведении.
Комический образ.
Беседа.
Учитель: Мы говорили только об одной сюжетной линии в повести- об Оксане и Вакуле. В повести есть и другие герои, другие сюжетные линии. Назовите их, пожалуйста.
Запись на доске под диктовку ребят:
Вакула и черт; Вакула и Чуб; Чуб и кум; кум, кумова жена и ткач; Солоха и ее ухажеры.
Учитель:
- Кто из этих героев вам показался смешным?
- О ком из героев написано? Узнайте по цитате:
«Спереди совершенно немец…, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…» - черт.
- Какой художественный прием использует Гоголь в этом описании? (Сравнение с немцем и губернским стряпчим - пояснить значение понятия). Чувствуется ли в этом сравнении авторская усмешка?
- Какова роль черта в повести?
(Вредительство и испытание доброго христианина)
-Как еще изображает черта Гоголь?
Выразительное чтение и анализ эпизодов
1.«Как черт украл месяц.» Учебник - с.167
Какой художественный прием использует Гоголь? (Сравнение «как мужик…огонь из люльки»2.Как черт замерз в небе. Учебник - с.176
Какой художественный прием использует Гоголь? (Сравнение с кухмистром и бабой, которая в Рождество жарит колбасу)
3.Финал повести - картина, которую написал в Церкви Вакула и которой бабы детей пугают: «От бачь, яка кака намалевана»
Выводы по анализу образа черта:
Учитель:
- Какова роль подобных сравнений? (Гоголь добивается снижения образа. Обычно сатана – жуткое и опасное чудовище, а у Гоголя черт совсем не страшен, его может победить простой человек (Вакула), который силен своей верой в Бога и своим духом)- Гоголь смеется над чертом. А какой этот смех по настроению?
(Смех этот добрый. Такой смех называют – юмор. Запись этого понятия на доске и в тетрадях)Комическая ситуация – еще один способ передачи авторской позиции.
Чтение по ролям и анализ эпизода «Кум, кумова жена и ткач. Драка за найденный мешок»
Учебник с.199 –зачитать авторскую характеристику кума и его жены.
(со слов «Кумова жена была такого рода сокровище…» до «в это только время и видела его иногда»И «все, что ни напрашивала…до «о претерпенных ею побоях»)-Каковы отношения в их семье?
С.199-200 –драка за найденное добро.
(со слов «Лысый черт тебе покажет…» до «Э, да тут лежит целый кабан…»)
-Как характеризует эта ситуация кума и его жену?
(Они дерутся друг с другом, причем за то, что им не принадлежит)
- А кто был в мешке? (Чуб и дьяк.)
- Какое неприятное прозрение озаряет Чуба? (Он понимает, что Солоха его обманывала и оказывала знаки внимания не только ему. Это большой удар по его самолюбию)III. Выводы по уроку:
Мы с вами говорили, что в ночь перед Рождеством, в ночь справедливости и добра, каждому воздается по заслугам.
-Какие «подарки» получили кум, его жена, ткач, Чуб, дьяк?
(Предполагаемый ответ - Никаких. Потому что проявили далеко не лучшие черты характера.)-Какие это черты?
(Жадность, лживость, самоуверенность и самодовольство, лень.)
-Каково отношение Гоголя к этим героям?
(Он смеется над ними.)
-Зло или по-доброму смеется?
(Юмор помогает по-доброму высмеять чужие пороки и надеяться, что люди, которые читают повесть, смогут их избежать.)
- Есть ли в повести герои, которых автор вознаграждает?
(Это Оксана и Вакула.)
- Что мы узнаем о них в финале повести?
Подтверждая свой ответ, приведите цитаты из текста.
(Вакула сватается к Оксане, привезя по ее требованию черевички царицы, а она говорит: «я и так…без черевичек».)
- Что значат ее слова?
(Она влюбляется в кузнеца по-настоящему, он становится ей дорог)
- Что пишет Гоголь об этих героях в конце повести?
(В финале мы читаем о молодой красивой женщине с дитятей на рука – это Оксана. Сделайте вывод о том, как сложилась судьба Оксаны и Вакулы: Они поженились, у них ребенок, живут в красивой новой хате, расписанной Вакулой и, по-видимому, счастливы.)- За что автор награждает своих героев счастливой судьбой?
(За их любовь друг к другу, которая прошла испытание в ночь перед Рождеством.)
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Домашнее задание:
1.Прочитать «Муму» Тургенева.
2.Индивидуальное задание – сообщение «Краткая биография И. С. Тургенева».
3.Индивидуальное задание – сообщение «Жизнь в Спасском-Лутовинове. Впечатления, отраженные в рассказе «Муму».