Конспект урока по литературному чтению Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. В. Набоков «Обида»
Урок литературного чтения в 4 классе
Образовательная система «Перспективная начальная школа»
Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД
Тема урока: Какого цвета обида? Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. В. Набоков «Обида»
Цель: вызвать читательский интерес к творчеству В. Набокова через знакомство с его писательским стилем; анализ текста рассказа В. Набокова «Обида».
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с творчеством В. Набокова.
Способствовать формированию умения вчитываться в речь автора, анализировать текст, раскрывая художественный смысл рассказа В.Набокова «Обида» и авторский замысел.
Учить делать выводы и обобщения на основе работы с источником информации.
Развивающие:
Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся на основе почитанного, развитию образного мышления.
Способствовать развитию интеллектуально-образного и эмоционального восприятия художественного произведения.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; воспитывать такие черты характера, как коллективизм и товарищество, умение работать в группе.
Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся: сочувствие, сопереживание доброжелательности, дружеских отношений к окружающим(способности ценить мир природы и человеческих отношений), воспитанию читательского вкуса.
Оборудование: презентация, карточки для детей,
Формировать УУД:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: кратко пересказывать небольшие тексты.
2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты.
1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, сравнивать высказывания сквозными героями точки зрения и обоснованно присоединиться к одной из них.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
Мотивация к учебной деятельности
(1-2мин) Вступление
Известный педагог, писатель, публицист Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
Эта мудрость с течением лет не теряет своей ценности. Ничто не в состоянии заменить книгу. Никакие новейшие и самые передовые технологии не смогут заменить тех истин, простых человеческих слов о любви, добре, честности и доблести, что хранятся на страницах книг.
Слайды № 1-2 Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Актуализация знаний 5мин.
III. Формулирование проблемы, 4-5 мин, планирование деятельности.
Поиск решения
- Как называется раздел, над которым мы работаем? (Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека)
1.С творчеством, какого писателя мы с вами начали знакомиться на уроках? (Вл. Набоков «Обида»)
- Что запомнили из биографии В. Набокова?
Владимир Набоков родился 24 апреля 1899, в городе Санкт-Петербург. Это русский и американский писатель; прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик.
Он долгие годы провел за границей, но навсегда оставался русским по духу. В своем творчестве Набоков продолжил традиции русской классики. Каждое его произведение - это эпизод из романа под названием «Жизнь». Умер 3 июля 1977, в городе Монтре, Швейцария.
Слайд№ 3
2.Какое произведение мы начали читать на прошлом уроке, а дома Вам было задание дочитать? (Вл. Набоков «Обида»)
Вспомните, какова особенность творческой манеры писателя
/– Писатель был наделен цветовым слухом, большинство его произведений имеют цветовую палитру /.
На ваших партах сегодня краски, кисти, листы бумаги. Как выдумаете, для чего эти предметы на уроке литературного чтения?
- Мы попытаемся изобразить цветом чувство, которое описывает автор. Мы создадим обложку для книги В. Набокова. А также выясним
Слайд № 4
«Какого цвета обида?». Попробуем вместе распознать авторский цветовой замысел, найти ассоциации, характеризующие чувство обиды. Краски будем наносить последовательно, сгущая их шаг за шагом по мере нарастания чувств в душе героя.
– Каковы главные проблемы произведения? О чем заставляет задуматься рассказ «Обида»?
/Проблема одиночества, проблема взаимоотношений подростков, когда кого-то не принимают, отвергают/
- Какие задачи поставим?
Слайд № 5
- Понять …
- Научиться …
Слайд № 6
- Прежде чем приступить к анализу произведения, давайте наполним «Корзину идей» своими мыслями и ощущениями, что такое обида в вашем понимании?
Работа в группах
(Дети зачитывают мнение группы, прикрепляют магнитом Слайд № 7 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(Познавательные УУД).
(Открытие нового знания), формулирование определения.
Ответы на вопросы. Работа с текстом
Слайд № 8
- На какое мероприятие кучер Степан привез мальчика Путю в имение Козловых? ( В имении Козловых праздновали именины Володи, сына хозяев; были приглашены знакомые и дети из соседних имений)
-Каким представлялся день в имении Козловых? Почему Путя не хотел ехать туда?
- Из какого отрывка ясно, почему Путя готов был пожертвовать главными сокровищами, лишь бы не ехать в гости. («…через несколько минут — конец… День предстоял гнетущий, отвратительный, но неизбежный… Путя знал по опыту, как все будет неловко и противно».)
- Что бы он сделал, лишь бы не попасть в гости к Козловым? («Сказаться больным? С валиться с козел?..Путя с охотой отдал бы свой новый велосипед и (что еще?) стальной лук, скажем, и пугач, и весь запас пробок, начиненных порохом».)
Слайд № 9
- Представьте себя на месте Пути? У вас были подобные ситуации? Как вы себя чувствовали?
А каким цветом окрашено настроение Пути в дороге?
Серый, темно-коричневый, с проблесками красного как предощущение неприятности, тревоги, обиды /.
Задание: докажите текстом справедливость выбора данной цветовой палитры.
/– «День предстоял гнетущий, отвратительный, но неизбежный»
– «Путя знал по опыту, как все будет неловко и противно»(Возьмите кисти. Договоритесь, в каком направлении вы будете наносить линии на вашу будущую обложку. Выберем цвет настроения мальчика во время дороги в имение Козловых. (серый, коричневый, красный)
- Как произошла встреча Пути с ребятами?
Зачитайте нужный эпизод. Оправдались ли предположения Пути о том, что встреча будет неприятной?
В чем причина неуспеха Пути? Может быть, он сам не хочет общаться с ребятами? Не нуждается в их обществе? Кто в этой компании успешен? Зачитайте, подтвердите цитатами.
Сравните, как метал копье Вася Тучков и как это делал Путя. (прочитайте нужные отрывки).
Почему успех одного был был отмечен, а успех другого никто не заметил.
Чем еще завоевывал внимание Вася Тучков.
Слайд № 10
Работа в группах – составьте словесные портреты Пути Шишкова и Васи Тучкова.
Проверка.
- Мы видим, что своим внутренним миром, характером, поступками Путя кардинально отличается от лидера этой компании Васи
/- Мальчику одиноко в этой компании, он хочет, чтобы его заметили и оценили;
– Путя нуждается в преданной дружбе.
– В любви и внимании тех, кем восхищается/.
- Возьмите кисти и краски – продолжите цветовую палитру чувств, охвативших главного героя, когда его успех не состоялся. (Момент зарождения обиды)
Кем восхищается Путя? Что он делает для того, чтобы понравиться, чтобы завоевать дружбу?
- Вспомните, как назвала девочка Таня Путю? (Ломака) (созревание обиды)
Слайд № 11
Справедливо ли Таня Корф назвала Путю ломакой? Может быть Путя не принимал участие в играх, которые играли все. Может Путя пытался навязать свои правила игр?
Как значение этого слова объясняет Евдокия Васильевна? Прочитайте. (Чтение ребят)
Как вы думаете, поведение «ломаки» бросается в глаза в компании или совсем незаметно? (Объяснения ребят)
Ломака не может оставаться незаметным. Своим некрасивым поведением он старается обратить на себя внимание, стать центром компании, заставить других себе подчиняться.
- Какой след в душе главного героя остался после разговора с Таней? Давайте изобразим это с помощью красок.
Вернитесь к названию рассказа. Ни это ли слово вызвало обиду?
Как события развивались дальше?
/Решили играть в палочку-стукалочку. Выпало водить Путе. Дети вновь его отвергли./
Цитаты.
- Что происходит в душе мальчика?
/Напряжение нарастает. Им овладела тоска/ Цитата.
Выберите цвет красок, чтобы продолжить оформление обложки. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
IV. Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону(15 мин)
Выборочное чтение Слайд № 12
- Просмотрите фрагмент текста(с.121), отмеченный сбоку цветной полосой. Почему в тексте повторяется, с небольшими изменениями, одна и та же подробность: «розовый Яков Семёнович», «голубой Яков Семёнович», « ярко-жёлтый Яков Семёнович» и так далее?
( Ответы детей)
Ответы на вопросы:-Кто же это смотрит на Якова Семёновича?( Голубой Яков Семенович сидел, согнувшись, под черно-синими листьями и топал носком по серебристому песку в такт счету. Как весело было бы так ждать и поглядывать сквозь разные стекла, если бы Таня…За что? Что я такого сделал?)- А почему смотрит так неотрывно?
Назовите основную идею чувства обиды. Как она сформулирована в тексте? Зачитайте ключевое предложение.(За что? Что я такого сделал?)Какова была идея писателя, для чего он показывает мир сквозь цветные стёкла?
– Что же, с точки зрения автора, символизирует витражное окно?
/– Набоков словно успокаивает мальчика: смотри, мир вовсе не такой мрачный, как тебе кажется!
– Витражное цветное окно отождествляется с живым, многоцветным миром, который заслонила обида.
Принимает ли мальчик эту «помощь»?
/Да, он увлёкся игрой/
Но происходит неожиданное… кто-то вторгается в этот цветной мир?
/Ответы детей/
- Почему Путя не сопротивляется? Как бы повел себя на его месте Вася Тучков? А вы?
Что обнаружил герой , вернувшись на веранду?
Смотрит через белое стекло.
Что больше всего страшит и угнетает Путю? (То, что его забыли в саду.)
Слайд № 14
Работа с этимологическим словарем Согласно этимологическому словарю М. Фасмера, обидеть произошло от об-видеть, где предлог об- означает «вокруг, огибая, минуя», ср.: обнести (кого-то угощением) – пронести мимо, не дать, обделить. Таким образом, обида выросла из идеи «обделить взглядом, не посмотреть» (то есть обойти вниманием).
Что явилось главной причиной Путиной обиды, то, что его назвали «ломакой» или что-то другое?
Слайд № 15
(Герою обидно, потому что его незаслуженно забыли, не уделили внимания, которого так хочется маленькому человечку.)
Найдите и зачитайте отрывок, подтверждающую вашу точку зрения. (Путя подождал несколько минут….. до многоточия)
Как он переживает обиду? Продолжим оформление обложки. Какую краску необходимо использовать для отображения чувств героя?
/Чёрную, можно добавить красную/
/– Душевные переживания мальчика соответствуют черно-коричневым, черно-синим тонам, которые передают угнетенность, внутреннее напряжение/.
– Каким теперь представляется мир Путе? Докажите текстом.
/– Мир вокруг кажется Путе холодным, жестоким и несправедливым.
– В чем же причина обиды? Как говорит об этом автор?
/ «Странная кругом неотзывчивость»(с.124) – вот главная причина обиды героя-подростка/.
– Когда же герой особенно остро почувствовал эту «странную неотзывчивость»? Когда чувство обиды достигло наивысшей точки?
/– Путе было грустно, когда у заветной скамейки с «палочкой-стукалочкой» он никого не нашел и горько размышлял о том, что все его бросили, забыли и уехали на пикник без него.
– Чувство обиды достигло кульминации, когда Путя пришел в отчаяние, оставшись в одиночестве, всеми забытый/.
- Как вы думаете, может ли обида уничтожить человека?
От чего это зависит? От кого?
/От самого человека. Нужно не зацикливаться на тяжёлых чувствах, а уметь отражать их/
Слайд № 16
Как преодолел свою обиду Путя? Приведите цитату, доказывающую, что обида отступает. Какой глагол указывает на это?
- переглотнул(Обида приходит, приносит боль, но потом преодолевается главным героем)
Работа по тексту
Вспомните, как Путя смотрит на Якова Семеновича в начале игры?, А потом? Почему Что автор хотел этим сказать? (Если смотреть через цветное стеклышко, окраска мира меняется. Каждый человек видит мир в соответствии со своим характером и настроением, словно через цветное стекло. События могут рассматриваться под разной эмоциональной окраской…)Каким был Путя? Докажите? (Дети приводят примеры и доказывают свою точку зрением чтением отрывков)
Чтение или пересказ отрывков (Вывод: Путя тоже видит мир по - своему…Он преломляет его в своем сознании… Он ломает общепринятые (в его окружении) понятия и манеру поведения. Вот почему его называют «ломака»…Путю не видят, ненавидят, не понимают, отвергают…)Завешим цветовую гамму красок. Какая краска подойдёт?
- Та, которая успокаивает усталый взор, снимает напряжение.
/зеленая, голубая/
Для оформления обложки книги осталось написать имя и фамилию автора и название книги. Как это сделать правильно?
Как вы думаете, писатель Вл. Набоков похож был чем – то на Путю? Чем же? Как заканчивается рассказ?
Почему рассказ не завершается уходом Пути домой, а заканчивается сценой с пойманным совенком?
Ваше мнение?
Путя - Кто он: «ломака» или пойманный совенок?( Ломака - это кривляка, человек, который хочет, чтобы на него обратили внимание. А на самом деле Путя схож с пойманным совенком)Какой смысл вкладывается героями рассказа в слово «ломака»?
Ответы детей.(«У Пути свой духовный мир, не похожий на мир окружающих его людей. Путя психологически настроен на одиночество.Путя - скорее пойманный совенок, чем «ломака».
Набоков видит в пойманном совенке Путю. У Пути свой собственный взгляд на мир, свои интересы. Совенок близок самому Набокову»)Работа в группах Слайд № 17
Задание по карточке:Подумайте, какая из трех цепочек глагольных метафор обиды наиболее точно передает развитие чувства обиды в душе подростка Пути Шишкова. Сравните замыкающие глаголы цепочки и соотнесите их с авторским замыслом.
Обида наваливается, раздувается, мучает, жжет, не отпускает.
Обида приходит, растет, глотается, жжет, заглушается, просветляется.
3. Обида просыпается, кипит, остывает, улетучивается.
Так как выглядит портрет обиды Пути?
Вернёмся к «Корзине идей» Слайд № 18
- Нужно ли преодолевать обиду? Как бороться против обиды?
(Да, нужно. Обида мешает жить, радоваться всему хорошему. Научившись прощать, человек получает возможность наслаждаться жизнью, любить, дарить людям радость.)Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Еще раз обратите внимание на цель нашего сегодняшнего урока. Была ли она достигнута? Что нового мы сегодня узнали о слове «обида»? И какой вывод мы можем сделать о главном герое рассказа В. Набокова – Путе?
- Какой дар есть у мальчика?
/Дар сочувственного и доброжелательного отношения к окружающим, наблюдательности)Какие задачи ставили? Решены ли они?
Оцените свою работу по цветограмме.
Слайд №19
Благодарю за работу! Слайд № 20 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деятельности
(ЛичностныеУУДЛитература и ссылки:
1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, авт. Н.А. Чуракова2. Методические пособие «Литературное чтение» для учителя, 4 класс, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская, Москва Академкнига/Учебник 20123.Поурочное планирование « Литературное чтение», система уроков у учебнику Н.А. Чураковой . Составители И.Г. Смирнова, С. В. Николаева.
4. Слайдовая презентация.