Учебный проект Ловушки орфоэпии (4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»
Тема проекта:
«Ловушки орфоэпии»
Автор проекта:
Дроздов Константин Сергеевич
Класс 4г
Научный руководитель проекта:
Иванова Ирина Леонидовна
СОШ №3 г. Белоярский
учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
Содержание
№
п/п Название разделов Стр.
Введение 3
1. Основные понятия орфоэпической нормы. 4
2. Характеристика русского ударения. 5
3. Типы и виды орфоэпических ошибок. 6-7
4. Глоссарий. 8
5. Результаты анкетирования одноклассников. 9
Выводы 10
Список источников информации 11
Введение
На факультативном занятии «Занимательная грамматика» учительница увлекательно рассказала о нормах литературного языка. Кратко это выглядело примерно так: в устной форме применяем орфоэпические и акцентологические нормы, в письменной форме соблюдаем орфографические и пунктуационные правила.
Орфограммы и пунктограммы мы каждый день изучаем и учимся применять на уроках русского языка. Меня заинтересовали орфоэпические нормы, применяемые в устной форме. Я увлёкся этой темой и решил побольше узнать о законах Орфоэпии. Так появился мой проект.
Цель моего проекта – выяснить, каковы законы Орфоэпии.
Задачи проекта:
1.Изучить орфоэпические нормы.
2. Научиться видеть «ловушки» орфоэпии.
3.Составить глоссарий.
4.Провести анкетирован6ие среди учащихся своего класса на предмет знания некоторых терминов из области «Орфоэпии».
5.Сделать выводы.
В своём исследовании я обратился к различным источникам информации: словарям, справочникам, монографиям, электронным сайтам сети Интернет.
Основные понятия орфоэпической нормы
С целью погружения в мир Орфоэпии решил в первую очередь обратиться к словарю ударений Т.А. Байбаковой и узнал, что Орфоэпия (от греч. orthos «правильный» и epos «речь») — это правильное произношение. Слово «орфоэпия» употребляется в двух значениях:
1) система единых норм произношения в литературном языке;
2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Прочитав вступительную статью, я понял, что орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.
Рис. 1
Далее в Интернете открыл «Википедию» и стал изучать статьи, посвящённые Орфоэпии.
Так узнал, что ударение – это выделение гласного звука силой голоса. Акцентуация – норма ударения. В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие. Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым произносятся слова.
В лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют.
В результате изучения типов и видов орфоэпических ошибок я пришёл к выводу, что так как данная тема объёмна, сложна и широка, рассмотреть в рамках проекта только один тип орфографических ошибок, связанный с ударением.
Характеристика русского ударения
Во-первых, в русском языке существует сложная система силового (неподвижного), подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании форм слова. Например: вода - воду, принял - приняла, дорог – дорог.
Во-вторых, большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако, в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. Например: железнодорожный, водогрязелечебница.
В-третьих, ударение свободное, то есть оно не закреплено за определённым по счёту слогом. Например: де-ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дить. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным. Например: брат, брата, брату, о брате. Ударение может передвигаться с одного слога на другой. Например: лист, листа, листу, листья.
В-четвёртых, слово может иметь два равноправных варианта произношения – предпочтительное и допустимое. То есть можно сказать джинсовая куртка или джинсовая куртка, и так и так будет правильно. Или творог – предпочтительное произношение, а творог – допустимое.
В-пятых, в отдельных случаях варианты произношения разграничивают разные лексические значения слов:
сердечный [Ч'Н] – приступ
сердечный [ШН] - друг
перечница [Ч'Н] - сосуд для перца
перечница [ШН] – о злой, сварливой женщине
Типы и виды орфоэпических ошибок
3.1.Типы орфоэпических ошибок
Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны:
с постановкой ударения,
с произношением е или э после согласных в заимствованных словах,
с произношением е или ё после согласных под ударением,
с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн,
с произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове),
с произношением звуков [ж] и [ж''] на месте сочетаний жж, жд, зж.
3.2.Виды орфоэпических ошибок, связанных с постановкой ударения
Ошибки, связанные с постановкой ударения, встречаются часто в следующих глагольных формах:
- После того, как мы включим табло…
- Если завтра в это же время вы включите телевизор…
Такое корневое ударение рассматривается современной нормой не только как нежелательное, но и грубо ошибочное. Правильно говорить: включим, включат, включите, включаться, подключиться, отключена.
Школьники часто ошибаются в произношении глагола звонить.
Правильно говорить: звоню, звоним, звонишь, звоните, звонит, звонят.
Трудности ударения в глаголах связаны с формами прошедшего и будущего времени. Формы глаголов прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы можно запоминать, а можно в случае возникновения затруднений обращаться к словарю. Например: брать → брал, брáло, брáли и бралá; взять →взял, взло, взли и взялá; забраться →забрáлся, забрáлось, забрáлись и забралáсь.
Группа книжных глаголов, окачивающихся на –úровать / ировáть (например, копúровать или группировáть) делится на две группы: с ударением на И (блокúровать,форсúровать, цитúровать, формулúровать)сударением на А
(группировáть, пломбировáть, гравировáть).
Наиболее разнообразно, и поэтому трудно для изучения, словесное ударение в именах существительных. Здесь наиболее часто ударение меняется с течением времени: например, музʹыка (см. у Пушкина) → мýзыка (французский вариант с ударением на последнем слоге адаптировался в русском языке). Многие иноязычные слова в настоящее время в разговорной речипроизносятся с неправильным ударением:
жáлюзи (вместо жалюзú), áмпер (вместо ампéр).
Допускаются ошибки и в исконно русских существительных: средствá (вместо
срéдства), свеклá (вместо свёкла), танцовщúца (вместо танцóвщица), нáчать (вместо
начáть).
В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Никому не приходит в голову сказать «прав» вместо «прáвый», но предложение «Вы не прав» вместо «Вы не прáвы» можно услышать достаточно часто.
Глоссарий
Орфоэпия – совокупность правил устной речи, произношения и ударения. Обеспечивает единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися в общественной практике нормами произношения. Слово «орфоэпия» употребляется в двух значениях:
1) система единых норм произношения в литературном языке;
2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.
Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные. Иначе норму ударения называют Акцентуация – правильное ударение в словах.
Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка.
Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим — ударным элементам.
Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/).
Норма (лат. norma —переносное значение «правило») — регулирующее правило, указывающее границы своего применения.
Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными.
Озвончение согласных - переход глухих согласных в звонкие в конце слов или перед звонкими согласными.
Результаты анкетирования одноклассников
Чтобы выяснить, что мои одноклассники знают о нормах ударения, я провёл анкетирование и задал им следующие вопросы:
1.Что изучает раздел науки о русском языке «Орфоэпия»?
2.Что такое фонема?
3. Какие правила произношения вы применяете?
Было опрошено 24 человека и вот какие результаты получились. На первый вопрос «Что изучает раздел науки о русском языке «Орфоэпия»? (правильное произношение слов) верно ответило 5 человек, на второй вопрос «Что такое фонема?» (звук) – 7 человек, на третий вопрос «Какие правила произношения вы применяете?» – 10 человек написали правило о произношении глагола звонить, 4 человека – о произношении «ца» всместо «тся-ться», 2 человека – о произношении на конце слова «-ова» вместо «-ого».
Результаты анкетирования третьеклассников можно выразить в диаграмме
Рис. 2
Выводы
Таким образом, постановка ударения в словах – достаточно трудный вопрос. Это та область, где наиболее заметны и очевидны перемены в русском языке. Языковая норма – явление динамичное, изменчивое: ударение в словах может изменяться. Поэтому в случае затруднения следует обращаться к словарям, выбирая современный, недавно вышедший. Чем больше я изучал орфоэпические нормы, тем больше удивлялся и понимал, насколько важно видеть «ловушки» Орфоэпии, научиться правильно говорить по-русски.
2093595449580
Рис. 3
Список источников информации
1. Байкова Т.А.Словарь ударений. Как правильно произносить слова. 1-4 классы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.
2.Львов М.Р. Культура речи// Начальная школа.- 2002. - №1, с.14 - 26.
3.Сейфулина С.А. Орфоэпические ошибки в речи младших школьников, вызываемые воздействием письма// Начальная школа плюс до и после. - 2005. - №11, с.1- 3
4.Учимся говорить правильно: пособие по орфоэпии для учителей и учащихся нач. кл.// Л.Ш. Тлюстен, М.К. Тутаришева. - Майкоп: Аякс, 2003.
5.www.wikipedia.org