Конспект урока литературы на тему Комедия Н.В. Гоголя Ревизор (8 класс)


Урок литературы в 8 классе.
Тема: Н.В. Гоголь – писатель - сатирик. История создания комедии «Ревизор» и её первой постановки.
Цель: повторить известные сведения о Н. В. Гоголе как писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» разных изданий, иллюстрации к комедии «Ревизор», презентация.
Ход урока:
О, смех великое дело!
Ничего более не боится человек
так, как смеха.
Н. В. Гоголь
I. Вступительное слово учителя.
Н. В. Гоголь – один из значимых фигур в литературе I половины XIX века. Гоголь – одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности. Прежде чем перейдем к новой теме, давайте вспомним, что нам известно о творчестве Н. В. Гоголя.
II. Викторина по творчеству Н. В. Гоголя.
1. Какие произведения Н. В. Гоголя начинаются так:
а) «Ей-богу, уже надоело рассказывать. Да что вы думаете. Право, скучно: рассказывай, да рассказывай и отвязаться нельзя!» ( «Заколдованное место»)
б) «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой» ( «Тарас Бульба)
в) «Так вы хотите, чтобы я вам ещё рассказал про деда?» ( «Пропавшая грамота»)
г) «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила» ( «Ночь перед Рождеством»)
2. Узнай героя.
а) «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава… Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия» (Тарас Бульба)
б) «Ей не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда, и не будет никогда на селе. Она знала и слышала все, что про неё говорили, и была капризна, как красавица.» (Оксана)
в) «Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для 22 летнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качества льва. (Остап)
г) «Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так, хоть бы и с гетьманшею. Мы посторонились, и пошел хрен вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. (дед Фома из повести «Заколдованное место»
3.О каком месте и о какой грамоте рассказал Н. В. Гоголь?
4.Назовите произведение Н. В. Гоголя, где он обращается к исторической теме.
III. Чтение вступительной статьи учебника о Н. В. Гоголе. с. 260-262
IV. Беседа.
Что вы можете сказать об интересе Н. В. Гоголя к истории?
В чем видел писатель опасность для России? Что необходимо, по его мнению, чтобы возвратились её «прежняя мощь и богатырство»?
V. Беседа о драматическом произведении. Словарная работа.
Из биографических сведений о Н. В. Гоголе мы знаем, что в 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о русской комедии. Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью». Театру придавал общественно-воспитательное значение. Театр явился великой школой для общества, где карал бы смехом все недостатки русской действительности.
- Давайте вспомним, к какому роду литературы относится комедия?
- Чем отличается драма от эпоса и лирики?
Словарная работа:
Диалог – речь двух и более лиц.
Монолог – речь одного лица.
Действие (акт) – часть драматического произведения.
Явление (сцена) - часть действия (акта).
Реплика – речь героя
Ремарка – пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров.
Декорация – художественное оформление места действия на театральной сцене.
Мизансцена – размещение актеров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы.
Афиша – объявление о спектакле, представление героев пьесы.
- Какие жанры драматических произведений вы знаете?
- Что такое комедия?
- Какие отличительные признаки имеет комедия?
Коме́дия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы.
VI. Работа с текстом. Задание.
1.Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько действий в ней и из скольких явлений состоит каждое действие (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений).
2.Теперь откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами. Что можно сказать о произведении, глядя на афишу?
VII. Слово учителя.
« В «Ревизоре» - вспоминал Гоголь впоследствии, – я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости и за одним разом посмеяться над всем» И действительно, посмеяться было над чем.
VIII. Сообщение учащихся о Николаевской России во времена Гоголя.
Слово учителя. Несколько подобных случаев знал А. С. Пушкин. Самого поэта, отправившегося собирать сведения о Пугачеве, в Нижнем Новгороде приняли за тайно путешествующего ревизора. Не случайно, в октябре 1835 года Гоголь пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит тем временем написать комедию. Сделайте милость, дайте сюжет: духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь – куда смешнее черта!»
Работал Гоголь над текстом комедии 17 лет, хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внес последнее изменение в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Именно в этом тексте появляется знаменитое восклицание городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» и впервые был предпослан сатирический эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Была изменена и дополнена немая сцена, завершающая комедию.
Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841, 1842.
Рассказ о бессмертии комедии «Ревизор». Обращение к выставке книг разных годов издания.( 1956, 1967, 1972 и т.д.)
IX. Импровизированный театр. Теперь побываем с вами в театре, конечно, это будет лишь воображаемый театр. Перенесемся силой воображения в Александринский театр в Петербурге. Сегодня 19 апреля 1836 года. Необычайное оживление царит на площади у театра, подъезжают экипажи, хлопают дверцы карет. Ложи и кресла заполнила петербургская знать, ожидают самого Государя. В этот вечер впервые давали комедию Н. В. Гоголя «Ревизор». Автор тоже был в театре. Гоголь мечтал об искусстве, которое волнует, исторгает слезы, клеймит публично «прячущийся порок». Вначале в зрительном зале раздавался раскатистый смех. Уже после первого акта, недоумение было написано на всех лицах зрителей, сидящих в партере и ложах. Смех становился все сдержаннее. К концу спектакля недоумение перешло в ярость. Только теперь понял истинный смысл «Ревизора» и Николай I. Выходя из, ложи он заметил:
- Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!
Реакционная критика начала неслыханную свистопляску вокруг имени писателя. Его гениальную комедию стали третировать в печати как «грязное творение», как глупый фарс, недостойный искусства и ничего общего не имеющий с действительностью. В демократическом лагере комедию встретили восторженно. Сам же автор был недоволен постановкой пьесы: «Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виной тому, что меня не поняли, мне хотелось убежать ото всего». Комедия не укладывалась в рамках обычных водевильных приемов. Зрители не привыкли к такому роду постановки, а актеры не знали, как играть серьезное произведение. Гоголь требовал полной естественности характеров и правдоподобия происходящего на сцене он дополнил пьесу «Замечаниями для господ актеров». 25 мая 1836 года «Ревизор» был поставлен на сцене Малого театра в Москве. Сейчас до сих пор пьеса пользуется большим успехом, не теряет своей актуальности. Почему? Ответим на этот вопрос на следующих уроках.
X. Домашнее задание:
с.260-264, перечитать I действие комедии, «Замечания для господ актеров».