Конспект урока литературы «Честное, благородное лицо в комедии – смех». Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». (8 класс)

Тема: «Честное, благородное лицо в комедии – смех».
Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».
Цель: Обучающая – учить видеть и понимать приемы создания комического; повторить понятия юмор, сатира. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе; развивать навык самостоятельной и групповой работы. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

I. Организационный момент. Дыхательная гимнастика. Настрой учащихся на хорошую, активную работу, создание дружелюбной атмосферы. Организация правильной посадки по группам.
- Я Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ДСОШ. Очень рада представившейся мне возможности узнать столько новых прекрасных людей.
II. Вызов.
- С каким настроением вы пришли на урок? Поддержите меня и подарите свои очаровательные улыбки!
- Любите ли вы анекдоты? А смешные передачи и сериалы?
Я провела опрос среди ваших ровесников в Джиде и выяснила, что все смотрят сериал «Папины дочки», «Счастливы вместе». Многие любят такие передачи, как «Комедии Клаб», КВН и другие юмористические передачи.
- Кто из вас смотрит эти сериалы и передачи? Поднимите руки, кому они нравятся. Почему юмористические передачи очень популярны? И вообще, почему нам бывает смешно? В чем секрет комического эффекта? Но это, ребята, легкий юмор. А нам предстоит сегодня разобраться в секретах классика комедийного жанра Н.В. Гоголя.
Запишите, пожалуйста, тему урока.
- Я думаю, что очень многое по данной теме вам известно, нужно только собраться и вспомнить. Давайте воспользуемся таким приемом как Бортовой журнал. Разделите, пожалуйста, страницу в тетради на два столбика.
Знаю Узнал на уроке.
Посовещавшись в парах, запишите в левый столбик известный материал о природе комического, видах и приемах.
- Обменяйтесь мнениями в группе, выскажите свои мнения. Прочитайте записанное.
- Итак, смеяться мы любим, но очень мало знаем о приемах создания комического эффекта.
- Исходя из всего сказанного, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Рассмотреть природу смешного, выявить приемы комического на примере пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»).
Н.В. Гоголь – мастер комедии. Послушайте, что писал он в своих заметках по поводу постановки «Ревизора»:
«Странно, мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».
И в письме Аксакову:
«Комизм кроется везде, живя среди него, мы его не видим, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
- Следим за осанкой, сидим ровно, красиво, гордо.
Нам предстоит серьезная работа, давайте активизируем мыслительные процессы в нашей голове, для этого потрем мочки ушей, потянем их вверх и вниз. Приступим к работе.
III. Осмысление содержания.
- Давайте выявим приемы комического в творчестве Гоголя. Для того чтобы охватить больше рабочего материала, мы разделились на группы исследователей, каждая из которых выполняет свою учебную задачу. Найдите в своей папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, воспользуйтесь услугой консультанта. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы - 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи.
Выступления групп с ответами.
- На основе ваших ответов составим схему - кластер. Заполните групповой кластер из папки. Теперь мы знаем гораздо больше о приемах создания комического эффекта. Приемы комического – это использование «говорящих» фамилий, игра слов, нелепость во внешнем виде, гипербола, абсурд или несоответствие.
- Доработайте правый столбик Бортового журнала. (2 минуты).
- Мы хорошо поработали, нужно немного отдохнуть, подвигаться. Повернитесь друг к другу, скорчите смешные рожицы, покривляйтесь, расслабьтесь, представьте, что ваш сосед по парте – это ваше отражение в кривом зеркале. Покажите ему «истинное» его лицо. Сделаем дыхательную гимнастику, сосредоточимся.
- Вернемся к нашему уроку. С приемами комического мы разобрались. А какие формы комического вы знаете? Сатира, юмор, ирония.
- Какую форму комического представляет собой пьеса «Ревизор»? Сатира.
Давайте вспомним и повторим основные черты сатиры.
Прием называется «Верные и неверные утверждения».
Выберите из трех предложенных верные утверждения. Второе и третье. Проверим.
- Какие пороки высмеивает Н.В. Гоголь? Что он так резко осуждает?
Беззаконие, казнокрадство, взяточничество, глупость, легкомыслие, хвастовство.
- Так для чего же понадобился Гоголю смех? Смех должен послужить нравственному исправлению людей. Смех дал уверенность в победе справедливости. Мы можем сказать, что комедия «Ревизор» - борьба писателя за живую душу человека.
IV. Рефлексия.
- А как вы, ребята, считаете, можно ли смеяться над человеческими недостатками? Вспомним эпиграф к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Что нового внесет эта пословица в наше понимание.
- Может ли такой смех быть полезен? Смех исправляет недостатки, лечит, воспитывает характер.
Случалось ли вам смеяться над собой? А над другими? Было ли больно, когда смеялись над вами? Смех бывает разным. Каким?
V. - А вы когда-нибудь составляли синквейн? Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему смех. Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает смех, что он делает, чем является для человека.
У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь.
- Прочтите получившиеся синквейны. Как вы широко, разносторонне мыслите!
Посмотрите, что получилось у меня.



Смех.
Честный, благородный.
Веселит, очищает, печалит.
Высмеивает человеческие пороки.
Победитель.
Именно поэтому Гоголь и говорил, что смех – честное и благородное лицо в комедии.
VI. Домашнее задание.
Расшифруйте запись, найдите в ней один из приемов комического, ответ вышлите электронной почтой.
Задание по выбору:
Напишите эссе по пословице или юмористическое произведение любого характера, используя приемы комического.
VII. Рефлексия самочувствия на уроке.
Теперь мне хочется узнать, улучшилось ли ваше настроение?
В папке вы видите набор мордашек, выберите ту, которая соответствует вашему настроению и удовлетворенности собой на конец урока, подпишите ее и сдайте мне.
Мордашка с улыбкой – урок удался, я хорошо поработал.
Серьезная мордашка – не все получилось, могу работать лучше.
Грустная мордашка – совсем не работал на уроке, недоволен собой.
Оцените себя честно и принципиально.
Я очень вам благодарна за урок.















Самоанализ урока.
Тема: «Честное, благородное лицо в комедии – смех».
Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».
8"а" класс.
Тип урока: комбинированный.
1. Урок является обобщающим в системе уроков по изучению пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».Урок подготовлен предшествующим изучением комедии.
2. По словам предметника, ведущего в этом классе, предполагаю, что класс имеет средние способности по предмету. Поэтому происходит дифференциация не по успеваемости, а по интересам, это было учтено при планировании урока. Дети рассаживаются по группам, сами избирают себе деятельность на уроке, интересующий материал.
3. Перед уроком была поставлена ТДЦ. Обучающая – используя приемы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить видеть и понимать приемы создания комического эффекта; повторить понятия юмор, сатира. Развивающая – развивать умение критически анализировать информацию, оценивать ее, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе. Воспитывающая – воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, воспитывать самокритичность, умение видеть собственные недостатки.
Исходя из целей урока, было спланировано 7 учебно-воспитательных моментов: организационный, вызов, целью которого является актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации. На данном этапе учащиеся сами ставят цели обучения. Следующий этап – осмысление содержания. Я использовала работу в группах для наилучшего усвоения материала. Происходит получение и обработка информации, ее систематизация. Следующий этап – рефлексия. Результатом рефлексии является рассуждение, рождение нового знания. Обобщение изученного материала произошло путем создания синквейна. На данном этапе я постаралась обратиться к личному опыту учащихся, вывести их на более высокий уровень мышления. При подаче домашнего задания использовала дифференциацию по содержанию, игровой момент дешифровки задания. В конце урока провела рефлексию самочувствия учащихся на уроке. Ребята сами оценили свою работу на уроке.
4. На уроке были использованы такие приемы ТРКМ, как создание Бортового журнала, обращение к личному опыту, исследование, беседа, создание кластера, совместный поиск решения, верные и неверные утверждения, дискуссия, создание синквейна.
5. Использование здоровье сберегающих технологий на уроке. Обстановка и гигиенические условия в классе соответствуют норме. По мере возможности стараюсь следить за позой учащихся, чередованием ее. Несколько увеличена плотность урока, превышает норму. На уроке было использовано большое количество видов учебной деятельности (опрос, письменная работа, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, исследовательская работа, творческая работа и др.). Стараюсь использовать методы свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие. Урок перемежается физминутками, гимнастикой, динамическими паузами для отдыха учащихся. Стараюсь мотивировать и стимулировать деятельность учащихся похвалой, поддержкой и т. д. На мой взгляд, на уроке здоровый психологический климат.
6. Воспитательный и развивающий аспекты урока планировалось раскрыть и через уровень раскрытия учебного материала, и через использование частично-поискового метода, и через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, через атмосферу доброжелательности, взаимного уважения на уроке.
7. На мой взгляд, урок можно назвать личностно ориентированным, так как были реализованы все основные факторы: учащимся предоставилась возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы, самостоятельно сформулировать цель урока; задания предлагались по выбору содержания; были использованы такие формы общения как монолог, диалог, полилог; при изучении новой темы я опиралась на субъективный опыт учащихся; оценивание произошло на основе рефлективной самооценки учащихся4 были использованы различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Я работаю над проблемой развития критического мышления, так как критическое мышление, на мой взгляд, это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Данная технология дает возможность личностного роста и является приоритетной в личностно ориентированном подходе к учащимся.









15