Выступление на МО на тему Особенности работы над организацией литературного развития современных младших школьников. Традиционные и оригинальные формы работы.

Особенности работы над организацией литературного развития современных младших школьников. Традиционные и оригинальные формы работы.

В наше время значительно возросли требования общества к личностным качествам каждого гражданина нашей страны. Наше образование встало на новую ступень. Обучение стало развивающим
Период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности. Общепризнанна огромная роль литературы на формирование личности школьников. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Ребенок, который приходит в школу, любит сказки, стихи, считалки, но постепенно (как мы можем наблюдать) у него теряется интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено преподаванием предмета литература в школе. Хотя не малую роль играют и современные технические достижения: компьютерные игры, видеофильмы, мультфильмы. Чтение сейчас не модно. Современное общество не пропагандирует его, как это было раньше. Уменьшается и количество уроков литературного чтения. Например, сейчас в 4 классе число часов литературы в неделю равно 2,5. А ведь именно в начальных классах идет процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных представлений, обогащающих мир его чувств, эстетических переживаний, развитие его способностей и интересов.
В последнее время в педагогической литературе всё настойчивей звучит мысль о необходимости единой системы литературного образования учащихся 1-11 классов. Учеными-педагогами созданы различные программы литературного образования младших школьников, объединенные общей идеей развития личности и воспитания читателя. Это программы Горецкого Всеслава Гавриловича и Романовской Зинаиды Ивановны, Бунеевых Рустым Николаевича и Екатерины Викторовыа, и Воюшиной Марии Павловны.
Я работаю учителем начальных классов 20 лет. Четыре последних выпуска работала по программе «Школа 2100.» Поэтому большая часть моих примеров, которые я привожу в своем выступлении, будут привязаны к этой программе.
Всем понятно, чтобы ребенок взялся за книгу и прочитал её до конца, нужно чтобы произведение было понятным в основной своей мысли, отличаться особой поэтичностью, доставлять наслаждение, давать пищу уму, вызывать удивление, увлекать детей.


В учебниках литературного чтения Бунеевых произведения расположены от класса к классу по степени нарастания трудности. Например, в 1 классе дети читают стихи и маленькие рассказы об играх, игрушках, увлекательных занятиях, о детях и их родителях, о младших братишках и сестренках и отношении к ним, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Изучаются детские стихи Юны Мориц, А Барто, В. Драгунского, С Маршака
Во 2 классе дети читают волшебные народные и литературные сказки, знакомятся со сказочными приметами, понимают, что «сказка мудростью богата».
В 3 классе учащиеся снова встречаются с произведениями А. Барто, Ю. Мориц, С.Маршака о детях, о семьях, о серьёзных проблемах и счастливых днях. К ним добавляются произведения о животных, о дружбе людей и животных.
В курсе литературы 4 класса учащиеся знакомятся с истоками детской литературы, читают и обсуждают нравоучительные статьи, басни, юмористические и сатирические стихи и рассказы.
Похожее на «спираль» построение курса литературного чтения показывает, как от простого к сложному дети поднимаются по лесенке литературного развития.

Немалую роль в успешном литературном развитии школьников играет и учитель. Самое главное, чтобы на уроке литературы дети не были пассивными слушателями, а активно участвовали в изучении произведения. Покажу в сравнении на примере традиционной школы и программы «Школа 2100» как происходит первичное ознакомление с произведением на уроке.

Я всегда помню фразу, которую кто-то из авторов курса сказал «Всё, что дети могут делать сами, пусть делают сами». А учитель лишь направляет их действия в нужную сторону, показывает ошибки.
На этапе «до чтения» на традиционном уроке учитель готовит учеников к восприятию текста, говоря при этом : «Сегодня мы узнаем о». А на уроке Литературного чтения программы «Школа 2100» до чтения ученики прогнозируют содержание текста : «Предположите, о чем этот текст по его названию А иллюстрация подтверждает это?» Так зарождается интерес, возникает мотивация к чтению
«Во время чтения» в традиционной системе учитель сам читает вслух новый текст, а дети слушают. Во время чтения по 2100 дети читают сами и ведут диалог с автором : задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. Возникает читательская интерпретация (индивидуальная трактовка произведения).
И после чтения в традиционной системе ученики отвечают на вопросы учебника или учителя, перечитывают текст, пересказывают фрагменты. А по 2100 на этапе «после чтения» идет беседа, уточняется позиция автора.



Лев Николаевич Толстой сказал : «Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памяти».


Последнее время немалое место в образовательном процессе играет проектно-исследовательская деятельность учащихся. Надо заметить, что традиционное обучение чтению предполагает использование творческих видов деятельности в процессе работы над произведением. Рекомендуют обычно такие приёмы, как чтение по ролям, словесное рисование, творческий пересказ, постановка живых картин, драматизация. Однако, методика рассматривает эти виды работы как желательные, но не строго обязательные. Это и  приводит к тому, что в школьной практике творческие виды работ проводятся очень редко, хотя в контексте литературного образования творческая деятельность ребенка признается, во-первых, строго обязательной, во –вторых, предполагающей работу не только на основе прочитанного текста, но и собственное авторское творчество, в – третьих, фиксирующей внимание на форме произведения.
Не отстаем от этого и мы. Более 5 лет я занимаюсь вопросом организации проектно-исследовательской деятельности на своих уроках, в том числе и на уроках литературного чтения. Глубоко убеждена, что литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным развивающим и воспитательным потенциалом. Самые первые вопросы, которые я ставлю перед собой: как организовать урок литературно исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь учащимся и самое главное, как увлечь учащихся.




В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на виды:
- работа, в которой разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений (например в 4 классе сравнение древнерусского текста и современного перевода).Так мои ученики анализировали два отрывка : один из трагедии А Пушкина «Борис Годунов», а второй отрывок более современного автора Наталии Кончаловской « »
- работы, предполагающие интеграцию литературы с историей, географией.
- работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи произведения изучаем.
Работа над проектом не однодневная. Это не задание по литературе на следующий урок. Приведу пример. Начиная на уроке работать над русской сказкой, ученики знакомятся с понятием авторская и народная сказка, уточняют сказочные приметы. А вот когда начинаем изучать сказки народов мира, то здесь кроме сюжета сказки обращаем внимание и на страну , где сказка родилась, на традиции и обычаи жителей этой страны, необычность сказочных персонажей, их одежду. Так появились у нас проекты по восточным сказкам, индийским сказкам, грузинским сказкам , китайским сказкам и др.


Проектная деятельность – это не только составление какой-то письменной работы по теме. В начальной школе она может быть представлена поделкой, рисунками, моделью или даже миниспектаклем. Основой творческого проекта может стать не только содержание большого раздела программы, но и отдельное литературное произведение. Так анализируя сказку «Теремок», мы на уроке договорились до того, что теремок таким маленьким быть не может, он не пригоден для проживания такого количества животных-героев. А в жизни они давно бы съели друг друга. В результате такой работы дети были включены в разные виды деятельности : поисковая (есть разновидности этой сказки «Теремок», «Рукавичка», Теремок, где мужик ехал и горшок потерял). ; художественно-прикладную (делали модель теремка); сценическая (постановка миниспектакля «Рукавичка» на классном празднике).

В рамках предмета литературное чтение организация творческих проектов предполагает соответствующее оформление и защиту результатов. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде презентации, сочинения, статьи, газеты, альбома, концерта, видео или диафильма



Большое место в курсе литературы уделяется изучению фольклорного наследия русского народа На уроках дети знакомятся с русскими песнями (пример), колыбельными, загадками, скороговорками, пословицами. На уроках мы разбираем подробно, как сочинить загадку, какой смысл несёт пословица. А вот ввести детей в народный образ помогают мне классные фольклорные праздники. Где дети в русских костюмах, поют , танцуют, играют. Вместе с детьми я разучиваю песни, игры, скороговорки, хороводы. В моем классе раз в неделю проходит урок танцев. Дети разучили танцы «Барыня», «Кадриль». Под руководством учителя музыки дети разучивают хороводные песни




Практика моей работы показывает, что для литературного развития ребенка нужно искать новые способы деятельности, которые с одной стороны должны вовлечь ребенка в интересную игру, а с другой стороны, научить понимать и осмысливать художественное произведение. Анализ художественного произведения должен стать необходимым для детей условием игры. На мой взгляд, в качестве такой игры может выступить создание детского театрального кружка. Театр, как вид искусства очень близок к литературе. А дети любят ходить в театр, участвовать в театральных постановках
Если литература дает словесное описание действительности, живопись эту действительность изображает в видимых образах, музыка воспроизводит её в звуковых формах, то театр синтезирует в себе все эти формы, представляя зрителю видимую модель мира, причем в его временной и пространственной динамике.
Театр - искусство публичное. Оно впрямую воздействует на людей. Конечно, на уровне младшего школьника трудно добиться внутреннего перевоплощения в героя, в его переживания. Создание спектакля – очень увлекательная и полезная деятельность. В неё вовлекаются даже малоактивные дети. .А для этого на уроках литературного чтения по программе Бунеевых проводятся такие задания, как понимание позиции автора, развитие умения распознавать настроение, характер героев через анализ речи, мимики, жестов , интонации, задания стимулирующие воображение, фантазию детей, чтение по ролям, выразительность.
Ещё с 2003 года, не задумываясь о значимости для литературного развития ребенка, я веду в своих классах театральный кружок. Это не только инсценирование какого-то отрывка произведения или сказки.


С 1 класса мы ходим с детьми в Ярославский кукольный театр, где есть специальная программа «посвящения детей в зрители». Потом я организую экскурсию в закулисье театра, где ребята знакомятся актерами. Им рассказывают о том, как создаются спектакли, куклы и декорации к спектаклям.

В 3-4 классах мы уже зрители ТЮЗа и театра им. Волкова.
Со 2 класса мы пробуем свои силы в создании проектов «Сцена из сказки» или миниспектакль из пальчиковых кукол.

С ребятами мы ставили «Сказку о попе и работнике его Балде», новогоднюю сказку «Двенадцать месяцев», «Лесную сказку», «Журавль и цапля» и другие; инсценируем басни, веселые стихи . В этом году во второй четверти на уроках литературы мы изучали басни И А Крылова. На последнем классном празднике дети подготовили и показали родителям костюмированную инсценировку басен И А Крылова
Каждый учитель должен помнить, что каждый ребенок – это вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир – это задача педагога, в решении которой помогает литературное образование.




Таким образом, литературное творчество способствует развитию личности ребенка, воспитывает потребность в общении с миром художественной литературы, приобщая к духовному опыту человечества, расширяя культурное поле школьников.















13PAGE 15


13PAGE 14215



Особенности работы по организации литературного развития современных младших школьников. Традиционные и оригинальные формы работы.