Мастер-класс: «Духовные ценности как основа нравственного воспитания младших школьников»


МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя России Ю. А. Чумака»
Мастер-класс:
«Духовные ценности как основа нравственного воспитания младших школьников»
Учитель начальных классов и
православной культуры:
Черняева С. И.
2015 г.
Мастер-класс на тему «Духовные ценности как основа нравственного воспитания младших школьников»»
Во дворе, забыв про стыд, слово скверное лежит –
Не на пне, не на скамейке, не в скворечнике, не в лейке,
Не на травке, не в песке, а во рту, на языке.
Ходит – бродит мальчик Вова, всюду сеет это слово,
А за грех его большой ангел плачет за спиной.
 Актуальность темы
Уважаемые участники методической мастерской! Попробуйте ответить на вопрос: ”Что духовно-нравственное воспитание?” (Ответы, 2 достаточно.) Спасибо, коллеги!
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы.
 Интерактивная игра «Виртуальный диалог с великими людьми»
Интерактивная игра «Виртуальный диалог с великими людьми».
На ваших столах лежат карточки красного цвета с афоризмами. Внимательно изучите содержание карточек, в течение полминуты подготовьте ответы на вопросы.
Игроки внимательно изучают содержание карточек, готовят ответы на вопросы. Затем по команде ведущего выразительно вслух читают афоризмы, отвечают на вопросы. Ответы должны быть предельно краткими, ясными, исчерпывающими. Ведущий и другие игроки могут дополнять ответы коллег, соблюдая культуру коллективного общения.
(Правила написаны на карточках.)
Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».
Вопрос для игроков 1 творческой группы:
- Как Вы понимаете это высказывание?
Вопрос для игроков 2 творческой группы:
- Какие проблемы позволяет вскрыть это высказывание?
Обращение к залу:  
В духовно-нравственном воспитании дошкольников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.
Давайте заслушаем мнение участников методической мастерской (обсуждение афоризмов).
- Как Вы понимаете эти высказывания? На что открывает глаза такое мнение великих людей? Спасибо за ваше мнение, коллеги!
Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. И эту проблему мы поместим с вами в центр нашего разговора.
(Проблема фиксируется в «серединке» модели будущего цветка.)
 
Тема методической мастерской
Итак, что же является основным источником нравственного опыта?
Это, конечно же, и учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Методическая мастерская.
 Кластер ключевых слов по теме «Нравственное развитие на занятиях»
- Уважаемые творческие группы! Попробуйте назвать ключевые слова по теме «Нравственное развитие на занятиях». Постарайтесь подобрать существительные. (Ведущий заслушивает варианты.) Давайте составим кластер. Методисты считают ключевыми словами современного урока: «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность» и «творчество».(Выстраивается модель «Цветочек» из лепестков.)
Творческим группам я предлагаю по ходу мастер-класса составить синквейн на тему «Духовно-нравственное воспитание на занятиях» от имени учеников и от имени учителей. Коллеги, время для выполнения задания – 1 минута. (Правила составления синквейна лежат на столах.)
Работа с залом (игра «Ассоциации»):
На занятиях по духовно-нравственному воспитанию развивают представления детей об окружающем мире, расширяют представления об основных духовно - нравственных понятиях: добро, стыд, дружба, согласие, терпение. Предлагаю вам представить свои ассоциации со словом «добро». Слова должны начинаться с очередной буквы имеющимся в слове «добро».
Какие же особенности духовно – нравственного воспитания на занятии позволяют посеять ценные семена?
Это приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви, сострадания, сочувствия, соучастия. Формирование представлений о духовно- нравственных ценностях (семья, честь, добро, любовь, верность). Это наши семена.
А чтобы наши семена дали дружные всходы, им необходима постоянная подпитка, особая атмосфера, климат. Какие, на ваш взгляд пути и средства на уроке будут способствовать духовно - нравственному развитию ребенка?
В модели появляются Капельки:
- продуктивная деятельность;
- взаимодействие с родителями;                      
- праздники и развлечения;                                                                        
- игровая деятельность;
- индивидуальная работа;
- экскурсии.
Только на таких занятиях «появляются ростки»:
(По ходу ведущий добавляет ростки цветка.)
 Итоги мастер – класса.
Так что же такое нравственно - духовное воспитание на занятии? Обобщите. Предлагаю заслушать представителей 2 творческой группы. Синквейн от имени учеников: … Синквейн от имени учителей: … (афиширование синквейнов).
Положите свою ладонь на заготовленный макет. Прочувствуйте ситуацию. Каждый палец – это какая-то ваша позиция, ваше мнение о нашей встрече в методической мастерской. В течение полминуты допишите фразы:
       Большой палец – сегодня для меня было важно и интересно…
       Указательный - я получил рекомендации…
       Средний - мне было трудно…
       Безымянный – моя оценка мастер-класса…
       Мизинец - для меня было недостаточно…
Я считаю, что каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны- решать только ему.
(Ведущий вывешивает «ладошки» около цветка.)
 Оборудование:
1. карточки красного цвета с афоризмами,
2. «серединка цветка» с проблемой,
3. стебель,
4. ключевые слова,
5. «ростки»,
6. «семена»,
7. «капельки»,
8. «ладони»,
9. правила синквейна,
Библиографический список
1.Амонашвили Ш.А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно – личностной педагогики / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили,1998. – с. 76
2.Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников. // Начальная школа. – 2005.- № 11, с. 68 - 71
3. Выготский Л.С. Психология/ Выготский Л.С. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – с.960
4.Зелинский К.В. (о.Константин). Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки / К. В. Зелинский (о. Константин); под ред. Т. В. Черниковой. – М.:Глобус, 2009. – с.112
5.Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. – М.: АСТ, 2004. – 586 с.
6.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / сост. А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.:Просвещение, 2010. – с.23
7.Перехвальская Е.В., Откуда Азбука пошла. / Е.В. Перехвальская – М.: Малыш, 1989, с.26
8.Стручаева Т.М., Павлюкович В.Б. Нетрадиционная организация школьного утра как средство воспитания младших школьников. / Т. М. Стручаева, В. Б. Павлюкович - Белгород, БелГУ, 2005. – с.116
9.Ушинский К.Д. Воспитание человека. Избранное / К.Д. Ушинский, - М.: ИД Карапуз, 2000. – с.256
10.Швайкина Е.А. Один из аспектов постижения нравственности при изучении русской поэзии XIX века в начальной школе. // Начальная школа. -1994. -№6, с. 31 – 35
11.Шевченко Л.Л. Православная Культура: метод. Пособие для учителя: 1 –й год обучения / Л. Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2004. – с.120
12.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. о – во России, 2000. – с.128
13.Якиманская И.С. Личностно – ориентированное образование в современной школе/ И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь. 1996