Добровольчество как традиционная ценность российского общества и ресурс духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Добровольчество как традиционная ценность российского общества и ресурс духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Выступление на районной конференции
по духовно-нравственному воспитанию учащихся
«Традиционные ценности и современный мир»
Учитель биологии МБОУ Стабенской СШ
Деркач В.А.
14.03.2013
Процесс становления и развития добровольческой деятельности в современном мире выступает важнейшим инструментом демократического участия и фактором социально-экономического развития общества.
Институт социального служения, включающий добровольчество и благотворительность, имеет глубокие корни в русской культуре, основывается на традиционных ценностях человеколюбия и сострадания.
Следует отметить, что добровольчество берет свое начало еще в Древнерусском государстве. На Руси столетиями формировались традиции милосердия, благотворительности как стремление помочь тем социальным слоям, которые испытывали особые трудности.
Особое место в развитии общественной благотворительности играла Русская Православная церковь, которая предлагала и предлагает людям жизненные ценности, среди которых милосердие, жертвенность, терпение.
Добровольчество – это добровольная безвозмездная деятельность на благо общества:
это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;
это активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;
это необходимый компонент демократического общества,
это выигрышная возможность, как для отдельной личности, так для семьи и работы, а, в конечном итоге, и для всех людей;
Социальная значимость добровольчества признана сегодня как широкими слоями населения, так и деятелями политики и экономики, культуры, духовенства. По словам М. Каннабах, председателя межкомиссионной группы Общественного совета ЦФО по вопросам благотворительности и милосердия, сегодня как никогда, «мы должны опираться на российскую традицию, когда благотворительность (добровольчество) понималась как осознание своей личной ответственности перед обществом».
Добровольчество, волонтерская деятельность:
способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности между людьми;
выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов;
способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества;
способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и профессий.
является благом для добровольца, его близких родственников, различных сообществ и всего общества;
вносит вклад в интеграцию в общество людей, ранее изолированных и маргинальных;
является средством постоянного обучения и образования и содействует повышению степени готовности к работе;
является эффективным методом формирования и развития знаний молодежи и граждан, духовно-нравственного и трудового воспитания.
По данным социологического исследования, проведенного Академическим институтом социального служения РГСУ :- о готовности участвовать в добровольческой деятельности заявило 45% опрошенной молодежи,
- «скорее да, чем нет» - ответило 20%,
- «скорее нет, чем да» - 35%.
С учетом интереса к различным видам добровольчества и готовности тратить свободное время систематически и регулярно (не менее 50 часов в год), высказали желание быть добровольцами от 15 до 30% молодых людей, причем меньше в крупных городах, больше в малых и сельской местности.
Одной из самых крупных и эффективных программ, разработанных в России при поддержке Правительства и с участием общественных организаций Русской Православной церкви стала Программа развития добровольчества на основе концепции развития добровольчества в Центральном федеральном округе.
Концепция была разработана на основе российского и международного опыта с целью использования добровольчества для развития гражданского общества, решения социально значимых проблем, духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан.
Наиболее важным направлением является обеспечение участия гражданского общества в решении таких проблем как:
-образование, культура, духовно-нравственное воспитание граждан;
-сбережение и приумножение здоровья граждан и забота о здоровье подрастающих поколений;
-благоустройство сельских территорий, дворов и улиц.
В результате совместной работы были выработаны принципы добровольчества применительно к осуществлению программ духовно-нравственного воспитания граждан и молодежи.
-принцип системно-организационного подхода, который использовался при взаимодействии общественных организаций гражданского общества и общественных организаций Русской Православной церкви при обеспечении скоординированного соработничества, при интеграции общественных инициатив добровольчества общественных организаций и граждан при реализации программ и мероприятий по духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию граждан и молодежи;
-принцип адресного подхода при использовании особых форм работы с учетом возрастных, социальных и профессиональных особенностей различных групп населения, при этом особое внимание уделялось семье, инфраструктурным организациям, ведущим работу в сельских коллективах, образовательных учреждениях;
-принцип активности и наступательности при реализации совместных программ общественных организаций гражданского общества;
-принцип универсальности основных направлений добровольчества, предполагающий использование в работе комплексного подхода, особенностей внутрисемейных и социально-групповых отношений, с учетом воспитания в труде.
Проведенный анализ развития добровольчества в ЦФО позволяет сделать вывод о том, что к наиболее актуальным задачам можно также отнести:
1.Создание в местных сообществах, например, на уровне сельских поселений центров организации добровольческого служения, способных организовать добровольческие рабочие места и привлечь на них незанятую молодежь;
2.Создание системы морального поощрения усилий добровольцев, признание их вклада в социально-экономическое развитие городских территорий и сельских поселений;
3.Пропаганда традиционных духовно-нравственных ценностей, идей гражданского служения.
В Федеральном законе №131 от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» впервые появилась статья, наделившая органы местного самоуправления поселения правом использовать труд добровольцев на социально значимых работах.
Популярность молодежного добровольческого движения связана, в первую очередь, с обострившимися в последние годы социальными проблемами в обществе. Поиск альтернативных решений этих проблем привел к пониманию важности и значимости волонтерства, как той движущей силы, способной сегодня противостоять таким ассоциальным явлениям, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, сквернословие, подростковая преступность, уничтожение и загрязнение окружающей среды, распространение ВИЧ-инфекции и многое другое.
Стоит отметить, что многие детские и молодежные общественные организации, занимающиеся профилактической деятельностью, строят свою работу по принципу добровольчества «равный воспитывает равного».
Привлечение подростков к профилактике зависимостей позволяет одновременно решить несколько задач: охватить этой работой большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров; сформировать устойчивые нравственные установки, как у самих волонтеров, так и у ребят, с которыми они занимаются, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности; через общественно-полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности. Волонтерская деятельность предоставляет для подростков возможность самоопределения, самореализации, самоутверждения.
Добровольческое движение в школе - основа формирования и развития нравственных ценностей молодежи.
Эта тема аккумулирует в себе огромные запасы формирования и воспитания ментальности русского человека. Соборность, чистота, справедливость, гордость, великодушие, щедрость, любовь к своему Отечеству – всегда были и будут основой становления человека. Сегодня могут совсем истощиться запасы души русского человека. Может произойти страшная переоценка ценностей. Мы и не заметим, как продадим самое ценное для нас за иностранную безделушку. А ведь мы - великий народ, с великими русскими традициями, которые веками оберегали и охраняли нас от зла, бездушия и насилия.
Добровольческое движение в школе - это инструмент становления и возмужания человеческой души. И особенно важно, что через принятие малого идет принятие большого. Поэтому область применения форм добровольческого движения обширна.
Феномен, исходящий из природы людей, их фундаментальной естественной потребности помогать людям своими делами, объединять свои усилия с другими в создании более справедливой и достойной жизни для всех членов человеческой семьи закладывает основы новой морали, утверждающейся в человеке, как кодекс чести.
Исходя из этого, волонтеры ставят перед собой цель превратить добровольчество в элемент личностного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, развития способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, а также чувство их ответственности, поощряют семейную, коллективную солидарность.
Таким образом, вся деятельность, направлена на реализацию государственной молодежной политики в части формирования высоких нравственных качеств юношей и девушек с одной стороны, а с другой стороны, содействует духовному развитию, саморазвитию, самореализации, социализации учащихся, всему тому, чем должен обладать гражданин страны.
Развитие добровольческого движения в школах Смоленского района
В нашем районе пока в 5-ти школах созданы волонтерские отряды. Общая численность
добровольцев в которых составляет 109 человек
№ ОУ Отряд Год создания Численность волонтеров
1 Стабенская СОШ «КУСт» 1999 (2010) 18
2 Волоковская СОШ «Кто, если не МЫ?!» 2007 23
3 Гнездовская СОШ Агитбригада «СТИМУЛ» 2010 13
4 Талашкинская СОШ «Мы вместе!» 2010 25
5 Хохловская СОШ «Прометей» 2011 30
ЦЕЛЬ: развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально- значимых проблем
Основные направления деятельности:
- просветительская деятельность
- трудовые десанты
- благоустройство территории
- экологическая деятельность
- пропаганда ЗОЖ
- милосердие (помощь социально незащищенным слоям населения)
- реализация социальных проектов
Основные формы деятельности: акции и проекты.
Представление опыта.
Участники добровольческого движения школ района и их кураторы активно обмениваются опытом работы (Областные форумы сельской молодежи – 2009, 2010гг., совещание лидеров волонтерских организаций на базе ФСКН 2011г., экологические и научно-практические конференции2011, 2012гг.), представляют и защищают свои проекты в областном молодежном лагере «Смола», дважды став победителями конкурса молодежных проектов «Перспектива» (Деркач Арина, Грипалева Наталья - 2010, 2011 гг.) В декабре 2012 года в нашем районе прошел первый форум добровольческих объединений ОУ Смоленского района, где были заложены основы районного добровольческого центра, проведены творческие проективные площадки по созданию добровольческих отрядов в школах района.
28 февраля 2013 года руководители волонтерских объединении Стабенской и Волоковской школ Деркач В.А. и Ковалкова С.А. представляли опыт района на расширенном заседании общественного совета при управлении ФСКН по Смоленской области «Добровольчество-современный и эффективный ресурс в профилактике поведения высокой степени риска». (Краткая информация о проекте «Карта добровольца» - Ек. Мамонтова специалист отдела по делам молодежи Департамента обр, науки и мол.пол.; подготовка волонтерских групп и кураторов волонтерской деятельности – Е А Рылеева зам.директора МБОУ «Межшкольный учебный комбинат №1»)
Сегодня на нашей секции мы сможем познакомиться, обменяться, обогатиться опытом школ нашего района, в которых реализуются различные направления добровольчества.
(Выступления школ. Вопросы.)