Конспект по истории на тему Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома (9 класс)
Урок № ___ Дата_______
Тема. Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома
Цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Способствовать выяснению источников победы СССР в Великой Отечественной войне, рассмотрев предпосылки коренного перелома на советско-германском фронте, а также борьбу советского народа на захваченной территории при установлении немецкого оккупационного режима.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.
Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы.
Немецкий оккупационный режим.
Партизанское и подпольное движение.
Образование антигитлеровской коалиции.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тестирование
Вступительное слово учителя
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.
Рассказ учителя
В результате кампаний 1941–42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении.
2. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы.
Работа с учебником (стр. 112–113)
Вопросы
1. В чём причины неудач Красной армии в Крыму и под Харьковом?
2. Почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград? Каковы последствия этого наступления?
3. Чем можно объяснить приказ наркома обороны №227 от 28 июля 1942 г.? Каково его содержание?
Работа с историческим документом
Отрывок из приказа № 227 от 28 июля 1942 года
«Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины. ...а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду; б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной; в) формировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».Вопросы
1. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?
2. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ?
3. Каковы были критерии формирования заградительных отрядов и штрафных батальонов? Какова их роль в военных действиях?
3. Немецкий оккупационный режим.
Задание
Работая с текстом пункта «Немецкий оккупационный режим» § 31, ответьте на вопросы:
1. В чём состояла суть политики Германии на оккупированных территориях?
2. В чём выразился оккупационный режим?
3. В связи с чем был разработан план «Ост»? Что он предусматривал?
4. Партизанское и подпольное движение.
Мини-лекция
Осенью 1942 г. германские войска захватили огромную территорию СССР. В оккупации оказались около 80 млн. чел., которых принуждали к различным трудовым повинностям, связанным с разминированием, строительством и ремонтом мостов, железных дорог, военных объектов.С первых дней начала войны на территории, занятой врагом, началось сопротивление оккупантам. Создавались и действовали подпольные партийные ячейки, которые взяли на себя организацию сопротивления. 29 июня 1941 г. в директиве СНК и ЦИК ВКПб прозвучал призыв к развертыванию движения сопротивления. В ней были поставлены задачи дезорганизации связи противника на оккупированных территориях, уничтожения транспорта и коммуникаций.Планировалось создание диверсионных групп для уничтожения фашистов и их пособников, срыва военных операций и поставок продовольствия. Несмотря на то, что директива была одобрена постановлением ЦК партии от 18 июля, партизанское движение изначально носило стихийный характер.Первые партизанские отряды были сформированы зимой 1941-1942 гг. в Тульской и Калининской обл. В их состав вошли коммунисты, ушедшие в подполье, местное население и солдаты разгромленных частей. На первых порах далеко не все партизанские отряды имели радиосвязь с Большой землей и регулярную поставку оружия и боеприпасов.В 1942 г. в Москве был создан Центральный штаб партизанского движения, который возглавил П.Н.Пономаренко. При всех штабах армий были созданы отделы по связям с партизанскими отрядами. С этого времени партизанское движение приобрело организованный характер, и его действия стали координироваться с действиями армии.Для борьбы с партизанским движением на оккупированных территориях проводились карательные акции. Однако партизанские отряды множились и крепли. От немцев освобождались целые районы. С осени 1942 г. партизаны контролировали ряд районов Белоруссии, северной части Украины, Смоленской, Брянской и Орловской обл. К 1943 г. подпольная и диверсионная работа велась практически во всех оккупированных городах. Стали образовываться крупные партизанские соединения, полки и бригады. Летом и осенью 1942 г. немцы вынуждены были перебросить с фронта для борьбы с партизанами 24 дивизии.Во главе партизанских соединений стояли командиры, обладавшие огромным авторитетом, умевшие объединить и повести за собой людей. Среди них были кадровые военные, партийные и хозяйственные руководители: С.А.Ковпак, А.Н.Сабуров, А.Ф.Федоров, Н.З.Коляда, С.В.Гришин и др. Реальную основу массового партизанского движения составляли небольшие отряды, хорошо знавшие местность и имевшие связь с населением.С лета 1943 г. партизанские соединения стали взаимодействовать с передовыми частями Красной армии в проведении общевойсковых операций.В период наступления под Курском проводились операции Рельсовая война и Концерт, имевшие целью подрыв коммуникаций противника и вывод из строя железных дорог. По мере продвижения Красной армии партизанские соединения вливались в подразделения регулярных частей.За годы ВОВ партизаны уничтожили 1,5 млн. солдат и офицеров противника, взорвали 2 тыс. поездов, 12 тыс. мостов, 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи. Более 50 тыс. советских граждан, в основном, военнопленные, бежавшие из концлагерей, приняли активное участие в движении Сопротивления в странах Европы.
Вопрос
В чём причины массового партизанского движения?
5. Образование антигитлеровской коалиции.
Задание
Работая с текстом пункта «Образование антигитлеровской коалиции» § 31, заполните таблицу «Основные события в процессе формирования антифашистской коалиции, решения конференций»:
Даты Событие
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Выставление оценок
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 31 (читать). Ответить на вопросы и задания к нему.