Конспект урока музыки 6 класс Свадебная обрядовая музыка в фольклоре и творчестве композиторов


Конспект открытого урока музыки в 6 классе, 1 четверть
Тема: Свадебная обрядовая музыка в фольклоре и творчестве композиторов
Задачи:
Создать условия для знакомства с музыкой обряда свадьбы
Создать условия для сравнения мелодии фольклора и композиторской музыки, выработки навыка постановки гипотизы и работы над её подтверждением.
создать условия для воспитания патриотизма, чувства гордости за свою Родину
Ход:на доске высказывание Н.В. Гоголя: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен»
3219450391795
1.Постановка задач урока
Прочитайте тему урока. Подумайте и поставьте задачи на урок.
Познакомимся
Прослушаем
Сравним
2. Актуализация и погружение в тему
Вспомните, какую из изученных песен мы причисляли к свадебной обрядовой.
= во поле береза стояла.
- Поприветствуйте друг друга и гостей мелодией этой песни.
-Вспомните с музыкой каких обрядов мы уже с Вами знакомы
=Рождество, масленица, троица
-расположите на обрядовой циклограмме последовательность обрядов
Синий – зима – рождество
зеленый- весна- масленица
желтый-лето- троица
3. Угадай мелодию.
-Выберите из списка предложенных песен, мелодии которые прозвучали
Рнп «Ой, блины!»
Эх,ухнем
Камаринская
Ой, вставала я ранешенько
Солдатушки –бравы ребятушки
Едет Масленица
- Определите к какому обряду они относятся.
= Масленица
Новый материал
Осталось заполнить – красный – осень-. Действительно, в старину после уборки урожая наступало время свадеб. В современном мире свадьбы гуляют круглый год, но стараются, чтобы день свадьбы выпал на разрешенный церковью день.
Сегодня мы с вами посмотрим ,как это важное событие в жизни человека отражено в музыке.
- Познакомит нас со свадебным обрядом Трушников Роман, который в рамках проекта уже нашел информацию.
/Заслушиваем выступление с презентацией./
5. Выдвижение гипотез
- Ну что ж, теперь мы представляем, что такое свадебный обряд. Мы можем выдвинуть гипотезу, КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СВАДЕБНАЯ МУЗЫКА. Вам выдан список свойств мелодий. Выберите из него те, что на ваш взгляд относятся к теме урока.
= радостно, весело, бодро, торжественно..
/прикрепите на доске под ГИПОТЕЗОЙ
- Приступим к проверке нашей гипотезы.
6. Работа над проверкой гипотезы
Начнем со слушания фольклорной музыки.
Ваша задача: сравнить мелодии по звучанию, дать им характеристику и выделить общие качества
Матушка, матушка, что во поле пыльно, исп Л.Зыкина
Ты река, моя реченька
На море утушка купалася
ФОЛЬКЛОР /НА ДОСКЕ прикрепляют таблички
протяжно
Тревожно
Грустно
Смятение
- Давайте прочитаем какую характеристику фольклорной музыке дает Е,Д, Критская, учебник стр. 36 - 1 абзац
Композиторы в своем творчестве тоже не обошли стороной этот обряд, учебник стр. 34 -2 абзац
так М.И. Глинка включил свадебные мелодии в свои оперы
«Иван Сусанин» («Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам»)и «Руслан и Людмила» ( «Лель ты мой прекрасный» и «Слава великим богам») СТР.36 - АБЗАЦ
- прослушайте эти мелодии и дайте им оценку
КОМПОЗИТОРЫ
Зловеще
Мрачно
Грустно
- Ну, что ж, проверим: совпала ли наша гипотеза и результат нашего слушания.
= нет
-Почему и в фольклоре и у композиторов такие интонации в музыке?
= ответы детей
-Давайте найдем ответ у Е.Д. Критской –стр 32 – 1 абзац
- Подумайте и выделите признаки гипотез и утверждения.
- Что из выделенного на уроке отнесем к гипотезе, а что к утверждению?
- Сделайте вывод -утверждение
7. 8. Проверка Дом. Зад.
- Дома вы должны были выступить в роли композиторов –придумать мелодию к любой загадке.
Заслушиваем мелодии к загадкам.
Найдите в учебнике домашнее задание к теме урока .
8.Рефлексия
-Дайте оценку нашей работы на уроке. Достигли ли поставленных задач, подтвердилась ли гипотеза.
=
- Какие советы можно дать Роману по дальнейшей работе над темой.
= отразить веселые, плясовые мотивы для второй части обряда.