Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках реализации ФГОС – путь к сохранению здоровья ребёнка
Т.Р.НуртдиноваМБОУ СОШ №78
г. Ульяновска
учитель начальных классов
Разве здоровье не чудо?
Антон Павлович Чехов Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках реализации ФГОС – путь к сохранению здоровья ребёнка .
Актуальность темы. Мы много говорим и слышим о здоровье и нездоровье, о сложном пути к физическому и духовному совершенству. Эта тема не сходит с уст человека издавна. Человечество борется за самый что ни на есть здоровый образ жизни. Борется, прикладывая все усилия и старания.
Для работоспособности и развития детского организма необходимо иметь хорошее здоровье. Как доказывают медики, именно в детском возрасте человек приобретает различные заболевания, которые дают знать о себе в течение всей жизни. (1)
Почему так происходит? Часто в этом виноваты мы – взрослые, когда на первое место ставим перед собой отличную учёбу и ждём очередных пятёрок. А можно ли хорошо учиться, если вдруг нездоровится, если организм устал от нагрузки, если недуг берёт верх над ребёнком? Может фундаментом этому служит низкая двигательная активность детей? Понимая это, мы , учителя, можем оказать значительную помощь растущему организму, сохраняя физическое и психическое здоровье детей.
Активная работа педагога, направленная на здоровьесбережение уже в начальных классах играет огромную роль. Стандарт второго поколения предоставляет формирование установок и норм поведения, которые в наибольшей степени сохраняют и укрепляют здоровье детей. Процесс формирования здорового образа жизни постоянный, который обеспечивается наличием всех факторов и компонентов образовательной и воспитательной направленности. Также важно использовать личностный подход в формировании мотивации здорового образа жизни. Современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья, должны строиться у детей не на чувстве страха, вины и стыда, а на стимулировании прежде всего положительных чувств: оптимизма, успеха, веры в свои способности и силы.
Опираясь на требования нового Стандарта ,выделяется несколько факторов, формирующих здоровье школьников на современном этапе:
Факторы здоровья:
Гигиенические факторы:
режим дня, расписание учебных занятий, организация перемен, питание, санитарно-гигиенические условия,объём двигательной активности.
Организационно – педагогические факторы:
учебный план, выбор УМК, выбор программ, вид учебной деятельности, технологии, стиль преподавания, отметка, оценка знаний, объем домашних заданий.
Психолого – социальные факторы:
взаимоотношения: «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – родитель», внеурочная деятельность (как средство для самореализации личности). (2)
В своей работе я уделяю большое внимание всем вышеперечисленным факторам. Начинать урок я стараюсь в доброжелательной обстановке , при этом стараюсь всегда оказывать доброжелательное отношение к каждому ученику, выслушивать точку зрения учеников, поощрять самостоятельную мыслительную деятельность. Всё это предоставляет детям некую свободу и предупреждает утомляемость. Я часто напоминаю учащимся о правилах культуры чтения и письма, формирую гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение тетради, учебника). В ходе урока использую произведения, стихи, пословицы, поговорки, в которых упоминается о здоровом образе жизни.
При списывании текста я подбираю тексты, в которых говорится о здоровье и режиме дня, о бережном отношении к себе, с использованием вежливых слов. Проговариваю предложения, в которых употребляется слово здоровье и всё, что к нему относится. Если это выборочные диктанты, проговариваю слова и словосочетания о здоровье, на которые следует обратить внимание.
При чтении произведений о здоровье, подробно разбираем с учениками факторы , которые необходимо соблюдать с целью сбережения своего здоровья.
Применяю на уроках технологии проектной деятельности, которые оказывают развивающее обучение. Детям очень нравятся игровые технологии. Во время таких уроков в работу включаются все ученики, на лицах детей выражается радость, что положительно влияет на здоровье. Всё это направлено на раскрытие внутреннего потенциала ребёнка. Часто я использую творческие задания. Ребята входят в роль героя, продолжают произведение так, как они хотели бы видеть, часто мы пишем пожелания героям в виде письма. Такая работа оказывает положительное действие на эмоциональное состояние учащихся.
Фронтальная работа является самым утомительным видом деятельности для детей младшего школьного возраста. Информация накапливается через чтение, восприятие слов учителя, загружает память, не развиваются мыслительные способности, снижается качество знаний. Качество знаний улучшается при групповом обучении. Работа в группе эффективна и приводит к более высоким результатам в успеваемости. Такая работа оказывает положительное влияние на становление личности ребёнка и не подвергает сильной нагрузке.
Во время уроков регулярно провожу физкультминутки, игровые двигательные упражнения для тела, пальчиковую гимнастику, упражнения для глаз. Всё это направлено на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы, мышц глаз и осанки. Такие меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся хорошо помогают растущему организму.
Завершая свою статью, мне хотелось бы сказать, что , применяя в работе здоровьесберегающие технологии, мы сохраняем не только здоровье учеников, но и находим кратчайший путь к усвоению материала и получению высоких результатов в процессе обучения.
Литература:
Данилина, Т.А. Зедгенидзе, В.Я. Степина, Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 160 c.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.