Материалы для учителя Формирование межэтнической толерантности на уроках в начальных классах

Формирование межэтнической толерантности
на уроках в начальной школе.
Основная задача современной школы – сформировать у школьников
социально-коммуникативной компетенции. Основными показателями социально-коммуникативной компетенции является степень сформированности основных компонентов:
- теоретических знаний в области коммуникативных дисциплин (языки, педагогика, психология, риторика);
- коммуникативных и организаторских умений (умение чётко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу);
- коммуникативного самоконтроля (умение регулировать своё поведение);
- умение продуктивно выходить из конфликтной ситуации;
- коммуникативных качеств речи;
- эмпатии (умения сопереживать).
Коммуникативная компетенция личности раскрывается в отношениях с людьми, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умение контролировать и регулировать своё поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию, в умении моделировать личность собеседника. Именно социально-коммуникативная компетенция позволяет ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно её оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей.
О социальной нестабильности шла речь и в выступлении Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: один народ – одна страна - одна судьба» (24.04.2013 ). «Сегодня мир меняется. В нём возникает множество разделительных линий: региональных и конфессиональных, социальных и культурных, языковых и этнических. В новых условиях, когда мы приступаем к Стратегии до 2050 года, мы должны обратить многообразие общества себе на пользу. Модель межэтнической толерантности и общественного согласия Казахстана стала его брендом в ближнем и дальнем зарубежье.
Наша Великая Степь тысячи лет была толерантной».
Перечисленные «разделительные линии» мы можем наблюдать в эти дни на территории Украины. Отсутствие межэтнической толерантности, накопление взаимных претензий обернулось трагедией для всего народа.
Но в нашей стране – иначе.
С 1 марта 1995 года создана Ассамблея народа Казахстана, основная задача которой – обеспечение межэтнической стабильности в стране с полиэтническим и многоконфессиональным составом населения.
В 1996 году была принята «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан», в которой были определены сущность и основные направления развития этнокультурного образования: «Республикой Казахстан взят курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, на недопустимость дискриминации по этническому или расовому признаку. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено на сохранение межэтнической стабильности, утверждение казахстанского патриотизма, этническое возрождение народа.
Стратегия этнокультурного образования направлена на реализацию
- этнической идентификации (знание и почитание своей культуры, осознания себя как представителя определённого этноса);
- государственной интеграции (умения и навыки межкультурного общения и взаимодействия).
В поликультурной среде каждый человек оказывается на стыке культур, и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде.
Формирование толерантности сегодня – непременное условие не просто интеграции, а элементарного выживания человечества в сложном, противоречивом мире. Значимость формирования толерантности усиливают следующие факторы: глобализация, межэтнические, межличностные конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические, религиозные антагонизмы, которые стали реальностью современного мира. В 1995 году ООН принимает "Декларацию принципов терпимости", которая содержит положение, согласно которому толерантность означает правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость общения и свобода мысли, совести, убеждений.
"Толерантность" переводится с латинского как "терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо". Однако в современном русском языке слова "терпимость" и "снисходительность" имеют оттенок вынужденности, неравноправности отношений. Хотя, у В. Даля глагол "терпеть" имеет наряду со значением "сносить, страдать, крепиться", ещё значение - "не изнемогая, не унывая, ожидать; надеяться, снисходить, допускать, послаблять, потакать, приноравливать". Ещё выразительнее и адекватнее сегодняшнему понятию "толерантность" у В. Даля значение глагола "снисходить" - "уступать, оказывать милость, милосердие, благосклонность; преклоняться на просьбу, желание; уважить причины, ходатайства; снисходить к нуждам ближнего, принимая их к сердцу; снисходить к слабостям людским, прощать их".
Исходя из интерпретации В.Даля глаголов "терпеть" и "снисходить", толерантность в её современном содержательном наполнении можно истолковывать как уживчивость, неконфликтность, приятие другого таковым, каков он есть. Толерантность – это духовное взаимопроникновение индивидов, сопереживание трудностям и радостям жизни Другого, эмоциональное соучастие в жизни Другого.
Диалогичность в образовательном процессе сегодня должна быть свойственна всем инновационным образовательным учреждениям в поликультурном пространстве. Но диалог немыслим без готовности всех субъектов образовательного процесса вступить в него, без пронизанности толерантным отношением к "немоему", к "другому". Безусловно, толерантность не есть всеядность, отсутствие личностных принципов. Толерантность это сознательно принимаемый личностью отказ от поисков врага в окружающих. Тем более основанием для недоброжелательного отношения к окружающим не может быть их иноязычность, инокультурность, иноконфессиональность.
Культура межнационального взаимодействия – это система общекультурных норм и навыков поведения человека, которая характеризует гармонизацию межнациональных отношений на личностном уровне, т.е. между отдельными людьми, представителями различных наций. Формирование толерантности отнюдь не противоречит этнизации образования.
Процесс этнизации образования - неизбежный этап на пути к национально-культурной интеграции, происходящей в цивилизованных демократических рамках и осуществляемой нереволюционными (ненасильственными) способами. Ведь индивид, толерантно воспринимая другого, обязательно проходит стадию самоидентификации. Перешагивать эту стадию означает сохранять курс на создание "новой человеческой общности", не имеющей национально-культурной укоренённости, лишённой ощущения Родины, человечески тёплого отношения к своим корням.
Человек, не осознавший ценности собственной культуры, не в состоянии оценить богатства культурного разнообразия; ему не с чем вступать в диалог с другой культурой.
Таким образом, к содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести:
- уважение к людям различных национальностей;
- соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов;
- проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов;
- стремление развивать общечеловеческие ценности.
Школа рассматривается учеными и педагогами как важный институт воспроизводства национальной культуры. В связи с этим был сделан вывод, что современную стратегию государственной образовательной политики целесообразно строить с учетом многокультурности социума, ориентироваться на гибкую языковую политику, на создание условий для воспитания личности в духе толерантности, согласия и веротерпимости. Современная школа просто обязана учитывать культурно-историческую особенность этноса. Школа не может отбросить того положения, что каждый из ее воспитанников рожден был внуком, а умирать ему придется дедом. Школа призвана не только видеть, но и учитывать, что каждый ученик так или иначе несет в себе духовно-нравственную связь, по меньшей мере, трех-четырех поколений: в прошлом жили дедушки и бабушки с их родителями, в настоящем ваши родители и вы сами, а в будущем ваши дети и внуки. Для вечности этноса связь нескольких поколений выступает всего лишь эпизодом, но для бессмертия каждого из нас, как представителя этноса, этого достаточно.
Многие проблемы во взаимоотношениях между людьми связаны с отсутствием знаний, причём знаний не только в области литературы, психологии, но и знаний этнических особенностей своего народа и других национальностей.
Чтобы процесс социализации подрастающего поколения в этих условиях осуществлялся более успешно, необходимо как можно раньше осуществлять этнопедагогическое образование. Но, прежде всего сам учитель, педагог, наставник должен быть образован.
С целью формирования социально-педагогической компетенции будущего учителя со специальной этнопсихологической и этнопедагогической подготовкой, в 2002 году в учебный план педагогических колледжей введён предмет «Этнопедагогика». Этнопедагогика, как самостоятельная наука, помогает каждому студенту определить свою этническую принадлежность и оценить важность знаний народной педагогики.
В ходе занятий по этнопедагогике решаются следующие задачи:
1. Дать возможность студентам понять сущность понятий «этнопедагогика», «этнопедагогическая культура», «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», соотношение понятий «поликультурное воспитание» и «интернациональное воспитание».
2. Организовать работу творческих групп с полиэтническим составом, с целью анализа – что наиболее актуально для представителей разных этнических групп в условиях многонационального Казахстана, для их развития? В чем их коренные отличия, в чем выражается их самобытность? Как можно их сохранить и развить, являясь при этом гражданами Казахстана, ее патриотами?
3. Акцентировать внимание на идее «учить детей жить вместе», учитывая при этом место каждого этноса, каждой этнической культуры в многоцветье этносов и культур.
Чтобы жить в мире и согласии в многонациональной Республике, возрождать утраченную культуру, необходимо начать с себя: определить: кто я по национальности, что я знаю о своей культуре, интересны ли мне другие народы?
В этом случае воспитание культуры межнационального общения может строиться по схеме: «Я по этнической принадлежности Мы празднуем (например, Новый Год ) так А вы?».
Каждый представить этноса должен знакомиться не только с культурой своего народа, но и с самобытностью рядом живущих народов, с их национальными ценностями. Знакомство с культурой других народов, сравнение и обмен культурными ценностями всегда способствовали развитию культуры. Изучение нескольких культур не должно ограничиваться показом элементов различных культур, а должно осуществляться через взаимодополнение, выявление их сходства и различия, общих истоков, корней. Сравнивая искусства разных народов и находя общие элементы, учащиеся шире и глубже воспринимают национальную культуру собственного народа и в последующем способны не просто пассивно созерцать национальную культуру, а внести в нее свой вклад.
Познать этническое многообразие позволяет содержание всех уроков и внеклассных мероприятий уже в начальной школе. На основе материала учебных предметов можно применять факторы и средства народной педагогики с обязательным уточнением, какому народу они принадлежат:
на уроках языкознания: пословицы, скороговорки, сказки, легенды и эпосы, инсценирование обрядов и праздников;
на уроках математики содержания задач дополнять сведениями о национальных особенностях;
на уроках изобразительного искусства, технологии и музыки шире использовать примеры народного прикладного искусства;
на уроках физической культуры не только проводить подвижные игры, но и уточнять, у какого народа и как называется похожая игра.
Очень важно в процессе применения элементов этнопедагогики тщательно продумывать эмоциональную окраску изложения. Роль учителя – показать разнообразие культурного богатства каждого этноса, вызвать у учащихся заинтересованное отношение к изучению культуры своего этноса и других культур.
Используя эти средства на уроках, мы не только немного расскажем о красоте каждого этноса, но и докажем аксиому, что только в многоцветье этносов, как в многообразии цветов на необъятных просторах казахстанской степи, истинная красота нашей многонациональной страны.

Литература.
Оспанова Б.А. Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе. / ж. «Этнопедагогика в системе образования» – Алматы, № 1, 2009. С.13-15.
Фёдорова С.Н. Этнокультурная подготовка в современной школе. // Этнопедагогика в системе образования. – Алматы, № 1, 2008. С.11-13.
Харитонов М.Г. Этнопедагогическая переподготовка учителей начальных классов в условиях реализации программы модернизации российского образования. // Этнопедагогика в системе образования – Алматы, № 5, 2005. С.40-41.
Шумилова Е.А. «Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования» ж. «Теория и методика профессионального образования». Вестник ЮУрГУ, №16, 2006, с. 152
Этнопедагогика народов Казахстана. /под ред. Г.Н.Волкова и К.Ж.Кожахметовой. - Алматы: «Алеем», 2001. -305 с.