Статистические характеристики в социальном проектировании
23 Элементы проектирования на уроке.
Алгебра 7 класс.
Тема: «Использование статистических характеристик в социальном проектировании»
Цель урока: Научить применять математические знания по статистике при решении конкретных проектных задач.
Задачи:
Ознакомить учащихся с общими основами статистической науки и навыками организации, проведения статистических исследований, анализа и прогнозирования их результатов.
Формировать системы теоретических и практических знаний в области статистики необходимых ученикам для проектирования
Развивать исследовательские навыки и графическую культуру учащихся.
Способствовать развитию деятельностных и коммуникативных умений учащихся в ходе групповой работы при проведении статистических опросов в общении с людьми.
Формировать логическое, рациональное мышление, проектные навыки.
Воспитывать внимательность аккуратность и точность эстетический подход к дизайну информации
Способствовать приобретению реалистичного взгляда на жизнь .
Предварительный этап:
За месяц до урока учащиеся были поделены на четыре группы:
«Экологи», «Социологи»,» «Экономисты», «Аналитики-проектанты»
Перед каждой группой стояла задача-собрать информацию по проблеме проекта в своем направлении.
Первый этап:
Формулировка проблемы, на решение которой направлен проект:
В центре города были уничтожены уникальные деревья, земля отдана под застройку.
Трагедия голубых елей всколыхнула общественность, однако ,деревья уже не
вернуть,но можно спасти от гибели многие скверы города. Используя знания по статистике необходимо доказать нецелесообразность сноса зеленых мест города.
Второй этап:
На столах у учеников пазлы из слов определений статистических характеристик, необходимо составить определения и проверить с помощью Интерактивной доски SMART (функция проявления).
Третий этап:
Каждая команда получает проектные задания и выполняет вычисления по группом, решения оформляются на больших листах.
Проектное задание для ЭКОЛОГОВ
ВВЕДЕМ обозначения
Береза-1
Тополь-2
Яблоня-3
Кустарник-4
Ива-5
Клен-6
Ель голубая-7
Клен-8
Рябина-9
Сирень-10
Жимолость-11
Бузина-12
Вяз-13
Каштан-14
Ед.поглощения выхл.газа\в сутки
123
203
317
234
120
112
304
235
124
245
112
245
276
274
Выборка (одной части сквера):
12,10,10,4,4,4,5,6,7,1,2,13,13,11,1,2,3,3,3,3,2,2,2,11,11,12,8,8
НАЙДИ:
упорядоченный ряд:
2.объем:
3. среднее арифм.
4.частота:
5.размах
6.мода
7.медиана
Сделай вывод:
Какие растения чаще встречаются в сквере?
В чем их ценность?(см.таблицу поглощения выхл.газов)
Проектное задание для социологов
ВВЕДЕМ ОБОЗНАЧЕНИЕ
«Я-за»-1
«Я-против»-2
«Мне все равно»-3
Выборка (частичная)
1,1,1,3,3,2,2,1,1,1,1,1,1,3,3,3,3,1,1,1,1,1,1,1,3,1,2,1,3,2,1,1
НАЙДИ:
1упорядоченный ряд:
2.объем:
3. среднее арифм.
4.частота:
5.размах
6.мода
7.медиана
Сделай вывод: Какой ответ чаще встречается? Почему?
Проектное задание для экономистов
ВВЕДЕМ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Торговый центр-1
Развлекательный центр-2
Офисное здание-3
Парковка-4
Музей-5
Сквер-6
Стоимость строительства:
50000000
120000000
80000000
13000р
634000000р
100000р
Данные за последние 5 лет, было построено:
6,6,5,4,4,1,1,1,1,1,1,2,3,3,4,3,3,2,3,3,3,3,3,3,4,4,4
НАЙДИ:
1упорядоченный ряд:
2.объем:
3. среднее арифм.
4.частота:
5.размах
6.мода
7.медиана
Сделай вывод:
Какое здание скорее всего построят на месте сквера?
Сравни затраты на строительство(см.таблицу) и сохранение сквера?
Проектное задание для экспертов-проектантов
Был задан вопрос: «Что надо сделать со сквером, что бы он стал посещаемым местом в городе?
Были предложены варианты,
введем обозначения:
Построить детское кафе-1
Поставить в сквере цветочные часы-2
Продать землю бизнесменам-3
Установить памятник Гофману-4
Создать макет современного Калининграда-5
Выборка:
1,2,2,5,5,2,2,2,1,1,4,3,3,2,2,1,1,5,5,1,4,5,5,2
НАЙДИ:
1упорядоченный ряд:
2.объем:
3. среднее арифм.
4.частота:
5.размах
6.мода
7.медиана
Сделай вывод:
Что можно построить в сквере, чтобы привлечь туда горожан и гостей?
Четвертый этап:
Каждая команда представляет на интерактивной доске заранее подготовленный слайд, на котором представлена информация собранная по своему направлению проекта. Листы с расчетами вывешиваются для обсуждения, представитель команды представляет выводы которые сделаны на основании статистических расчетов.
Пятый этап:
Математический вывод: Статистические характеристики можно использовать в социальном проектировании.
Социальный вывод: Математические подсчеты показали, что уничтожать сквер нельзя, это приведет к экологическому, социальному напряжению.
Экономически выгоднее сохранить сквер и вдохнуть в него новую жизнь, установить там макет города, это привлечет жителей и гостей города.
Педагогические выводы:
Проектная деятельность предоставляет учащимся широкую возможность для самостоятельной работы при проведении статистических исследований, в процессе которой формируются прикладные и коммуникативные компетенции: способность решать практические проблемы, связанные со статистикой ; применять новые технологии для решения прикладных статистических задач, уметь четко и аргументировано излагать свои мысли, быть реалистичными в оценке своих способностей.
Кроме того обеспечивает ученикам ресурсы для будущей профессиональной деятельности. Полученные знания и умения применимы в математике экономике географии социологии обществознании.
Заявитель: Панькина И.Ю.
Ответственный за техническую экспертизу:
ТЕЗИСЫ
Реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. Произошедшие в последние годы изменения в образовании ставят перед школой важнейшие задачи формирования ключевых компетенций современного человека.Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии. Однако внедрение в школу проектных технологий вызывает у некоторых учителей неприятие и даже некоторый страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике изложения, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее, требует добавочного времени как для ученика, так и для учителя, а также дополнительных усилий с обеих сторон, однако, эти усилия всегда приводят к поразительным результатам.
С существующей точкой зрения о том, что проектирование возможно лишь на уроках гуманитарных предметов, хочется поспорить, ведь и в алгебре, и в геометрии есть множество тем которые можно использовать в создании проектов. Особенно если математические знания помогают решать практические проблемы. Ребята учатся использовать свои знания в разрешении реальных ситуаций, а разве не такой подход и есть самая сильная мотивация? Учитель самому надо широко открыть глаза и посмотреть на окружающий мир,помочь своим ученикам применять полученные знания ,и тогда математика из науки для ЕГЭ превратится в науку для жизни.