Статья Формирование национальной идентичности и межэтнической толерантности учащихся средствами родного (татарского) языка и литературы


Мингазова Л.Н.
учитель татарского языка и литературы
МКОУ СОШ дер. Средние ШуниФормирование национальной идентичности и межэтнической толерантности учащихся средствами родного (татарского) языка и литературы
Слайд 1
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Слайд 2
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Слайд 3
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности патриотизм, социальная солидарность, семья должны способствовать формированию национальной идентичности.
Слайд 4
Школа деревни Средние Шуни является одной из особенных школ Вятскополянского района . В нашей школе обучаются дети лишь одной татарской национальности. Поэтому мы реализуем конституционные права наших детей и их родителей на изучение родного языка в общеобразовательном учреждении. В 2014-2015 учебном году на изучение родного языка и литературы по учебному плану отведено следующее количество часов из компонента ОУ:
Класс Татарский язык Татарская литература
2 2 1
3 2 1
4 1,5 1
5 2 1
6 1 1
7 1 1
8 1 1
9 1 1
Наши дети изучают родной язык и литературу как предмет. Изучение предметов осуществляется по программам « Татарский язык и литература» для школ родным (нерусским) языком обучения. Программа обучения татарскому языку и литературе направлена, прежде всего, на формирование духовно- нравственной культуры детей. Она позволяет приобщить их к активному усвоению общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей. Татарская национальная культура – это источник мудрости, великодушия, высоких нравственных идеалов. Знание культуры и литературы своего народа воспитывает национальную гордость в каждом ученике. Основная задача этой программы – привитие любви к родному краю, его народу; формирование у учащихся ответственности и межкультурной толерантности. Слайд5
Путь к родному языку лежит через фольклор, музыку, живопись. Фольклорные произведения доносят до нас из глубины веков народные представления о том, что такое добро и зло, верность и преданность, любовь к отчему дому и Родине. На уроках учащиеся знакомятся с национальной культурой через тексты, пословицы, загадки, народные песни, сказки. Таким образом, уроки татарского языка и литературы имеют большие возможности в формировании национальной идентичности и межэтнической толерантности учащихся. Наиболее удачными считаю следующие уроки:Слайд 6-7
Класс Тема урока Предметные
результаты Личностные
результаты
5 класс
Творчество А.ЕникиРассказ «Курай»
Знания о национальном музыкальном инструменте курай, легенды о курае. Знакомство скультурно-историческим наследием татарского народа, воспитание уважения к культуре.
Творчество М.КаримаПовесть «Длинное-долгое детство»
Знание о национальных обрядах , связанных с рождением ребенка, о выборе имени ребенку. Воспитание интереса к своим обрядам, праздникам.
6 класс
И. Юзеев Тема человека и природы в творчестве поэта.
Знания о своем родном крае. Понимание содержания песни в исполнении Х.Фархи. о родном крае. Воспитание чувства гордости за свой родной край
6 класс
«Первый театр»
Галиаскар КамалЗнания о Национальной одежде татар в 19 веке. Этот материал наглядно показывает разнообразие, красочность, национальный колорит татарской одежды. Он отличается тонкостью и изяществом композиции,  выполненной  в технике орнамента. Знакомство скультурно-историческим наследием татарского народа, воспитание уважения к культуре.
7 класс
Имя числительное Использование в речи устаревших слов-числительных. Воспитание уважения к истории своего народа
7 класс
Устное народное творчество.Пословицы. Баиты «Сак-сок». Знания об устном народном творчестве, о пословицах. Понимание содержания баита «Сак-Сок»(Прослушивание баита в исполнении Гульзады Сафиуллиной. ) Воспитание уважения к истории своего народа
Развитие речи
.Сочинение по картине Р.Захидуллина
«На Сабантуй» Знания о национальном
празднике Сабантуй.
интерес к своим обрядам, праздникам.
Ф.Хусни «Йозык кашы»
Знания о национальном празднике Сабантуй, интерес к своим обрядам, праздникам. воспитание уважения к своим обрядам, праздникам.
Х.Сарьян «Пять сыновей одной матери» Знание и понимание татарской легенды о матерях. Воспитание любви к матерям.
8 класс
Устное народное творчество. Дастан «Идегей». Сведения о дастане, об исторических героях татарского народа. Воспитание уважения к истории своего народа
Творчество М.Файзи . Пьеса «Галиябану» Прослушивание музыки из спектакля «Галиябану»
воспитание уважения к культуре татарского народа.
Творчество Г.Баширова. Повесть «Родной край, колыбель моя»
Работа над поговорками и пословицами, объяснение значения этих поговорок и пословиц. Рассказ о национальных праздниках «Сабантуй», «Праздник гуся» Воспитание уважения к своим обрядам, праздникам.
9 класс Г.Камал. Комедия «Банкрот»
Знания о национальной одежде татар в 19 веке.
Знакомство скультурно-историческим наследием татарского народа, воспитание уважения к культуре.
Творчество Кул Гали. Поэма «Киссаи Йосыф»
Работа над поговорками и пословицами по содержанию поэмы. Воспитание уважения к истории своего народа
Лексический анализ. Лексикология. Беседа по высказыванию Г.Баширова о родном языке. Работа с пословицами, о смысле пословиц. Воспитание любви к родному языку.
Этимология. Знание истории своего народа, родного языка Воспитание уважения к истории своего народа, к родному языку
При изучении большой темы «Имя существительное» проводится работа по тексту «Науруз», в котором рассказывается о национальном празднике. Материалы этнического содержания способствуют достижению предметных, метапредметных и личностные результатов. Это достигается путём списывания текста, работы над орфографией и пунктуацией. Материалом для закрепления служат пословицы и поговорки о языке и слове: учащиеся читают их и объясняют смысл.
Слайд 8 Изучение национальных традиций, обрядов, праздников продолжается на уроках развития речи. В 5-ом классе дети пишут сочинение по картине татарского художника Л.Фаттахова «Сабантуй». Урок начинается беседой об этом национальном празднике: когда проводится, в честь чего, какие состязания проводятся, какие обряды исполняются. Далее проводится работа над самой картиной. Это помогает пробуждать у детей чувства национального достоинства, обогащает речь учащихся.
Слайд 9
В формировании национальной идентичности большую роль играют уроки татарской литературы. Во всех классах изучение этого предмета начинается с с поэтических рассказов татарского народа и включают в себя разные жанры устного народного творчества. Такие качества, как трудолюбие, уважение к старшим, скромность, умение разделить чужое горе – все это в них отображается. Например, в 8 классе изучается баит «Суюмбике». Ученики узнают исторические сведения о Суюмбике-правительнице, любимице народа, по народным преданиям, бросившейся с высотной манары, чтобы не сдасться в руки врагов. А как провожал народ Соембикэ, насильно увезенную людьми Ивана Грозного в Москву. Столько любви, жалости, восхищения, скорби в этих строчках. Так у учеников пробуждается интерес к истории своего народа.
Слайд 10
На уроках литературы применяю материал о национальной одежде. Например, при изучении комедии Галиаскара Камала « Первый театр» в 7ом классе вспоминаем о том, какую одежду носили татары в 19 веке.
Слайд11 Эти материалы могут быть использованы и на уроках татарского языка в 5ом классе при изучении тем «Звуки к,къ,г,гъ», «Имя прилагательное».
Нередко в своей практике провожу уроки изучения произведений в контексте «диалога культур», которые способствуют формированию межэтнической толерантности.
Слайд 12
На уроке татарской литературы, в частности, при изучении волшебной сказки героического содержания «Танбатыр», провожу сопоставительную работу с русской народной сказкой «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»: в обеих сказках раскрывается тема мирного труда, защиты родной земли и своего народа, превосходство у героев нравственных качеств Народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках как татарского, так и русского народов, помогут школьникам увидеть меткость народных языков в выражении народного духа (7 кл.).При изучении в 8 кл. стихотворения Ф.Карима «Кынгыраулы яшел гармун» сопоставляю его с поэмой А.Твардовского “Василий Тёркин”, где прослеживается сила человеческого духа на крутых переломах и поворотах истории, поднимается тема служения Родине, звучит гимн простому солдату.
Слайд 13 Проблему творческого отношения к литературному наследию, внутренней свободы и раскрепощённости поэта можно проследить на уроках литературы на примере анализа стихотворений Г.Тукая «На память» и А.Пушкина “Поэту”. Выявление противопоставления образа поэта толпе, активной социальной позиции главного героя обогатит учащихся 9 класса представлениями великих поэтов двух народов о месте и роли поэта в обществе.
Слайд14
Большую роль в формировании национальной идентичности и межэтнической толерантности играет внеурочная работа. Например, поисковая работа по предмету татарская литература . Ребята занимаются изучением фольклора в родной деревне: частушки, загадки, легенды, баиты записаны со слов старшего поколения. В деревне создан краеведческий музей. Собран большой материал о знаменитых людях, об истории возникновения села. Много бытовой утвари и предметов обихода. Здесь проводятся уроки-экскурсии. При подготовке к школьным КТД разучиваем отрывки из произведений татарских драматургов, стихи татарских поэтов, народные песни.
Слайд15
Работая в этом направлении,   пришла к такому выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. В связи с этим повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о своей родной земле, о народных традициях. Все это важно для формирования патриотов, достойных представителей своего народа .
Систематическое использование материалов этнического содержания на уроках и во внеурочной деятельности дают возможность воспитывать гордость, уважение к своему народу и национальной культуре, способствуют формированию национальной идентичности и межэтнической толерантности современных школьников.