Открытый урок Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова

Открытый урок
Тема: «Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс»
Цель урока: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Дать понятие о мотиве в лирике;
2.Выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений;
3.Формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”,
“Листок”);
Развивающие:
1.Развивать у учащихся творческие способности,
2.Развивать навыки выразительного чтения стихотворений;
3. Развивать аналитические способности и наблюдательность:
Воспитательные:
1.  Воспитывать стремление к знаниям;
2. Прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к
своему культурному наследию.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: исследование на основе технологии «Проблемное обучение»
Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, тетради по литературе.
Формулируется тема урока.
- Сегодня у нас заключительный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы поговорим о произведениях поэта, ещё раз вспомним, что нам уже известно о нём и, возможно, откроем для себя ещё что-то новое. Тема нашего урока - “Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова”(Слайд 1)
I Работа с эпиграфом. (краткое изречение, цитата, раскрывающая основную мысль всего произведения или главы)
«И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды» М.Ю.Лермонтов
- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)
- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока.
Ход урока:
I I Повторение для усвоения нового материала.
Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им. (Слайд 2)
1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком)
2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. (“Парус”)
3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)
4. Выхожу один я на дорогу
5. Один и без цели по свету ношуся давно я (“Листок”)
6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить (“Одиночество”)
1. Работа со словом.
- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)
- Каким чувством пронизаны эти строчки? (Чувством одиночества)
- Каково значение существительного одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)
У:- Одиночество в поэзии выражает настроение поэта, состояние его души. Ни у кого из русских поэтов это чувство не вырастает в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.
-Какие поэтические образы помогают создать это чувство в приведённых строчках стихотворений? (Сосна на голой вершине; листок, оторванный бурей, парус, утёс)
Слайд3
Один         чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей; о
Одинок     когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.
В одиночестве    
Одиночество    
Одинокий    
Работа по теории литературы + проверка домашнего задания.
- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой
устойчивый образ в литературоведении называется мотив. Дома вы посмотрели значение этого слова в разных толковых словарях, в том числе и в литературоведческих. Формулируется общий ответ: мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии) Слайд 4
Одиночество – центральная тема поэзии М.Ю.Лермонтова. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в дружбе, ни в любви, ни в Отечестве.
- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества- это главные вопросы сегодняшнего урока
Беседа о лирике М.Ю. Лермонтова (Учитель)
Творчество любого художника, поэта, писателя всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в тяжёлы годы, которые наступили в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира.  На протяжении своей короткой, но такой яркой жизни он был одинок.
2.Факты биографии
-Какие события в жизни поэта стали предметом глубоких и напряженных размышлений? (Семейная драма - ученики )
Невесёлым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребёнку не исполнилось ещё и трёх лет. Отец вынужден был уехать и воспитанием мальчика полностью занялась бабушка- Елизавета Алексеевна Арсеньева Она всячески препятствовала свиданиям отца с сыном. В 1831 году отец Лермонтова умер, и поэт с горечью написал: «Ужасная судьба отца и сына:
Жить розно и в разлуке умереть»
Бабушка делала всё для единственного обожаемого внука. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и лепил, учился музыке, изучал европейскую и русскую литературу. Но он был лишён родительской любви, он помнил ссоры бабушки с отцом, он рано ощутил состояние одиночества, боли и тоски.
- Каким было отношение к Лермонтову государя?. За что оказался в немилости ?
Рассказ о двух ссылках поэта (индивидуальное задание).
Первый раз Лермонтов был сослан в 1837 году за стихотворение “Смерть поэта”, посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: "Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону".
Поэт был арестован, а затем переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, где шла война с горцами. В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург.
В феврале 1840 года Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь, и Лермонтова снова арестовали. Царским решением Лермонтов был переведён в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. Начиная с июля 1840 года и кончая глубокой осенью Лермонтов почти непрерывно участвовал в боях.
I I I Основная часть. Сегодня мы будем учиться анализировать поэтические произведения и постараемся ответить на вопрос: « Какие чувства, состояние души раскрывает поэт в своих произведениях? Как сумел он передать это чувство? Какие художественные средства использовал, чтобы тронуть душу читателя? (8-10 мин)
Анализ стихотворения «Листок» 1841 год
1.Чтение по ролям (Слайд 5)

2. Выявление первичного восприятия стихотворения.
- Если бы вы были художниками, то как изобразили это стихотворение?
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
(чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда; похоже на грустную песню)
Рассмотрим, чем определяется напевность его интонации: - исследуем звуковой состав 1 строфы, какие гласные звуки преобладают в тексте?
(Благодаря приему ассонанса - повтору гласных О А,-- мы погружаемся в грустный, напевно-мелодичный мир) «Засох и увял он от холода, зноя и горя»
Изучающее чтение.
Я предлагаю вам побыть исследователями творчества М.Ю.Лермонтова и проанализировать это стихотворение.
 -Назовите ключевые образы стихотворения.
(Листок, чинара). .
Используя глаголы из текста, расскажите историю листка, его биографию.(Запись)
История листка: "оторвался", "укатился", "засох", "увял", "докатился", "прижался", "молит" .Слайд 6
Какие мотивы прослеживаются в "биографии" листка?
(Потеря семьи, одиночества, страдания, горя, печали, нет цели)
-Как называют тех, кто много странствует, постоянно находится в пути? (Странник). Найдите в тексте строчку с этим словом и запишите.
(«И странник прижался у корня чинары высокой.
Иди себе дальше, о странник, тебя я не знаю!»)
-О чём листок «молит» чинару? Много ли ему нужно? (На Руси было много странников. Их всегда пускали в дом переночевать, обогреться, поесть. Они взамен рассказывали о жизни в других краях ) Какой художественный приём использует автор?( Олицетворение-художественный приём)
 -Какой изображает поэт чинару? Какие средства выразительности использует?
Эпитеты - (Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья, высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами )
-Каковы миры чинары и листка?
(Листок переживает враждебность окружающего мира: он засох от зноя, увял от холода. Но те же самые стихии живут в согласии с чинарой.)
-Какой художественный приём использует Лермонтов, чтобы передать состояние листка и чинары?( Противопоставление- антитезу)
Слайд 7
Листок- холод, а чинара - тепло;
"отчизна суровая"и "Чёрное море"
Он - засох, она- свежа;
Он пылен, она чиста;
Он странник, она нигде не была, ничего не видела
Он одинок, она любима
-Почему чинара не принимает листок в свой мир?((Она не хочет нарушить свой покой, своё благополучие. Она самодовольна и самовлюбленна, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь и выходит за грани её собственного мира. Последнее слово остается за ней , и это усиливает впечатление безысходности судьбы листка.
- Какое ощущение у вас оставляют последние слова стихотворения? ( Ощущение недосказанности)
-А что дальше может случиться с листком, обреченным на скитание?
( Дальше – море. Оно сулит гибель.)
 
«Листок оторвался от ветки родимой». Какое значение приобретает слово «родимый» в стихотворении? (Свой, родной)
Почему листок оторвался от ветки? Выпишите из текста строчки, позволяющие ответить на этот вопрос. («До срока созрел я и вырос в отчизне суровой».) Объясните значение слова «суровый».-метафора
(перен. Неблагоприятный для жизни, существования.)
О чём это стихотворение? Или о ком? (Об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет родственную душу, но так и не находит). Конечно, это стихотворение рассказывает не только о несчастной судьбе листка , но и о человеке - гордом, одиноком, несчастном ,о таком человеке, каким был и сам поэт.
-Может ли человек жить оторван от своей Родины? А в силу каких причин он может оказаться один? Когда такое может случиться?
-Что общего в судьбе Лермонтова и листка? (Слайд 8)
ВЫВОД (ученик)Стихотворение написано весной 1841 года, когда Лермонтов возвращался из Петербурга на Кавказ.
Образ листка, гонимого бурей, в русской и в европейской литературе конца 18-го и 1-й половины 19 столетия был широко распространенным символом изгнанника. В движении листка на юг выявляется автобиографический момент изгнанничества. (Слайд 9)
Листок, выросший в «суровой отчизне» и гонимый «жестокой бурей» - символ трагического одиночества человека в мире. Под этим символом скрывается прошедший через многие испытания, умудренный жизнью, никем не понятый одинокий лирический герой. Он просит героиню принять его таким, какой он есть, хочет вызвать сострадание.
Одиночество лермонтовского героя связано с оторванностью его от своих корней в прямом и переносном смысле.
 Для чего Лермонтов создал этот образ? Какова художественная идея этого стихотворения?
ВЫВОД (ученик)Это стихотворение-размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего. Некоторые исследователи творчества Лермонтова считают, что в образе листка, созревшего до срока, просматривается тема бесцельного существования и преждевременного старения лермонтовского поколения Слайд10
-В стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?
-Только ли для Лермонтова было характерно чувство одиночества? А вы испытывали такое чувство? Ваши близкие? Что помогает преодолеть это состояние?(Поддержка и взаимопонимание близких, умение разделить боль, не быть равнодушным)
Лермонтов сумел чувства многих людей , их состояние передать с помощью поэтического образа, поэтического слова. В этом его гениальность (10-12 мин)
Физкультминутка
1.Вновь у нас физкультминутка,  . Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись,  А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.

2. Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
Хоть зарядка коротка,  Отдохнули мы слегка

4.Анализ стихотворения “Утес”
Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году. Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку. Послушайте его.
1.Беседа.
- О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка)
- Речь идет только о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)
Учитель:В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)
Тучка
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
Тучка (уменьш. суффикс)
Золотая (эпитет)
Умчалась (олицетворение)
Весело (эпитет)
Играя (олицетворение)
По лазури (метафора)
Ассоциации (Чувства, образы, которые вызывает данный текст, слова и т.д.)
Легкая, подвижная, легкомысленная,
Молодость, беззаботность,
Чистое небо, радость, солнце
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств
утёс-великан (эпитет)
влажный след (эпитет)
морщина (олицетв.)
старый (эпитет)
одиноко (эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.)
Ассоциации
тяжёлый,
неподвижный
несчастный
старость, разлука
одиночество
слезы

- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
Образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие". Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.
-Как меняется интонация второй строфы?
Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага...", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество – горе»
- Похожи они или совсем разные? (Разные)
- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)
- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)
- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение.
- В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество)
-Какие слова вызывают ассоциацию полного, безнадёжного одиночества? ( "и тихонько плачет он в пустыне".)
- Почему "тихонько"?
- Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко...
- А как мы теперь относимся к "тучке"?- Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
- А какие чувства испытываем к утесу?( Жалость, сочувствие.)
-Какова же основная мысль стихотворения?
- Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения.
- С какими стихотворениями связаны стихи “Утёс” и “Листок”? (“Белеет парус одинокий.”, “Тучки небесные”,
Вывод (учитель)
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, вместе проанализировали два стихотворения М.Ю. Лермонтова, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания.
Мотив одиночества звучит и ещё в одном стихотворении поэта “На севере диком”
Это перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, созданного в 1822 году. Читает учитель
8. Выводы.
- Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова?.
(Это были ощущения поэта, он писал о себе, о своих страданиях, о невозможности быть счастливым в этом обществе)
- Как вы понимаете значение слова исповедь? Подберите однокоренные слова. (Учащиеся дают ответы: исповедать, исповедаться, исповедальный, то есть, рассказать о том, о чём не всем расскажешь, о самом сокровенном, о том, что у человека в душе)
- Можно ли стихотворения поэта назвать исповедью! (Да)
Вывод- Как всякий настоящий поэт, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его и как поэта, и как человека.
10. Заключительное слово
На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.
Вывод – записать:    Одиночество - центральная тема поэзии М.Ю.Лермонтова. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Закончить рассказ о М.Ю.Лермонтове мне бы хотелось словами Ираклия Андронникова, посвятившего всю свою жизнь исследованию творчества поэта
О Лермонтове «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
Мы ещё встретимся с творчеством этого гениального поэта и откроем для себя новые страницы его жизни, его поэзии
VII. Рефлексия:
-Какие у нас были задачи?
Анализ стихов
Почему одиноки лермонтовские герои
Какие художественные средства использует автор для раскрытия своей души?
Какие поэтические образы помогают передать состояние одиночества в окружающем мире
-Что вы узнали нового? Что вас вас удивило, обрадовало, огорчило? 
VIII. Подведение итогов урока.
Домашнее задание (Слайд) (совмещает в себе элементы творческой и поисковой работы)1..Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, прочитанных сегодня на уроке. (На выбор)
2.Подготовить иллюстрацию к любому изученному стихотворению М.Ю.Лермонтова и подписать строчками из стихотворения
3)Творческое задание. Напишите миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»

Рисунок 215