Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством организации физкультурно -оздоровительной деятельности




Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством организации физкультурно-оздоровительной деятельности






Подготовила
Воспитатель:
Черных Валентина Михайловна

Оглавление


Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты физического развития детей младшего дошкольного возраста посредством физкультурно-оздоровительной деятельности
1.1. Подходы к определению понятия «физическое развитие»
1.2. Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста .
1.3. Возможности физкультурно-оздоровительной деятельности
в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста..
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Методические основы физического развития детей младшего дошкольного возраста посредством физкультурно-оздоровительной деятельности..
2.1. Изучение уровня физического развития детей младшего дошкольного возраста...
2.2.Описание опыта организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста..
2.3. Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста как средства физического развития
Выводы по 2 главе.
Заключение.
Список литературы

3


7
7
15


22
29


30

30

35


41
44
45
47



Введение



Проблема физического развития детей младшего дошкольного возраста посредством организации физкультурно-оздоровительной деятельности относится к актуальным вопросам, требующим практического подхода в решении.
Вопросы физического развития в целом и детей младшего дошкольного возраста в частности изучены в работах А.В. Коротаева, А.С. Малкова, Д.А. Халтурина, Е.Ю. Матвеевой, В.П. Дудьева, Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова и других.Физическое развитие наряду с такими показателями как рождаемость, заболеваемость и смертность, является одним из объективных показателей состояния здоровья населения. Также как и эти показатели, физическое развитие в настоящее время довольно резко изменяется.
Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста является важным показателем, характеризующим состояние их здоровья, уровень развития функции и систем организма. Физическое развитие в самом общем смысле – это процесс биологического созревания и морфо-функционального развития и совершенствования организма. Физическое развитие предполагает сформированность физических качеств, определенный уровень здоровья и соответствие психологического и физического развития возрастным нормам.
В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Физическое развитие» определена главная задача воспитания и образования детей – гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Это определяет для дошкольных учреждений новую задачу: создание единого процесса взаимодействия педагога и воспитанников, в условиях которого органично переплетены разные образовательные области, а в итоге у каждого ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения сформировано представление о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Для реализации поставленных ФГОС дошкольного образования задач гармоничного физического развития детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении должна осуществляться физкультурно-оздоровительная деятельность.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в условиях ДОУ сегодня приобретает особую актуальность и значимость. Это обусловлено как стабильным ухудшением здоровья детей и населения России, так и новыми требованиями стандартов образования. Целью физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является создание наиболее благоприятных и отвечающих природе детского организма условий для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Естественно, что при помощи средств физкультурно-оздоровительной деятельности возможно создание наиболее оптимальных условий для физического развития детей дошкольного возраста, учитывая при этом требования ФГОС и возможности ДОУ.
Введение новых образовательных стандартов потребовало изменений в организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ как средстве физического развития детей младшего дошкольного возраста. Педагоги ДОУ оказались неготовыми к реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ с учетом новых стандартов. Для обеспечения успешности физического развития детей младшего дошкольного возраста посредством физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ требуется анализ условий образовательного учреждения, оценка состояния здоровья детей и уровня заболеваемости, изучение материально-технических возможностей ДОУ. Кроме того, имеется противоречие между необходимостью физического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, с одной стороны, и недостаточной разработанностью программ по физическому развитию детей дошкольного возраста, сохранению и укреплению их здоровья, и несоответствием условий для полноценного осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ. Все это обуславливает актуальность исследования на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством организации физкультурно-оздоровительной деятельности».
Проблема исследования – определение возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – физическое развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования – возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически выявить возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Проанализировать подходы к определению понятия «физическое развитие».
2) Охарактеризовать особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста.
3) Рассмотреть возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста.
4) Представить методические основы физического развития детей младшего дошкольного возраста посредством физкультурно-оздоровительной деятельности
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, изучение литературы по теме исследования), эмпирические (изучение документации образовательного учреждения – медицинских карт, анных, результатов медосмотров детей).
Организация и база исследования: практическая работа проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 46 «Золотой ключик» г. Соликамска Пермского края.

Глава 1. Теоретические аспекты физического развития детей младшего дошкольного возраста посредством физкультурно-оздоровительной деятельности



1.1. Подходы к определению понятия «физическое развитие»



Физическое развитие выступает объективным показателем состояния здоровья населения. Забота о физическом развитии детей дошкольного возраста приобретает значимость для всей последующей жизни человека.
В литературе встречаются разные определения понятия «физическое развитие», основным компонентом этого понятия является термин «развитие». Рассмотрим подходы к его определению.
А.В. Коротаев, А.С. Малков, Д.А. Халтурин в самом общем виде под развитием понимают процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования[25].
Е.Ю. Матвеева определяет развитие как необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост, увеличение числа клеток и т.п.) и качественных (созревание, старение и т.п.) изменений индивида и особи с момента рождения до её смерти или прекращение индивидуального существования при делении [24, с. 146].
А.А. Реан развитием человека называет процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [20].
Любое развитие – это изменение в качественном и количественном отношениях, которое приводит к преобразованиям в человеке. Эти преобразования наряду с психологическими и поведенческими критериями, приводят и к изменениям в физическом плане, т.е. способствуют физическому развитию.
К определению понятия «физическое развитие» также существуют разные подходы ученых и практиков. Авторами определяется понятие «физическое развитие» в узком и широком смыслах.
Физическое развитие в широком смысле рассматривали В.П. Дудьев, А.В. Кенеман, В.И. Козлова, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, Д.В. Хухлаева и другие.
Физическое развитие, по определению Э.Я Степаненковой, – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и т.п.) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства [24, с. 148].
Ж.К. Холодов определяет физическое развитие как процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей[19, с. 49].
Физическое развитие Д.В. Хухлаевой определяется как процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма(скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма, их пропорций, созревание различных органов, систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности [6, с. 16].
В.П. Дудьевым физическое развитие рассматривается в достаточно узком смысле как физическое состояние человека, другими словами, это определенный уровень развития размеров тела и внешних форм, которые могут оцениваться в цифрах и определяться антропометрическими методами [11, с. 41].
А.В. Кенеман определяет физическое развитиечеловека как комплекс функционально-морфологических свойств организма, на основании которых определяется физическая дееспособность, при этом компоненты понятия «физическое развитие» – это здоровье, масса тела, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др. Морфологические показатели физического развития – длина и масса тела, окружность грудной клетки; функциональные показатели – это жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и другие [11, с. 102].
Физическое развитие, по мнению В.И. Козлова, – это и непрерывно происходящие биологические процессы. В каждом возрасте эти процессы отличаются набором связанных между собой, с внешней средой функциональных, морфологических, психических и других свойств организма, которые обусловлены запасом физических сил. Наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, питание, физическая активность, занятия спортом – все это оказывает влияние на физическое развитие человека [27, с. 19].
Мы будем придерживаться позиции, что физическое развитие – это процесс роста, биологического созревания организма, что определяется наследственными механизмами, реализуется по определённому плану при оптимальных условиях жизни и деятельности человека.
Уровень физического развития обуславливает показатели физической подготовки, мышечной, умственной работоспособности человека.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
1) показатели телосложения – длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, – они характеризуют биологические формы (морфологию), человека;
2) показатели здоровья – отражают морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (работа всех органов и систем организма);
3) показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.) [24, с. 11].
Названные показатели, изменяясь в течение жизни человека, определяют характер его физического развития. Эффективное управление физическим развитием осуществляется с учетом закономерностей изменения показателей телосложения, здоровья и физических качеств.
Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов определяют законы, которым подчиняется процесс физического развития. К числу этих законов относятся:
- законы наследственности как способности организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству, благодаря чему все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида; эти законы должны учитываться в качестве факторов, которые благоприятствуют, или препятствуют физическому совершенствованию человека (наследственность учитывается при прогнозировании спортивных достижений);
- закон возрастной ступенчатости – вмешательство в процесс физического развития человека для управления им возможен на основе учета особенностей и возможностей организма человека на различных возрастных этапах;
- закон единства организма и среды – был сформулирован и обоснован И.М. Сеченовым в 1861 г., развит И.П. Павловым (1927 г.) – предполагает учет условий жизни человека – социальных условий, условий труда, быта, воспитания и других, что оказывает влияние на физическое состояние организма человека, изменение его функций, форм; географическая среда также влияет на физическое развитие;
- закон упражняемости – предполагает, чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь, другими словами для успешного физического развития организма человека необходимо постоянно упражняться (выполнять физические упражнения, заниматься спортом);
- закон единства форм и функций организма в его деятельности – основан на положении, что в основе жизнедеятельности человека заложены физиологические и морфологические реакции, которые под воздействием факторов внешней среды и целенаправленного воздействия человека изменяются; основные положения этого закона были разработаны А. Дорном (1875 г.), Н. Клейнбергом (1886), Л. Плате (1913), А.Н. Северцовой (1912, 1939)иИ.И. Шмальгаузеном (1934, 1964) – ученые доказали, что каждая часть и каждый организм обладает несколькими функциями, но в процессе развития одна из функций становится преобладающей, другие – изменяются или исчезают, но как бы не изменялись формы и функции организма, они остаются неразрывно связанными и представляют собой единое целое [24].
Учет этих законов позволяет эффективно и научно обоснованно подходить к рассмотрению и организации процесса физического развития человека.
Направленность и степень физического развития человека в каждом конкретном случае определяется тремя группами основных факторов: эндогенные факторы: наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и прочие; природно-климатические факторы – климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.; социально-экономические факторы – общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д. Данные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они действуют в единстве. Учитывая, что физическое развитие – это показатель роста и формирования организма, то это развитие, с одной стороны, осуществляется биологическим законам, с другой – зависит от комплекса социальных условий, которые имеют решающее значение. Социальная среда оказывает влияние на формирование и изменение состояния здоровья человека, определяет уровень и динамику его физического развития [6].
В аспекте физического развития необходимо рассматривать такие понятия как физические качества, физическое воспитание.
Под физическими качествами понимаются социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К физическим качествам человека относятся сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость. Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление за счет усилия мышечных волокон. Быстрота – способность выполнять движение за минимальное время. Ловкость – способность быстро перестраивать двигательную деятельность и выполнять сложно-координационные движения, включает способность создавать новые двигательные навыки, способность быстро реагировать на изменение ситуации и способность выполнять сложно-координационные движения. Гибкость – это способность выполнять движения с максимальной амплитудой, что зависит от морфофункциональных особенностей двигательного аппарата, вязкости мышц, эластичности связок, состояния межпозвоночных дисков и т.д. Выносливость – это способность выполнять длительную работу и противостоять утомлению. Существует несколько видов выносливости: статическая, динамическая, скоростно-силовая, локальная, региональная. В спортивных схватках при равных условиях именно выносливость может стать определяющим качеством победителя [27].
Двигательная деятельность (двигательная активность), по определению В.Н. Шебеко, – это основная функция мышечной системы животных и человека, представляет собой совокупность двигательных актов. Двигательная деятельность человека является одним из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, это естественная биологическая потребность человека, т.к. нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна при определённом уровне двигательной активности. Недостаток двигательной активности негативно сказывается на формирующемся организме человека, особенно ребенка дошкольного возраста[24].
Физическое воспитание, по определению Ж.К. Холодова, – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях[16].
Физическое воспитание является процессом решения определенных воспитательно-образовательных задач; его особенность – обеспечение системного формирования двигательных умений и навыков, направленность на развитие физических качеств человека. Физическое развитие дошкольников отличается от развития на других возрастных этапах.
Дошкольный возраст – это период жизни ребенка 3-7 лет. Он, по мнению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания» личности, временем становления личностных механизмов и образований, периодом интенсивного физического развития ребенка [22, с. 12]. Аналогичного мнения придерживается Ж.К. Холодов, отмечая, что в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все важнейшие функции и системы организма [24]. В этом же возрастном периоде закладываются основы всестороннего развития физических способностей ребенка. Наиболее благоприятны в дошкольном возрасте закаливание, овладение двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.
В ФГОС дошкольного образования определены основные положения, касающиеся физического развития детей дошкольного возраста. Образовательной областью «Физическое развитие» предполагается приобретение детьми опыта в следующих видах сферах деятельности:
- во-первых, в двигательной сфере, в т.ч. в выполнении упражнений, на развитие физических качеств (координации движений, гибкости;
- во-вторых, в правильном выполнении основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты), в формировании начальных представлений о некоторых видах спорта и овладении подвижными;
- в-третьих, в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- в-четвертых, в овладении элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (питание, двигательный режим, закаливание и др.) [26].
Содержание работы по физическому развитию детей дошкольного возраста определяется содержанием образовательной области «Физическое развитие», напрямую зависит от возраста детей, реализуется в определённых видах деятельности. Для детей младшего дошкольного возраста такими видами деятельности выступают игровая и двигательная, музыкально-ритмические движения.
Таким образом, физическое развитие – это процесс роста, биологического созревания организма, который определяется наследственными механизмами, реализуется по определённому плану при оптимальных условиях жизни и деятельности человека, а также характеризуется изменениями трех групп показателей: телосложения, здоровья и развития физических качеств. Основные положения относительно физического развития детей дошкольного возраста отражаются в ФГОС дошкольного образования. Физическое развитие детей дошкольного возраста на каждом этапе дошкольного детства отличается характерными особенностями, отличными от характеристик других возрастных этапов.

1.2. Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста



Развитие ребенка в дошкольной педагогике и психологии делится на два этапа: ранний возраст (от рождения до 3 лет) и дошкольный возраст (3-7 лет). Внутри дошкольного этапа проводится разделение на возрастные промежутки, одним из которых является младший дошкольный возраст – период развития ребенка с 3 до 4 лет [17, с. 12].
Важными показателями развития детей младшего дошкольного возраста являются анатомо-физиологические особенности и особенности психического развития детей, а также особенности физического развития. В возрасте 3-4 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма.
Перечислим основные изменения в организме детей младшего дошкольного возраста, которые связаны с состоянием их здоровья:
- анатомо-физиологические особенности детей характеризуются увеличением и роста и массы тела, как мальчиков, так и девочек [10, с .16];
- важными показателями развития у детей выступают особенности развития их опорно-двигательного аппарата: совершенствуются отдельные отделы позвоночника, но скелет остается гибким при продолжающемся во времени окостенении, что исключает использование на физкультурных занятиях силовых упражнений, и повышает значимость контроля за правильностью позы детей [24, с. 19];
- активно развивается у детей система дыхания, которая ведет к росту потребности организма в кислороде, увеличивающейся всего за два года – с 3 до 5 лет – на 40%, что ведет и к увеличению жизненной емкости легких детей [28, с. 41];
- изменениям подвергается и сердечно-сосудистая система детей – появляются значительные колебания в показателях сердечной деятельности и дыхания: увеличивается частота сердечных сокращений (пульса) в минуту и, частота дыхания; это важно учитывать, т.к. при физической нагрузке сердечная мышца у детей утомляется, а признаки утомления выражаются в покраснении (побледнении) кожи лица, учащенном дыхании, одышке, нескоординированных движениях, это исключает перегрузку детей, предполагает выполнение ими более спокойных видов деятельности в процессе двигательной активности [28, с . 23];
- у детей развиваются органы чувств, а первые 3-4 года жизни человека называют «золотой порой» развития сенсорных способностей;
- в период младшего дошкольного возраста отмечается развитие зрения и органов слуха;
- в возрасте 3-4 лет у детей изменениям подвергается и нервная система, развивается высшая нервная деятельность, что приводит к возрастанию силы нервных процессов, повышению их подвижности, совершенствованию связей и отношений во взаимодействии сигнальных систем, все это в совокупности приводит к совершенствованию речи детей, усложнению игр, сопровождающихся речью, позволяет разнообразить приемы обучения.
- однако некоторое несовершенство нервных процессов у детей приводит к нарушению процессов возбуждения и торможения, следствием чего могут выступать утомление, бурные эмоциональные реакциям, нарушения правил поведения [3, с. 28].
Итак, анатомо-физиологические особенности детей младшего дошкольного возраста характеризуются:
- равномерностью физического развития без резких изменений при всей его интенсивности;
- развитием опорно-двигательного аппарата, системы дыхания, сердечно-сосудистой системы и нервной системы;
- активным развитием органов чувств и нервной системы.
Важным показателем здоровья детей младшего дошкольного возраста является их психическое развитие. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста проявляются:
- в активном использовании речи как условия расширения кругозора,
- в росте психической выносливости,
- в повышении потребности в получении новых знаний, впечатлений и ощущений,
- в активном развитии фантазирования.
На фоне этих изменений у детей, отмечает Л.А. Свирская, развиваются индивидуальные особенности, такие как своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности и другие. Кроме того, к четырем-пяти годам складывается «психологический портрет» личности детей, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»), а также креативности [4, с .48].
Е.А. Ермулина, Т.В. Тараторкина подчеркивают, что физическое развитие детей младшего дошкольного возраста достаточно равномерно, без резких изменений. У детей среднего дошкольного возраста на фоне роста всех  органов  и  систем,  сохраняется повышенная потребность  в  движении.  Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Заметно улучшается и быстрота реакции, координация и скорость движений, а также исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость.  Происходят изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Появляется у детей и способность к регуляции двигательной активности. У детей младшего дошкольного возраста возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех темпе. Уровень функциональных возможностей детей также повышается [2, с .12].
Возникает и совершенствуется у детей умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Это касается и двигательной активности детей. Теперь дети младшего дошкольного возраста становятся хорошими партнерами в играх. Они испытывают потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся капризными и неуправляемыми [28, с. 74].
Но не только возрастными физическими и психическими возможностями развития отличается период младшего дошкольного возраста. В этом возрасте имеются у детей и риски здоровья. Тенденции с рисками для здоровья, характерные для детей дошкольного возраста в целом, характерны и для детей младшего дошкольного возраста. К.Р. Федорук считает, что число факторов риска для здоровья детей ежегодно увеличивается, а сфера их влияния на детский организм достаточно широк. Сегодня факторов риска для здоровья детей насчитывают около 3000 [25, с. 14]. Они не являются основной причиной болезни, но могут приводить к функциональному отклонению роста и развития детского организма.
По мнению специалистов, одной из самых значимых медицинских проблем на современном этапе развития общества является проблема, посвященная укреплению здоровья детей, начиная с дошкольного возраста. Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживают дети дошкольного возраста, по мнению О.А. Кислициной, влияют на антропометрические показатели, подверженность заболеваниям, возникновение психических расстройств и смертность детей [3].  Более того, здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны.
Специалистами выделяются две основные проблемы, характеризующие состояние здоровья детей дошкольного возраста. Первая проблема заключается в том, что подавляющее большинство детей уже с детства нездоровы (в настоящее время рождаются больными или заболевают 40% новорождённых, в 1990 г. этот показатель был равен 15%). Это обусловлено ухудшением здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов, связано с успехами медицины, которая обеспечивает увеличение выживаемости новорожденных с разными патологиями. Вторая проблема связана с ухудшением здоровья детей в течение их жизни [30].
К.Р. Федорук подчеркивает, что сегодня здоровье детей дошкольного возраста находится под угрозой: растет число детей с хроническими заболеваниями, увеличивается количество нервно-психических болезней, число социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня у детей дошкольного возраста, в т.ч. и младшего, имеются множественные функциональные нарушения организма. Растут показатели общей заболеваемости среди воспитанников дошкольных учреждений, в среднем на 3-4% в год. У детей дошкольного возраста, как пишут Е.А. Чекунова, Т.П. Колодяжная, отмечены негативные тенденции роста ряда заболеваний: болезней органов дыхания, уха, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы, пищеварительной системы, а также психических расстройств и расстройств поведения [3, с. 12].
Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста, как правило, начитают посещают дошкольное образовательное учреждение. Посещение детского сада имеет огромное значение в жизни каждого ребенка. Но известно, что дошкольное учреждение является и агрессивной вирусно-микробной средой для детей любого возраста и для детей среднего дошкольного возраста тоже. Педиатры, педагоги и родители не на словах знают, что в ДОУ велики шансы, что ребенок подхватит простудное или инфекционное заболевание, и что ребенок, посещающий детский сад, часто болеет, практически закономерно.
Чаще всего дети младшего дошкольного возраста оказываются подвержены острым респираторным заболеваниям. Специалисты отмечают, что частые и, особенно, тяжело протекающие ОРЗ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета, формированию хронических воспалительных процессов в органах дыхания. Частые ОРЗ также могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограниченности общения со сверстниками и пропусков занятий, проводимых в дошкольном учреждении. Кроме того, частые ОРЗ поглощают значительные материальные ресурсы, нанося экономический ущерб, связанный непосредственно с затратами на лечение и с потерей трудового времени родителей.
Еще одно причиной того, что дети, посещающие ДОУ, часто болеют, является то, что многие родители ведут своих детей в детский сад, не придавая значения тому, что у ребенка есть явные признаки начинающейся болезни (насморк, кашель). Бывает, что видимые симптомы развивающейся болезни у детей не видны, либо ребенок является носителем инфекции, но сам при этом не болеет. Но ребенок может подхватить инфекции и на обычной детской площадке, в общественном транспорте или магазине.
Однако детей младшего дошкольного возраста педиатры считают более устойчивыми к болезням. Они связывают это с тем, что иммунитет у детей дошкольного возраста становится достаточно крепким. Это повышает устойчивость детей к простудным и инфекционным заболеваниям.
С учетом характерных особенностей физического развития детей младшего дошкольного возраста, их возможностей определяются цель и задачи физического развития. Цель физического развития детей младшего дошкольного возраста – развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
Задачами физического развития детей выступают:
1) формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие интереса к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях;
2) развитие у детей физических качеств – скоростных, силовых, а также выносливости, координации, гибкости;
3) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
4) формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Таким образом, физическое развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется развитием и совершенствованием анатомо-физиологических особенностей (роста, веса, органов и систем организма, органов чувств и др.), психическим развитием (развитием речи, ростом психической выносливости, повышением потребности в получении новых впечатлений и ощущений и др.), равномерным, но интенсивным физическим развитием, выраженным в росте потребности в движении, двигательной активности, эмоциональной окрашенности действий детей. Дети младшего дошкольного возраста оказываются подверженными самым разным заболеваниям: и врожденным, и хроническим, и больше всего вирусным и простудным. Обеспечение решения задач физического развития детей младшего дошкольного возраста возможно в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.

1.3. Возможности физкультурно-оздоровительной деятельности
в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста



Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ обеспечивает физическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Поскольку период дошкольного возраста в целом и младшего дошкольного в частности является периодом интенсивного физического и психического развития детей, периодом, когда закладываются основы физических и духовных способностей, здоровья, то весь этот период принято считать наиболее восприимчивым к физическому развитию. В качестве основы разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста выступает правильный уход за ним, а также физическое воспитание. Интеллектуальному развитию детей, усилению процессов роста и развития организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма способствует овладение естественными движениями, соответствующая возрасту двигательная активность, физкультурные занятия, и все, что осуществляется в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности. Свой вклад в рассмотрение этих вопросов внесли В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров, Ю. Ф. Змановский и др.
Физкультурно-оздоровительная деятельность – это довольно широкое понятие. С педагогической точки зрения оно изучалось многими авторами: Ю.Е. Антоновой, Т.А. Банниковой, Л.Н. Волошиной, М.Н. Кузнецовой, Г.А. Решетневой, Т.Ф. Саулиной, Э.Я. Степаненковой, Д.В. Хухлаевой, В.Н. Шебеко и др.
Физкультурно-оздоровительная деятельность – это комплекс мероприятий, которые планомерно и целенаправленно проводятся в условиях образовательного учреждения и ориентированы на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма детей и подростков [4, с. 12].
Цель физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ: освоение детьми дошкольного возраста основных двигательных действий, подготовка детей к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний, сохранение здоровья детей, укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ состоят в следующем:
1) обеспечение условий для сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста;
2) освоение детьми основных двигательных действий;
3) осуществление подготовки детей к физическому воспитанию в школе;
4) реализация мер профилактики заболеваемости детей дошкольного возраста;
5) организация мер профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста;
6) укрепление здоровья детей посредством физической культуры [12, c.98].
Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ включает в себя несколько мероприятий: физкультурное занятие, утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза), подвижные игры и упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия, а также физкультурные праздники и досуги.
Представим краткую характеристику названных форм работы.
Физкультурные занятия – это ведущая форма для формирования правильных двигательных умений и навыков, способствует созданию оптимальных условий для усвоения положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, оказывают содействие в развитии разносторонних способностей детей [4, с. 23]. Физкультурные занятия введены в программу обучения и воспитания дошкольников в 50-е годы XX в., будучи обоснованными в работах Е. Г. Леви-Гориневской, Н.И. Кильпио, изначально назывались гимнастикой и подвижными играми. Физкультурное занятие является основной формой обучающего физкультурного упражнения в ДОУ, они обязательны для всех детей, проводятся круглый год (и летом в т.ч.). С детьми дошкольного возраста проводятся разные виды физкультурных занятий: классические занятия (вводно-подготовительная, основная и заключительная части); игровые занятия с использованием разнообразных физкультурно-спортивных игр, занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения и т.п.), комплексные сюжетные занятия, тематические занятия, контрольно-проверочные занятия и др. [9, c.58].
Одной из форм физического воспитания дошкольников является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика – это комплекс физических упражнений, которые выполняются после сна. Состоит из комплекса физических упражнений, которые проводятся с умеренной нагрузкой и охватывают скелетную мускулатуру [20, с. 24]. Утренняя гимнастика определяется как система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка [23, с. 20]. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Содержание утренней гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения. Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки [21].
Проводится в ДОУ и гимнастика после дневного сна, которая представляет собой комплекс мероприятий облегчающих переход детей от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
К формам физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ относятся и физкультминутки, которые проводятся с детьми в режиме дня. Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, которые проводятся во всех группах ДОУ в перерыве между организованной образовательной деятельностью, в ее ходе, т.е. во всех режимных моментах, требующих интеллектуального напряжения детей. Физкультминутка обычно длится 1-3 минуты и включает в себя комплекс из 3-4 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
Игры и упражнения между занятиями, или двигательная разминка, позволяют детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статичной позы. Этот вид деятельности детей состоит из 3–4 упражнений, произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий, что заканчивается проведением упражнений на расслабление, в целом длящееся не более 8-10 минут.
Подвижная игра также относится к формам физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста. Подвижная игра, по определению Е.А. Тимофеевой, – это сознательная, активная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами [20; с. 19]. П.Ф. Лесгафт подвижную игру считает упражнением, при помощи которого ребенок готовится к жизни [8; с. 12]. Подвижная игра, по мнению М.Н. Жукова, – это относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил» [10; с. 23]. Проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат эффективным методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.
К формам физкультурно-оздоровительной деятельности относится и закаливание. Закаливание, по определению В.А. Александровой, – это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию [2, с. 33]. В качестве закаливающих процедур, используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание, купание, контрастный душ). При этом важна постепенность и систематичность в снижении температуры воды или воздуха. Наиболее сильная закаливающая процедура – моржевание (плавание в ледяной воде) – имеет ряд противопоказаний. При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается (А. Колгушский) [23, с. 16].
Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения, приглашение родителей и их активное участие в мероприятии создают у ребенка радостное, приподнятое настроение. Физкультурный праздник может быть приурочен к определенному времени года и включать в себя характерные для этого периода развлечения, сюрпризные моменты. В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, отмечает В. Ионова, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре, значительную роль играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение. Родители могут принять активное участие в подготовке и проведении физкультурного праздника, например, организовав отдельные соревнования, позаботившись о необходимом инвентаре, оказав помощь в судействе, в организации поздравления победителей соревнований [31, с. 11].
Другим видом активного отдыха детей, который сможет проводиться в условиях взаимодействия детского сада и семьи, является физкультурный досуг. Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении. Родители дошкольников могут принимать участие как в самом досуге, так и обеспечивать условия его проведения, отмечает С.А. Пономарев [5; с. 23].
Формой физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ являются и летние забавы на прогулках. Летом развлечения помогают воспитателю в доступной и интересной форме решать воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения. Игры-забавы – это физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки) [1, c.118].
Для реализации мероприятий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ создаются необходимые условия, способствующие охране и укреплению здоровья детей, их физическому и психическому развитию. В ДОУ используются и традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы используются: физкультурный зал; спортивная площадка на улице; физкультурные уголки во всех возрастных группах; медицинский и процедурный кабинеты; психологический и логопедические кабинеты.
В течение учебного года в ДОУ, как правило, реализуется оздоровительная работа с детьми: закаливание, витаминопрофилактика, фито-чай, профилактические прививки, витаминизированное питание, организуются регулярные осмотры детей врачами-специалистами. В течение всего года родителей воспитанников информируют о лечебно-оздоровительной работе, о заболеваемости детей [2, c.42].
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ отличается большим разнообразием, способствуя сохранению физического и психического здоровья и укреплению организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов физкультурно-оздоровительной деятельности зависит от контингента детей, их возрастных и индивидуальных особенностей задач ДОУ.

Выводы по 1 главе



В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты физического развития детей младшего дошкольного возраста посредством физкультурно-оздоровительной деятельности.
Физическое развитие – это процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств, в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.
Особенностями физического развития детей младшего дошкольного возраста являются развитие и совершенствование анатомо-физиологических особенностей, равномерное, но интенсивное физическое развитие в виде роста потребности в движении, двигательной активности, эмоциональной окрашенности действий детей.
Решению задач физического развития детей младшего дошкольного возраста способствует физкультурно-оздоровительная деятельность как комплекс мероприятий, которые реализуются в ДОУ. Этот вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении включает в себя несколько мероприятий, среди которых физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия, физкультурные праздники и досуги.

Глава 2. Методические основы физического развития детей младшего дошкольного возраста посредством физкультурно-оздоровительной деятельности



2.1. Изучение уровня физического развития
детей младшего дошкольного возраста



Изучение уровня физического развития детей младшего дошкольного возраста проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 46» г. Соликамска Пермского края.
Структура МАДОУ «Детский сад № 46» включает вторую младшую группу, которую посещают дети младшего дошкольного возраста, всего 20 чел.
Проанализируем распределение воспитанников второй младшей группы по группам здоровья (таблица 1).
Таблица 1
Распределение воспитанников второй младшей группы
по группам здоровья
Группа здоровья
Кол-во детей
%

I
2
10

II
11
55

III
7
35


Как видим, по данным таблицы 1 только 10% дошкольников второй младшей группы имеют I группу здоровья, большая часть детей –55% относятся ко II группе здоровья, а 35% – имеют III группу здоровья.
Детей с I группой здоровья, основная медицинская группа – 2 чел. (10%); со II группой здоровья – 11 чел. (55%), подготовительная группа – 7 чел. (35%).

Таблица 2
Сравнительная таблица  острой заболеваемости
Детей второй младшей группы


Заболевание
2013
2014
1015 ( 4 мес.)

1
ОРВИ
45
51
26

2
Грипп
3
5
8

3
Отит
2
4
3

4
Бронхит
1
2
1

5
Инфекционные заболевания
1
-
-


В соответствии с данными таблицы 2 у детей второй младшей группы МАДОУ «Детский сад № 46» за последние 3 года отмечается рост заболеваемости ОРВИ, гриппом, тенденцию к снижению имеют такие заболевания, как отит, бронхит, инфекционные заболевания.
Таблица 3
Сравнительная таблица хронической заболеваемости детей второй младшей группы

Заболевание
2013
2014
2015

1
Центральной нервной системы
-
-
-

2
Лор-органов
2
3
2

3
Сердечно-сосудистой системы
1
1
1

4
Опорно-двигательного аппарата
1
1
1

5
Желудочно- кишечного тракта
1
1
3

6
Глазные заболевания
1
1
-

7
Легочные заболевания
-
-
-

8
Аллергические заболевания
6
6
8

9
Почечные заболевания
-
1
1


По данным таблицы 3 у детей второй младшей группы МАДОУ «Детский сад № 46» отмечается стабильная картина в статистике хронической заболеваемости. Значительное число составляют аллергические заболевания и заболевания желудочно-кишечного тракта с тенденцией к росту, заболевания ЛОР-органов также имеют высокие цифры, но имеют тенденцию к снижению.
Мы также проанализировали посещаемость детей второй младшей группы МАДОУ «Детский сад № 46» по данным за 2014 год (таблица 4).
По данным таблицы 4 и мы сделали вывод, что самый низкий уровень посещаемости детей второй младшей группы приходится на январь, февраль, декабрь – время вспышки острых респираторных заболеваний и гриппа; снижение посещаемости в летние месяцы связаны с отпусками.
Таблица 4
Анализ посещаемости детей второй младшей группы, %
группа
месяц
Средний %


Январь
Февраль
март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
декабрь


1 мл.
53
51
58
63
85
69
52
65
59
63
65
52
62

2 мл.
66
72
70
75
82
88
88
56
77
81
83
65
75

Сред.
77
74
85
87
87
88
69
71
80
82
77
56
78

Старш
72
58
78
89
89
79
80
75
85
85
79
73
79

Подг
84
92
95
100
95
92
85
84
100
96
90
84
91

Ср. %
70,4
69,4
77,2
82,8
87,6
83,2
74,8
70,2
80,2
81,4
78,8
66



Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста оценивается по нескольким показателям:
- антропометрические данные (прирост),
- изменение пропущенных ребенком дней по болезни,
- изменения в показателях, характеризующих физические качества (быстрота, сила, скорость, ловкость).
Анализ антропометрических данных позволяет определить в соответствие показателей конкретного ребенка в соответствии с нормативными показателями (таблица 5).
Таблица 5
Анализ антропометрических данных
детей второй младшей группы в ДОУ
 
2013
2014
2015


норма
не соотв. норме
норма
не соотв. норме
норма
не соотв. норме


чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%

Рост
14
70
6
30
16
80
4
20
17
85
3
15

Вес
15
75
5
25
14
76
6
24
18
90
2
10

Объем грудной кл.
12
60
8
40
14
76
6
24
18
90
2
10


Как видим, по данным таблицы 5, такие антропометрические показатели, как рост, вес и объем грудной клетки детей второй младшей группы МАДОУ «Детский сад № 46» не всегда соответствуют нормативным показателям. В среднем несоответствие выявлено в 2013 г. (ясельная группа) у 31% детей, в 2014 г. (первая младшая группа) – 23%;, в 2015 г. (вторая младшая) – 12%. Несоответствие антропометрических показателей норме у детей младшего дошкольного возраста имеется, но имеет выраженную тенденцию к снижению.
Таблица 6
Анализ показателей развития физических качеств
детей второй младшей группы
Показатель
2015


норма
не соотв. норме


чел.
%
чел.
%

Сила
11
55
9
45

Ловкость
12
60
8
40

Быстрота
10
50
10
50

скорость
9
45
11
55


Из данных таблицы 6 следует, что показатели развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 46» также разнятся с нормативными показателями: в 2015 г. соответствие указанных показателей норме составило в среднем 52,5%, несоответствие норме – 47,5%.
Таким образом, анализ состояния здоровья детей младшего дошкольного возраста второй младшей группы позволяет сделать вывод о том, что значительное число детей имеют отклонения в состоянии здоровья, что влияет на посещаемость ДОУ и сказывается на антропометрических данных и показателях сформированности физических качеств, имеющих отклонения от нормативных показателей. Но есть и тенденция к снижению заболеваемости детей, росту показателей антропометрических данных, показателей физического развития, обусловленная осуществлением в ДОУ физкультурно-оздоровительной работы.


















2.2. Описание опыта организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста



Опыт организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста описан на примере второй младшей группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 46» г. Соликамска Пермского края.
Цель физкультурно-оздоровительной деятельности: освоение детьми младшего дошкольного возраста основных двигательных действий, профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры, развитие представлений об основах здорового образа жизни.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности во второй младшей группе:
1) обеспечение условий для сохранения физического и психического здоровья детей;
2) освоение детьми основных двигательных действий;
3) профилактика заболеваемости детей;
4) укрепление здоровья детей.
С 1999 года детский сад реализует программу нового поколения «Школа 2100». Эта программа разработана на основании Концепции и научно-теоретических материалов, которые созданы А.А. Леонтьевым, Д.И. Фельдштейном, С.К. Бондыревой, Ш.А. Амонашвили и другими. Программа предполагает помощь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, которые будут способны занять достойное место в жизни, быть компетентными в разных областях знаний и практической деятельности. Программа предполагает устранение перегрузок детей, стрессовых ситуаций. Это дает возможность сохранять и укреплять здоровье детей, и делать максимально комфортным и эффективным процесс обучения и воспитания.
Обратим внимание на реализацию задачи охраны и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста:
- создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков;
- использование нетрадиционных методов оздоровления и закаливания детей в сотрудничестве с родителями воспитанников.
В этом аспекте работы педагоги основываются на программе Л.Д. Глазыриной «Физическая культура дошкольникам», учитывают положения Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.1.2660-10.
В целях развития физического здоровья детей, реализации потребности в движении, в ДОУ созданы необходимые условия:
- спортивный зал (мягкие модули, гимнастические скамейки, мячи, обручи, скакалки, флажки, ленты, различные тренажеры и др.),
- физкультурный уголок в группе (кегли, мячи, ленты, оборудование для закаливания и др.),
- спортивная площадка на улице (баскетбольные щиты, лесенки, оборудование для перешагивания и др.).
Медицинское обслуживание детей в ДОУ строится с учетом нормативно-правовых документов: Приказа Министерства образования РФ от 30.06.1992 года, №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в ДОУ», Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.1.2660-10. Медицинское обслуживание обеспечивается врачом-педиатром (лечебно-профилактическая работы) из городской детской поликлиники № 1 и старшей медицинской сестрой (антропометрические измерения детей, оказание доврачебной помощи, организации полноценного сбалансированного питания). Медицинский блок оснащен всем необходимым оборудованием.
Администрация ДОУ, педагоги, медицинский персонал несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания воспитанников. В ДОУ осуществляется мониторинг состояния здоровья детей, анализируется посещаемость и уровень заболеваемости.
В целях обеспечения нормального роста и развития организма, его гармоничного физического и психического в ДОУ обеспечивается полноценное рациональное качественное питание детей. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с «Примерным 10-дневным меню» для организации питания детей от 3-х до 7-ми лет в государственных учреждениях, реализующих ООП дошкольного образования с 12-ти часовым пребыванием детей. Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов, витаминизированы продукты. В рационе присутствуют овощи, соки, кисломолочные продукты.
Проанализируем организацию в ДОУ физкультурно-массовых мероприятий. Во второй младшей группе регулярно в соответствии с планом проводятся физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники на свежем воздухе, игры-соревнования. С целью приобщения детей и семьи к здоровому образу жизни, к физкультуре и спорту в ДОУ ежегодно проводятся спортивные конкурсы: «Веселые старты», «Шашки-малютки», «Лыжня зовет!», «Папа, мама, я – спортивная семья», в которых принимают участие и родители с детьми второй младшей группы.
В течение учебного года реализуются разнообразные формы работы с родителями и педагогами ДОУ, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Особое внимание при этом уделяется развитию культурно-гигиенических навыков у детей, как основе сохранения здоровья. Так, был проведен педагогический совет на тему: «Работа ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей», в ходе которого педагоги вели разговор о культурно-гигиенических навыках, их роли в развитии дошкольников, условиях и методах формирования и т.п.
Для воспитателей была проведена консультация на тему: «Педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста», «Организация прогулок в зимнее время». В ходе консультаций педагоги ДОУ получили представление о нетрадиционных формах работы в данном направлении, познакомились с опытом работы по физическому развитию дошкольников, способах воспитания привычек к здоровому образу жизни и соблюдению культурно-гигиенических навыков. Для родителей выпускались памятки и буклеты по сохранению и укреплению здоровья детей («Правильная осанка», «Вкусно и полезно», «Хочу быть здоровым»).
Также для детей и их родителей проводилась неделя здоровья «Сила русского духа», в рамках которой во второй младшей группе проведено физкультурное развлечение с использования произведений устного народного творчества, народных подвижных игр. На этих мероприятиях дошкольники усваивали информацию о правилах здорового образа жизни, учились беречь и сохранять здоровье, используя народные традиции. Родители становились зрителями и полноправными участниками таких мероприятий.
Во второй младшей группе проводятся мероприятия по закаливанию. Как уже было отмечено, для закаливания детей используются факторы внешней среды, расположенные по степени воздействия в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Данные факторы применяются как отдельно, так и в комплексе.
Применяемые методы закаливания: метод постепенного увеличения силы раздражителя; метод контрастный; метод без снижения температуры; метод интенсивного закаливания.
В группе используемые средства закаливания: закаливание воздухом (проветривание, воздушные ванны, обтирание, прогулки, хождение босиком); закаливание водой (гигиенические процедуры, обтирание, обливание); закаливание солнцем.
Особое внимание воспитателями второй младшей группы уделяется прогулкам. Прогулка занимает в режиме дня детей младшего дошкольного возраста значительное время. Продолжительность ежедневных прогулок составляет до 3 ч, с учетом климатических условий. Время, отведенное на прогулку, строго соблюдается. Организуется прогулка во второй младшей группе два раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Во время прогулке организуется двигательная активность детей (подвижные, спортивные игры и игровые упражнения). В двигательную деятельность детей на прогулке воспитатели включают подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке 6-10 мин., на вечерней прогулке – 10-15 мин. Подвижные игры дополняют или заменяют спортивными упражнениями, доступными детям.
В МАДОУ «Детский сад № 46» воспитателями второй младшей группы определены задачи для дальнейшей работы по повышению результатов физкультурно-оздоровительной деятельности, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. К таким задачам воспитатели ДОУ относит следующие:
1) активное использование методов закаливания, оздоровления, в том числе и нетрадиционных;
2) поиск эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам укрепления здоровья детей и снижению заболеваемости, воспитания потребности в здоровом образе жизни;
3) изучение возможностей интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» в работе всех педагогов ДОУ;
4) пополнение оборудования в группе направлении физической культуры.
Таким образом, во второй младшей группе МАДОУ «Детский сад № 46» реализуется физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на освоение детьми младшего дошкольного возраста основных двигательных действий, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры, развитие представлений детей об основах здорового образа жизни.



























2.3. Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста как средства физического развития



Физкультурно-оздоровительная деятельность детей младшего дошкольного возраста является средством их физического развития. Для ее эффективности необходимо следовать следующим рекомендациям.
Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста должны стать:
1) оздоровительные задачи: охрана жизни и укрепление здоровья детей и их всесторонне физическое развитие и совершенствование функций организма; повышение двигательной активности детей и общей работоспособности;
2) образовательные задачи: формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления здоровья;
3) воспитательные задачи: разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, физическое и др.), формирование у детей интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
При организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей, уровень их физического развития, индивидуальные физические данные. С учетом этих характеристик и должна выстраиваться вся работа.
Третьим, и не менее важным условием организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста выступает то, что система физкультурно-оздоровительной работы должна обязательно включать в себя физкультурные занятия (во второй младшей группе – 2 раза в неделю), физкультурные досуги, развлечения и праздники, летние тематические дни, закаливание, витаминизацию и т.п.
Все средства физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ необходимо использовать комплексно. Так, необходимо учитывать, что физическое здоровье детей младшего дошкольного возраста неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ должна включать лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия: утреннюю гимнастику и гимнастику после сна, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультминутки, закаливание, профилактику заболеваемости.
Построение комплексов гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Как правило, комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда не сложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.
Физкультурные занятия как основная форма работы по физическому воспитанию обязательны для всех здоровых воспитанников, проводятся круглый год, по расписанию – в определенные дни и часы недели. Для детей младшего дошкольного возраста должна использоваться целесообразная длительность.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать подвижные игры, поскольку они имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка: развивают физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.
Не следует воспитателям пренебрегать и физкультминутками. Образовательная деятельность требует от детей нервного напряжения. Во время НОД у дошкольников нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой НОД в ДОУ, независимо от возраста детей.
Необходимо использовать и закаливание. Во второй младшей группе это может быть контрастное воздушное и водное закаливание, солевое закаливание, прогулка, проветривание. Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов профилактики ОРЗ. При организации мероприятий по закаливанию детей младшего дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд принципов: осуществление при полном здоровье детей, постепенное нарастание интенсивности процедур, систематичность и последовательность.
Таким образом, все физкультурно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей младшего дошкольного возраста к своему организму, привить им необходимые навыки, наилучшим способом приспособить организм к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Выводы по 2 главе



Во второй главе отражены методические основы физического развития детей младшего дошкольного возраста посредством физкультурно-оздоровительной деятельности.
Изучен уровень физического развития детей младшего дошкольного возраста. Проанализировав данные о состоянии здоровья детей младшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что значительное число детей имеют отклонения в состоянии здоровья, что влияет на посещаемость ДОУ и сказывается на антропометрических данных и показателях сформированности физических качеств, имеющих отклонения от нормативных показателей. Есть тенденция к снижению заболеваемости детей, росту показателей антропометрических данных, показателей физического развития. Этому способствует физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в группе и в ДОУ.
В работе описан опыт организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста описан на примере второй младшей группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 46» г. Соликамска Пермского края. Эта деятельность направлена на освоение детьми младшего дошкольного возраста основных двигательных действий, профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья средствами физической культуры, развитие представлений детей об основах здорового образа жизни.
По результатам исследования составлены рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста как средства физического развития.

Заключение



В проведенном исследовании теоретически обоснованы и практически выявлены возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Физическое развитие – это процесс роста, биологического созревания организма, что определяется наследственными механизмами, реализуется по определённому плану при оптимальных условиях жизни и деятельности человека. Уровень физического развития обуславливает показатели физической подготовки, мышечной, умственной работоспособности человека. Это касается и детей младшего дошкольного возраста.
Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется развитием и совершенствованием анатомо-физиологических особенностей, их психическим развитием, равномерным, но интенсивным физическим развитием и другими характеристиками. Нельзя не учесть и тот факт, что именно дети младшего дошкольного возраста оказываются подверженными самым разным заболеваниям, как врожденным, так и хроническим, и больше всего вирусным и простудным. В таких обстоятельствах обеспечение решения задач физического развития детей младшего дошкольного возраста возможно в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная деятельность – комплекс мероприятий, которые планомерно и целенаправленно проводятся в условиях образовательного учреждения и ориентированы на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма детей и подростков. Целью этой деятельности является освоение детьми дошкольного возраста основных двигательных действий, подготовка детей к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний, сохранение здоровья детей, укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ включает в себя самые разнообразные мероприятия, среди которых физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия, физкультурные праздники и досуги.
В работе описан опыт организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей младшего дошкольного возраста описан на примере второй младшей группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 46» г. Соликамска Пермского края. Эта деятельность направлена на освоение детьми младшего дошкольного возраста основных двигательных действий, профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья средствами физической культуры, развитие представлений детей об основах здорового образа жизни.
Мы пришли к выводу, что физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста эффективна при условиях, что учитываются возрастные особенности детей, используются разнообразные формы организации этого вида деятельности, а также созданы условия для организации физкультурной деятельности детей. Все эти условия соблюдаются во второй младшей группе в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 46» г. Соликамска Пермского края.

Список литературы



Алябьева, Н.В. Здоровьесбережение в дошкольном образовательном учреждении и семье [Текст] / Н. В. Алябьева // Ребенок как субъект образовательного процесса : материалы межвуз. науч.-практ. конф., 26-28 марта 2009 г. – Мурманск : МГПУ, 2009. – С. 65-69 .
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В.Г. Алямовская. – М.: Linka- press, 2008.
Боброва, Е. Взаимодействие семьи и детского сада по формированию здорового образа жизни дошкольников [Электронный ресурс] / Е. Боброва // ПЕДСОВЕТ.ORG - 13-й Всероссийский интернет-педсовет // Режим доступа: http://pedsovet.org.
Волошина Н.Б. , Мусанова М.М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении. – М.: Издательство "Академия Естествознания", 2012.
Дреер С. С., Потыкан А. Н. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1, 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012.
Ермулина, Е.А., Тараторкина, Т.В. Построение единого здоровьесберегающего пространства развития ребенка в ДОУ и семье [Текст] / Е.А. Ермулина, Т.В. Тараторкина // Управление ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 12.
Желнова, А.В. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников [Электронный ресурс] / А.В. Желнова // Режим доступа: http://nsportal.ru.
Зимонина, В.Н. Расту здоровым [Текст] / В.Н. Зимонина. – М.: Дрофа, 2007. – 98 с.
Крылова, Н.И. Здоровьесберегающеее пространство в ДОУ [Текст] / Н.И. Колычева. – М.: Издательство «Учитель», 2009.
Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 240 с.
Малая медицинская энциклопедия [Текст] / Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицинская энциклопедия, 2010. – 720 с.
Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 2007.
Микляева Н. В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. – М. УЦ «Перспектива», 2011.
Миленко, В.М. Учимся работать с родителями [Текст] / В.М. Миленко, Н.М. Бутырина, Г.Д. Лысенко // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 5. – C. 2-11.
Молчанов, С.Г. Здоровьесбережение в образовательном процессе [Текст] / С.Г. Молчанов // Специальное образование. – 2008. – № 10. – С. 45-47.
Муругина, Н.И. Организация здоровьесберегающего пространства в условиях детского дома [Текст] / Н.И. Муругина // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Здоровьесбережение участников образования. – Челябинск, 2010. – Вып.2(10). – С. 76-81.
Овчинникова // Логопед в детском саду. – 2007. – № 10(25). – C. 23-25.
От рождения до школы [Текст] :осн. общеобразоват. программа дошк. образования / [под ред.: Н. Е. Вераксы и др.]. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 303 с.
Павлова, М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М.А. Павлова. – М.: Издательство «Учитель», 2010.
Палий, С.Г. Организационно-педагогические условия валеологизации педагогического процесса в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]: Дис. канд. пед. Наук / С.Г. Палий – Калининград, 1999. – С. 82. Режим доступа: kronnmc.ru..
Психология здоровья: новое научное направление [Текст] // Психология здоровья / Под редакцией Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2010. –С. 28-30.
Рагимова, О.А. Теоретические основы определения понятия здоровья [Электронный ресурс] Рагимова, О.А. // Известия Саратовского университета. – 2009 // Режим доступа: http://www.sgu.ru/files/nodes/43989/2009-2-9.pdf.
Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / Н.Ю. Савельева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Теория и методика физической культуры / [Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшин. – М. : Сов.спорт, 2010. – 464 с.
Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований [Текст]// Под ред. Микляевой. – М.: Издательство Перспектива, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Чекунова, Е.А., Колодяжная Т.П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада [Текст] / Е.А. Чекунова, Т.П. Колодяжная. – М.: Перспектива, 2009. – 266 с.
Шарманова С.Б., Бродягина О.Г. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни // Управление ДОУ. – 2006. – № 4. – С. 22.








13PAGE 15


13PAGE 14215