Статья Творческая проектная деятельность обучающихся студии моды «Стиль» с использованием информационных коммуникационных технологий
Творческая проектная деятельность обучающихся студии моды «Стиль»
с использованием информационных коммуникационных технологий
Автор: Иванова Людмила Ивановна,
педагог дополнительного образования.
МБОУ ДОД г. Абакана «Центр детского творчества».
Республика Хакасия, г. Абакан
Мир меняется так быстро и каждому из нас необходимо активно адаптироваться к изменяющимся условиям: совершенствовать и обновлять содержание образовательных программ, использовать новые педагогические технологии, создавать интерактивную образовательную среду с целью воспитания и развития инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации учащихся. Практика показывает, что требования к уровню образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием – оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, где педагоги работают в режиме поиска и инноваций, им открыта дорога для творчества, они сами разрабатывают сценарии, занятия, они сами конструируют авторские образовательные программы. Ценность этих авторских программ в том, что они не транслируются по типу единого государственного стандарта, а детям предлагается выбор образовательного маршрута в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Здесь программа идёт «за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу. Если в дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей, она просто становится невостребованной.
Авторская образовательная программа «От стандарта к индивидуальности»
(5-и годичный курс конструирования, моделирования и технологии изготовления одежды) является основным средством для создания индивидуальной траектории развития творческой активности учащихся студии моды «Стиль» МБОУ ДОД г. Абакана «Центр детского творчества». Разработанная программа позволяет каждому воспитаннику получать не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, помогающие ему адаптироваться к многообразию окружающей жизни. Программа помогает найти индивидуальную жизненную позицию в огромном мире моды, помогает осуществить свою собственную «самостилизацию», создать свой имидж, свой образ, который соответствует и гармонирует с внутренним миром, характером и темпераметром обучающегося. Создавая программу, авторы стремились, прежде всего, создать условия для развития творческого потенциала детей, активизации познавательной деятельности, творческой активности в области дизайна одежды и профессионального интереса к предмету. Для разностороннего, свободного и творческого развития учащихся программа «От стандарта к индивидуальности» предусматривает использование на занятиях по моделированию современных педагогических технологий, разнообразных методов интерактивного обучения, в том числе, и информационно-компьютерных технологий, которые способствуют превращению повседневного учебного процесса в результативную и созидательную творческую работу.
В МБОУ ДОД г. Абакана «Центр детского творчества» реализован проект «Творчество + компьютер», в рамках которого авторами программы разработано учебное электронное пособие «Традиции, тенденции, история национального хакасского костюма». Пособие успешно используется в разделе «Народный костюм и современная одежда» авторской программы "От стандарта к индивидуальности".
С целью изучения, сохранения, освоения и использования народного художественного наследия в современной жизни, учебное электронное пособие адресовано педагогам дополнительного образования детей, связанным с профилем проектирования и дизайна одежды, а также учителям курса "Технология" и обучающимся общеобразовательных школ. Материал, изложенный в 20-и разделах электронного пособия, адаптированный для детей, знакомит с традициями хакасского народа, с основами хакасской костюмной композиции, отличающейся удобством и повышенной декоративностью. Многочисленные фотографии и иллюстрации делают теоретический материал наглядным, ярким и доступным.
Хакасский национальный костюм - неиссякаемый источник творчества, который вдохновляет юных модельеров на создание принципиально новых оригинальных форм одежды. Заимствуя основные черты национального хакасского костюма, обучающиеся используют в дизайне одежды сочетание национальной самобытности с модными направлениями в современном костюме, учатся создавать коллекции современной одежды в этническом стиле.
Для активизации познавательной деятельности учащихся разработан цикл занятий с использованием электронного пособия по темам:
«Национальный хакасский костюм»;
«Конструирование хакасского национального платья»;
«Особенности технологической обработки хакасского традиционного платья»;
«Хакасская вышивка»;
«Создание хакасского орнамента в программе «Paint»». (Практическая творческая работа);
«Хакасское нагрудное украшение пого»;
«Стилизация хакасского национального костюма»
«Презентация творческих дизайн - проектов в эскизах моделей современной одежды в этническом хакасском стиле».
Проектирование в эскизах коллекции современной одежды в этническом хакасском стиле – это индивидуальная работа с электронным пособием, которая для заинтересовавшихся учащихся переходит в творческую домашнюю работу. Воспитанники самостоятельно исследуют, анализируют, изучают характерные признаки, особенности хакасского национального костюма в соответствии с выбранной темой дизайн - проекта, а затем преобразуют и трансформируют материал в более обобщенные образы, создавая современные, эксклюзивные модели в фольклорном стиле. Электронное пособие здесь является путеводителем в творческом поиске новых форм и силуэтов.
Создавая костюмные эскизы различного назначения, учащиеся так же могут активно использовать компьютер. На первоначальной стадии проектирования – на стадии создания фор – эскиза, когда важно быстрое и эмоциональное фиксирование замысла дизайнера, использовать компьютерные программы не очень целесообразно. В этот момент гораздо чувственней учащийся выполнит рисунок рукой. Когда же в результате создания серии фор – эскизов идея художника определена, наступает этап поиска цветового решения, выбора вариантов фурнитуры и материалов с различными рисунками и фактурами, уточнения конструктивных особенностей модели, здесь можно активно использовать специальные программы на компьютере.
Алгоритм создания костюмного эскиза с компьютерной доработкой можно представить в следующей последовательности:
1. Выполнение черно-белого линеарного рисунка, (при этом необходимо, чтобы линии были выразительными и непрерывными для дальнейшего «раскрашивания» эскиза).
2. Сканирование рисунка в компьютере.
3. В программе Adobe Photoshop:
уточнение рисунка по формату;
варьирование пропорции изделия (укорачивают или удлиняют длину рукавов, юбок, брюк, стилизуют фигуру, растягивая и сжимая её);
выбор колорита и цветового решения модели, создание эффекта фактурности;
на следующем этапе в эскиз добавляют тени, создается эффект небрежности, штриховки или надписей от руки.
Такая последовательность эскизирования позволяет сохранить авторский «почерк», но при этом, эскиз отличается качественным выполнением.
Компьютерные технологии - это средство достижения самых разнообразных творческих задач.
На занятиях моделирования одежды активно используется электронная продукция фирмы «ВИЛАР», которая занимается разработкой программного обеспечения для легкой промышленности, разработкой принципиально новых уникальных автоматизированных методик проектирования и конструирования одежды, обеспечивающих беспримерочный пошив изделий. Центральное место в деятельности фирмы «Вилар» занимает система проектирования одежды под названием "ЛЕКО", которая позволяет создавать «электронную одежду». СПО «ЛЕКО» выпускает диски СД с выкройками одежды разного ассортимента. В каждом диске представлен журнал моделей данного ассортимента. К каждой модели прилагается подробное описание по технологической обработке изделия, поэтапный раскрой и рекомендации по выбору ткани и фурнитуры и готовые детали кроя. За короткий промежуток времени программа позволяет учащимся создать выкройку любой модели из электронного журнала на свой размер. Для этого необходимо ввести 4 параметра фигуры: рост, обхват груди, обхват талии, обхват бедер. Принтер распечатает на отдельных листах формата А-4 фрагменты выкроек. Каждый фрагмент пронумерован и подписан, поэтому их легко объединить в готовую выкройку. Кроме этого, на этом же диске можно посетить копию сайта, где можно:
- получить информацию о новинках электронной продукции;
- просмотреть фотоархив международных выставок «Хобби – планета увлечений»;
- посетить дома моделей и центр-дизайны ведущих модельеров России;
- узнать о конкурсах, выставках, ярмарках, проводимых фирмой «Вилар софт» и журналами «Ателье», «Швейная промышленность».
Развитию творческих способностей и эстетической воспитанности способствует раздел программы «Имиджелогия», где эффективно используется проблемный метод обучения. В результате исследовательской работы над своей внешностью для учащихся создается ситуация незавершенности рассматриваемых проблем. Для выдвижения оригинальных альтернативных решений в процессе создания своего собственного имиджа в раздел включена электронная программа «Виртуальный стилист», в которой учащиеся легко и просто подбирают для себя новые прически, аксессуары, головные уборы, макияж. В рамках программы «Виртуальный стилист» учащимся предлагается создать новый образ для того, чтобы было над, чем подумать, найти ответы и дизайнерские хитрости, скрывающие недостатки и подчеркивающие достоинства внешности. Таким образом, создаются условия, стимулирующие развитие творческого мышления и креативности учащихся.
Именно в дополнительном образовании детей можно использовать игровые технологии более широко. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученных в игре, может быть перенесена в реальную жизнь. В программе «От стандарта к индивидуальности» разработаны сценарии игр разных модификаций и применяются в разных разделах программы. Учащимся первого года обучения предлагается электронная продукция в виде развивающих игр: «Стильные штучки», «Фабрика стиля», «Показ мод», где воспитанники включаются в творческую профессиональную деятельность специалистов, занятых в дизайне одежды. Играя, учащиеся:
- создают стильные и модные коллекции одежды разного направления, подбирают ткань, аппликации, аксессуары, прически, цветовую гамму;
- проектируют внешний облик сцены-подиума: подбирают соответствующие коллекциям декорации и освещение подиума;
- работают с топ-моделями по дефиле: выбирают композицию движений для каждой модели;
- подбирают музыкальное сопровождение показа мод;
Для выявления степени сформированности знаний, умений и навыков в студии моды «Стиль» проводится педагогическая диагностика по трем ступеням: входящий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль. Итоговый контроль проводится в форме защиты авторских проектов и создания презентаций или слайд-шоу в программе “Power Point”, которые делают процесс защиты более качественным и наглядным. Для диагностики знаний в программе разработаны сценарии тематических диагностических игр, мини - конкурсы и мини – соревнования, а так же ребусы, карточки, викторины, тесты, в том числе и компьютерное тестирование.
Использование таких методов диагностики знаний не только активизирует познавательную деятельность, но и являются здоровьесберегающим, так как избавляет детей от психологических перегрузок, волнения, стрессов и чувства тревоги.
Проектирование и организация обучения с использованием ИКТ на занятиях студии моды «Стиль» обеспечивает:
продуктивную реализацию авторских проектных задач;
качественное выполнение творческих эскизов и визуальных эффектов моделей;
эффективное и быстрое выполнение чертежей конструкций моделей;
значительное сокращение работы по проектированию коллекций моделей одежды.
Возможности информационно-компьютерных технологий способствуют:
формированию социальных компетенций в области дизайна одежды.
включению учащихся в социально-активную творческую и профессиональную деятельность;
формированию интереса и положительной мотивации к профилю дизайнера одежды;
развитию творческих способностей личности в самом широком образовательном смысле.
Результат работы по реализации авторской образовательной программы «От стандарта к индивидуальности» с использованием информационных коммуникационных технологий – это творческие достижения детского коллектива студии моды «Стиль», активное участие и победы в конкурсах театров мод разного уровня с авторскими коллекциями моделей одежды.
Список использованной литературы
Бабанский Ю.К., Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: «Просвещение», 2005
Бердник Т. О., Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001
Кайгородцева М.В., Методическая работа в системе дополнительного образования.– Волгоград: «Учитель», 2009
15