Развитие детской одаренности через индивидуализацию обучения в студии моды «Стиль»
Развитие детской одаренности через индивидуализацию обучения
в студии моды «Стиль»
г.Абакан
Методист МБОУ ДОД
«Центр детского творчества»
Картина Наталья Ивановна
Педагог дополнительного
образования детей
Иванова Людмила Ивановна
В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок это реальное «завтра», возможность видеть которое получают родители и общество. Именно дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере. Поэтому наше государство уделяет должное внимание этой проблеме и как одно из доказательств – это развитие долгосрочной федеральной целевой программы «Одаренные дети», которая реализуется в рамках президентской программы «Дети России». Каким будет грядущее «завтра» зависит от нашей поддержки одаренных детей. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность – это одна из задач, которая стоит перед педагогами и психологами.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Наиболее эффективно эти вопросы решаются через взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения по сопровождению развития одаренного ребенка.
Педагоги отдела декоративно-прикладного и технического творчества МБОУ ДОД “Центр детского творчества» города Абакана проводят индивидуальную и дифференцированную работу, оказывают консультативную помощь в выполнении индивидуальных творческих работ, проводят систематическую работу по подготовке одаренных детей к участию в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня. Ежегодно обучающиеся отдела ДПИ занимают призовые места в городских, республиканских и всероссийских конкурсах
В наши творческие объединения приходят разные дети. Одни обладают яркой выраженной одаренностью, их отличает высокий уровень познавательной потребности, стремление к творческой деятельности. Они чувствуют себя комфортно в детском коллективе, легко общаются со сверстниками. Гармонично развитые, они хорошо успевают по всем школьным предметам и показывают высокие результаты обучения в дополнительном образовании часто опережая сверстников. Наряду с такими успешными детьми мы работаем и с детьми со сложным психологическим внутренним миром, с детьми «отверженными», и обладающими скрытой одаренностью. Такие дети увлечены только объектом своего творчества, любую другую деятельность они отвергают, трудно вступают в контакт с педагогом и детским коллективом. Взаимодействие с ними требует непременного участия психолога, бережного отношения, формирование у них уверенности в себе и коммуникабельности.
Важнейшим принципом обучения одаренных детей и с гармоничным типом развития и с дисгармоничным, является индивидуализация процесса обучения. Этот принцип в отделе ДПИ реализуется через внедрение индивидуальных маршрутов освоения образовательных программ.
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Цель разработки индивидуального образовательного маршрута: формирование благоприятных условий обучения и создание психологической комфортности для успешного развития признаков одаренности ребенка.
Педагог студии моды «Стиль» Людмила Ивановна Иванова эффективно реализует разработанные для одаренных обучающихся индивидуальные программы по конструированию, моделированию и изготовлению одежды.
Для выявления индивидуальных особенностей одаренных воспитанников педагог работает совместно с психологом. По методике Хаана и Каффа определяется склонность ребенка к тому или иному виду деятельности. Наличие признаков творческой одаренности позволяет построить обучение таким образом, чтобы одаренный ребенок мог проявить особую успешность в конструировании, моделировании, изготовлении одежды. Такие дети, как правило, очень быстро справляются с базовой программой, и потому им предоставляется возможность самостоятельно спланировать свою дальнейшую творческую деятельность. Осуществляется это в форме индивидуального плана – ЗСС (задание самому себе). Совместно с родителями, педагогом обучающиеся выстраивают цели, определяют область исследования.
Разнообразие выбранных детьми учебных тем и целей подтверждает необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута. Формы для реализации ИОМ разнообразны. Это может быть проектная деятельность, конечным результатом которой будет конкретный продукт, изготовленный ребенком и имеющий практическое применение:
«Вторая жизнь норковой шубы» - изготовление из старой маминой норковой шубы стильного жилета;
«Комплект из искусственного меха – куртка, шапка, сумка из искусственного меха;
«Кружева на службе моды» - проектирование и изготовление пальто с отделкой кружевом;
«Стилизация хакасской национальной одежды»
В процессе самостоятельной учебной деятельности у ребенка формируются новые знания и навыки, например, обработка искусственного и натурального меха, способы обработки тонких тканей, умения вязать крючком, вышивать лентами, выполнять пришивную аппликацию и др.
Итогом работы над проектами и воплощением идеи в реальность становятся готовые модели, коллекции одежды, которые демонстрируются на конкурсах различного уровня. Обучающие студии моды «Стиль» занимают призовые места на Межрегиональном фестивале интернациональной дружбы «Ынархас чоллары» (Дороги дружбы)(2013г.), региональном конкурсе учащейся молодежи «Юные таланты в дизайне» (2013-2010г.), Республиканском конкурсе юных модельеров «Кутюрье 21 века»(2013-2010).
В студии моды «Стиль» широко используются эвристический и проблемный методы обучения. Одаренные дети, обучающие по ИОМ самостоятельно проводят эксперименты: «Подбор цветовой гаммы костюма в соответствии с типоцветом внешности», «Подбор модели одежды в соответствии с типом фигуры», «Дефекты в эффекты»; лабораторные работы: «Если у вас», «Узнай по описанию»; разрабатывают задания, электронные Портфолио достижений для обучающихся.
Стимулом для развития познавательной активности детей является постановка проблемы взятой из жизни, например: «как желание выглядеть всегда достойно, стильно и модно совместить с возможностями», как выглядеть красиво и эффектно, если фигура не совсем идеальна?
Таким образом, перед учащимися возникает проблемная ситуация. Для того, чтобы найти пути решения проблемы, старшеклассницы учатся разбираться в нюансах своей фигуры. Проблемные задачи побуждают юных модельеров к самостоятельной исследовательской деятельности своего образа: с помощью тестов «Внешность и самосознание», «Личный манекен», «Тестовые платки» девушки определяют свой цветотип внешности, отклонение параметров своей фигуры от типовой, находят технологические приемы корректив костюма в соответствие с особенностями своей фигуры.
Оценка и самооценка успехов воспитанников осуществляется на каждом этапе обучения по схеме самоанализа, по итогам открытого занятия, зачетной работы, Портфолио. В течение учебного года диагностика одаренных детей осуществляется через выполнение творческой работы, диагностические игры, исследовательские проекты, участие в конкурсных мероприятиях.
Формы оценивания конечного результата обучения ребенка по ИОМ разнообразны: лучшие коллекции и модели одежды демонстрируются на конкурсах. Но возможность участия в конкурсах предоставляется далеко не всем обучающимся, а в швейной мастерской создается много авторских эксклюзивных моделей. В конце учебного года внутри студии моды «Стиль» устраивается праздник-конкурс «Юный модельер», где каждая ученица имеет возможность презентовать свое изделие и получить заслуженную оценку. Воспитанникам вручаются поощрительные символы-звезды за личную творческую тетрадь, за художественно-творческую активность, за эстетическую воспитанность, за фантазию, ответственность.
Без активного участия родителей в творческой деятельности ребенок не может достичь поставленной цели. На первых организационных родительских собраниях родители знакомятся с программой, с традиционными мероприятиями курса, конкурсами и фестивалями, в которых ребенок может принять участие. Роль родителей в поддержке и развитии одаренных детей велика. Они участвуют в разработке ИОМ; в определении конкретных целей (изготовление костюма для выступления на конкурсе, пошив выпускного платья и т.д.); оказывают материальную поддержку, приобретая необходимое оборудование и материалы для работы (швейное оборудование, оборудование для влажно-тепловой обработки, компьютер, принтер, сканер, инструменты, ткани, фурнитуру); участвуют в образовательных и досуговых мероприятиях; создают благоприятный семейный микроклимат.
Создание условий педагогом и родителями, необходимых для развития детской одаренности позволяет одаренным детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы.
Одаренные дети – особая категория детей, которые обладают высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядной креативностью и в тоже время имеют специфические проблемы в развитии, трудности в социальной адаптации в целом и в адаптации к условиям школы в частности. Решение данной проблемы возможно в дополнительном образовании. Здесь предоставляется каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса, применение инновационных форм, методов и технологий, участие детей в творческих конкурсах, выставках, фестивалях интеллектуальных играх и прочее способствует успешному развитию детской одаренности средствами дополнительного образования.
15