Пути развития творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основные идеи работы с одаренными детьми в школе:
1.Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.
2. Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.
3. Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее развития и реализации.
4.Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.
Одной из важнейших задач системы образования России начала третьего тысячелетия стало выявление путей повышения эффективности воспитания
подрастающего поколения. Уроки эстетического цикла были и остаются важной составляющей педагогического процесса. Издавна музыка признавалась действенным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира, так как музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, интеллектуальное развитие, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Говоря о процессе выявления одарённых детей, я не имею в виду одномоментный отбор, это длительный, постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Ученики, как известно, не представляют собой однородной массы, а обладают индивидуальными способностями, и учителю крайне важно их учитывать. Очень часто мы ориентируемся в своей работе на учащихся, которых большинство. А вот одаренные дети остаются зачастую в стороне. Такой подход грозит снижению мотивации одаренных учащихся, поэтому мы, с одной стороны, должны учитывать индивидуальные особенности всех детей, но, в то же время, уделять достаточно внимания талантливым детям. Возникает вопрос: «Как можно этого достичь в рамках только учебного времени?». И тут на помощь приходит внеурочная деятельность учителя, где можно в полной мере
создать условия для развития и реализации способностей учащихся, которых мы именуем «одарёнными».
Основные парадигмы развития одаренности:1. Все дети одарены от природы.2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных детей
(с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
• Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.• Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.• Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.Занятия вокалом приобщают детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной деятельностью, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.
Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Занятие вокалом предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы:
Занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы.
На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
2. Индивидуальные занятия.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
постановка дыхания;
работа над расширением певческого диапазона;
развитие музыкального слуха и ритма.
Цель занятий вокалом привить любовь к вокальному искусству. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам сценической культуры, работе в коллективе, развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Большое значение в занятиях вокалом приобретает духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
На занятиях решаются следующие учебные задачи:
1. слушание различных интерпретаций исполнения,
2. пластическое интонирование,
3. добавление элементов импровизации,
4. движения под музыку,
5. элементы театрализации.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «Вокал» способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
В нашей студии преподавание курса «Вокал» рассчитано на учащихся 1-11 классов, увлекающихся музыкой.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими группами, дуэтами, трио. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и в группе.
Цель занятий вокалом привить любовь к вокальному искусству.
Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двух и трёхголосному исполнению песен.
Обучить основам сценической культуры, работе в коллективе, развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.
Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Привить основы художественного вкуса.
Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Пути развития творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС.
Обысова Т.Г.
Учитель музыки
МБОУ "СОШ № 15"
г. Новомосковск
апрель 2016 г.