Статья Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.
“Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”. (Б. В.Асафьев)
Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
На моих уроках музыки учащиеся не только рассматривают картины, пытаясь понять позицию художника, но и высказывают свои мысли, придумывают свои названия этим произведениям живописи.
На уроках учащиеся делают зарисовки к музыкальным произведениям. Такой вид деятельности я использую как на уроке, так и в форме домашнего задания. Главный акцент делаю на то, что ребята должны не просто проиллюстрировать прочитанное, но и передать с помощью иллюстрации определенное настроение. Тем самым происходит большое творческое и духовное настроение учащихся, они пытаются самостоятельно разобраться в произведении, включая всю свою фантазию и мышление. Ребята учатся выражать свое отношение к художественному произведению, мотивировать суждение, а затем сопоставлять точку зрения автора и свою.
На уроках музыки использую программу В.В. Алеева.
Рассказывая о жизни и творчестве композитора, я раскрываю главное в его личности: отношение к Родине, людям, общественной жизни, природе.
Эмоциональным вступительным словом перед прослушиванием произведения я стараюсь создавать благоприятные условия восприятия, обращаю внимание на особенности произведения, историю его создания, идейный замысел композитора, говорим о средствах выразительности – темпе, динамике, метроритме, полифонии, мелодии.
С первых лет обучения в школе стараюсь приучать детей давать словесные характеристики воспринимаемой музыки.
После беседы о содержании произведения, его жанре (песня, марши или танец) внимание ребят обращается на основные средства выразительности, создающие музыкальный образ. Очень активизирует восприятие музыки сравнение.
Знакомлю ребят с творчеством великих композиторов: В.А. Моцартом, И.С. Бахом, М. Равелем, Г. Струве.
Провожу на уроках музыкальные викторины «Угадай музыкальное произведение», тестирование по различным темам 1-8 классы.
Разнообразие в уроки музыки, в активную музыкальную деятельность учащихся, особенно начальных классов, вносят движения под музыку, музыкально-ритмитческие игры, помогающие детям почувствовать характер произведения. Ритмические танцевальные движения развивают слух, музыкальную восприимчивость, пластичность, культуру поведения, например, сказка «Теремок», песня «Посею лебеду на берегу» и т.д.
Восприятие и исполнение музыки обязательно должны быть окрашены яркой радостью эстетических переживаний. Не получая эстетических впечатлений, ребята быстро устают и начинают отвлекаться.
В зависимости от конкретных задач я использую разные формы проверки певческих знаний, умений и навыков учащихся, сольное исполнение учащимися разучиваемой песни или вокального упражнения, вычленение микрофоном пения исполнения песни классным хором.
Оценивая исполнение учеником песни, я учитываю:
знание мелодии и слов песни;
чистоту интонирования и ритмическую точность исполнения;
качество звучания песни: выразительность исполнения, соответствие характера звуковедения, дыхания – образному содержанию песни; естественностью звучания, отчетливость дикции.
Особое внимание хочу обратить на ведение учащимися тетрадей-альбомов по музыке. Здесь проявляется один из видов творческой деятельности учащихся, способствующий развитию воображения ребенка, его образно эмоционального мира, активности и восприятии произведений искусства. Эта работа требует активной мыслительной деятельности. Ребенок лишь тогда становиться творцом, когда учится видеть необычное в обычном, именно поэтому прежде чем научить ребенка петь и рисовать, необходимо научить его видеть и слышать, сравнивать и различать объекты по тождеству и контрасту.
Ведь все виды искусства являются второй реальностью, второй природой человека. Природа говорит с нами образами через совокупность красок, линий, цвета, запаха, звука, характера движений и т.д. Искусство говорить с нами теми же средствами, оно не отражает действительности, а выражает наше отношение к ней.
По своему предмету провожу большую внеклассную работу.
Я считаю, что хоровое пение – это действенное средство эстетического воспитания, благодаря которому успешно развиваются все музыкальные способности ребят, их творческая активность. Именно здесь дети знакомятся с правилами охраны голоса и пение в хоре, с основными дирижерскими жестами обучаются пению.
На протяжении 8-ми лет в школе проводятся различные мероприятия, основной целью которых является воспитание патриотизма, любви к родному краю.
4 февраля интересно прошел конкурс инсценированной патриотической песни «Поклон тебе солдат России». Участвовало в игре 180 человек.
С 1-10классы. В номинации « Гран-при»,1 «б» кл,7 «а» кл,10 «б» кл. Первые места разделили классы: 2 «б», 6 «в»,8 «а». Вторые места: 3 «в», 5 «а», 9«а». Третьи места: 4 «в», 7 «б», 9 «б».
11 февраля Учащиеся 5-7 классов подготовили Смотр строя и песни, участвуя в игре «Зарница». Участвовало в игре 180 человек. Победили учащиеся 6 «в» класса.
18 февраля состоялась « Большая игра» среди старшеклассников. Участвовало более 60 человек.
25февраля прошел районный фестиваль инсценированной патриотической песни «Детство – яркая страна». И как результаты большой кропотливой работы на уроках музыки по исполнительскому мастерству, мы вышли в финал. Приняли участия в «Открытии Районной спартакиады», «Учителя года».
Итак, важнейшая задача учителя музыки – воспитать у школьников эстетический вкус, умение отличить подлинное искусство от легковесных подделок. Давая детям музыкальное образование, я формирую в них личность.
Учить детей красоте средствами искусства – эта высшая священная задача воспитания. Все формы музыкальных занятий в школе способствуют творческому развитию учащихся, вырабатывают в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
“Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)