Статья по теме Что такое «гуманизация образования» в преподавании предмета «Химия»?

Логунова Ольга Алексанровна, учитель химии МАОУ лицея № 18 г. Калининграда.

Что такое «гуманизация образования» в преподавании
предмета «Химия»?
В Толковом словаре С.И. Ожегова: ГУМАНИЗМ – гуманность, человечность в
общественной жизни, в отношении к людям. С таким понятием трудно не согласиться,
если это касается профессий, которые врачуют тело и душу. Первые – врачи, а вторая
профессия самая нужная на свете – Учитель. Он учится всю жизнь сам и помогает учить
себя другим людям в самом прекрасном возрасте от 7 до 17 лет.
Свою педагогическую деятельность я начала в 1986 году после окончания
Калининградского Государственного Университета в средней школе № 18, которую
закончила в 1978 году. Стаж педагогической работы 21,5 лет, общий стаж – 29,5 лет.
Мне пришлось работать с разными возрастными категориями детей (9-12 лет, 14-17 лет),
что заставило серьезно заниматься возрастной психологией.
Сейчас я работаю в двух 11-х, в пяти 9-х, одном 8-м, одном 7-м и одном 6 -м классах, одновременно являясь классным руководителем в естественно научном– 9-ом классе. Кроме того, на лицейской кафедре учителей ЕНО я вхожу в состав проблемно-творческой группы, отвечающей за качественную реализацию государственного стандарта и пропедевтики химических знаний, а также являюсь председателем профкома лицея, избрана в совет трудового коллектива, защищаю интересы работников перед Работодателем.
Основным в своей работе считаю возрастной, дифференцированный,
здоровьесберегающий, компетентно-индивидуальный подходы к развитию личности
каждого ребенка. Освоив традиционную методику преподавания химии как
естественнонаучной дисциплины, мне было интересно изучать опыт работы по предмету
«химия» учителей-новаторов: Гузика Н.П. «Лекционно-семинарская система
преподавания химии в 9-11 классах», Маховой Л.В. «Развитие мыслительной
деятельности учащихся в преподавании химии», Воскобойниковой Н.П. «Методика
Ривина: азбука КСО» и применяла многие крупицы этого опыта в своей работе с
учащимися по изучению основ химии. Два года занималась при Областном Доме
учителя в «Школе психолога». Применяю в своей профессиональной деятельности
методику педагогики сотрудничества профессора Иванова И.П.: «Каждое дело творчески,
а иначе зачем?» (8)
Много читаю литературы по проблеме формирования познавательного
интереса, мотивации учения, природоохранной деятельности, статей и книг по
возрастной психологии и физиологии, что помогает научить ученика самому
добывать знания, показать ему способы достижения ближней и дальней целей в обучении
химии.
В 1993 году я прошла обучение основам социальной экологии в
биосферном центре Пущино-на-Оке во время Российско-Британского семинара,
организованного Ассоциацией по химическому образованию при Всероссийском
химическом обществе имени Д.И.Менделеева. Имею Сертификат №50 от 1993 года.
Я, как молодой учитель химии, заинтересовалась идеей экологизации
химического образования, высказанной доктором педагогических наук Назаренко В.М.,
автором программно-методического комплекса «Химия и экология» для 7-11классов (5). Мною была разработана Концепция преподавания предмета химии (8-11 классы) и
предложена программа с экологической направленностью, начиная с 7 класса
(пропедевтический курс) по 11 класс (26).
По итогам региональной аттестации в 1993 году программа по химии и
экологии (автор: Лучинкина О.А.) была признана Министерством образования РФ как
авторская программа и предложена в качестве региональной программы в 1994
году ( 27).
Моя концепция по предмету показывает взаимосвязь физических,
химических и биологических факторов. Цель концепции: экологический подход к
формированию сознания, определение способа целесообразной деятельности, познание
себя и отношения к себе и окружающему миру как части себя. Если для сохранения
себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать
себя. Это развитие в первую очередь ученик получает в школе. В программе 8-11
классов предусмотрено большое количество практических работ, решение различных
расчетных задач на экологические темы (25-27).
Школа сегодня – школа развития личности. Жизнь не стоит на месте.
Целью экологического образования является: образование человека, гражданина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, не подрывая основ развития и жизни последующих поколений, заменяющего на практике борьбу за сосуществование партнерством, должно поддерживать развитие цивилизации. Значит, необходим переход на обучение самостоятельного образования и вообще безопасного существования человека в окружающем мире. Хочу привести пример фрагментов уроков химии с экологическим подходом для решения жизненных задач.
Например, в теме «Металлы» 9 класса рассматривается вопрос «Коррозия металлов». Чаще всего учитель в традиционном обучении либо сам рассказывает или пересказывает материал учебника, а также может дать задания учащимся подготовить сообщения по данному материалу, написать конспект и т.д. Наиболее простой подход к проектированию ситуационных задач – построение заданий на основе вопросов учебника или текста параграфа учебника. Сейчас к работе с текстами разноплановыми уделяется много внимания, усиливается мотивация необходимостью для данной группы учащихся или конкретно для ученика изучение жизненной ситуации для поддержания существования человечества на планете Земля. В процессе изучения курса учащимся может быть предложено несколько таких заданий, нацеленных на усвоение усложняющихся способов деятельности, на освоение значимого учебного материала
(с точки зрения процесса обучения) и носящего яркий практико-ориентированный характер.

Платье для металла.
Огромное число машин, появившихся на улицах нашего города, изумляет, а порой и раздражает, особенно когда мы видим грязный, во многих местах проржавевший, с трудом заводящийся и еле-еле передвигающийся автомобиль. Иногда автомобилисты называют такие машины « старое ржавое ведро». А что такое ржавчина? Можно ли уберечь автомобиль от ее воздействия? Можно ли вообще бороться с этим явлением и не только для сохранения автомобиля?
Оцинкованные ведра, оцинкованная жесть на крышах домов – вещи настолько привычные, настолько будничные, что мы, как правило, не задумываемся, а почему, собственно они оцинкованные ? Цинк – металл более активный, прежде, чем железо реагирует с агрессивными компонентами атмосферы. Получается, словно металлы соблюдают правило солдатской дружбы: сам погибай, а товарища выручай Конечно, металлы не солдаты, тем не менее, цинк выручает железо, погибая.
В начале двадцатого века из нью-йоркского порта вышла в открытый океан красавица яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво – сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта быстро пошла ко дну.
Задания для учащихся:
Прочитайте предложенные тексты, в учебнике найдите информацию о коррозии и способах защиты от нее. Как Вы считаете, является ли знание об этом явлении необходимым для современного человека? Свой ответ аргументируйте.
В каких случаях используют антикоррозийные покрытия? Исследуйте свою квартиру, дачу, загородный дом и установите, где использованы антикоррозийные покрытия. Если потребуется , расспросите своих родителей, родственников. Постройте классификацию антикоррозийных покрытий на основании области их применения.
Проведите экспертизу хотя бы одного предмета, имеющего антикоррозийное покрытие
( например, металлического ведра, дверной ручки и т. д.). По каким параметрам можно судить о степени износа антикоррозийного покрытия?
Найдите дополнительную ( интересную) информацию о коррозии и способах борьбы с ней. Какие источники Вам для этого потребуются? Разработайте проект
( компьютерную презентацию, выпуск электронного журнала «УХ» и т. д.) с использованием найденной информации.
Изложите в форме сказки для учащихся младших классов свое представление о коррозии и способах борьбы с ней. На основании каких критериев может быть сделан вывод о доступности вашей сказки для понимания учениками начальных классов?
Для того, чтобы вопрос или задание, помещенное в учебнике, превратилось в ситуационную задачу, необходимо, поместить его в жизненный контекст, продумать личностно-значимый вопрос, который поможет учащимся убедиться в необходимости данного задания, подобрать тексты, составить вопросы к данным текстам и дать название получившегося задания (24).
Очень важно, чтобы задания были разнообразными, позволяли ученикам не столько воспроизводить знания, сколько их использовать.
При этом я столкнулась с необходимостью интеграции естественно научных знаний и обще учебных умений для воспитания современного разумного человека в нашем меняющемся информационном мире. Для решения этой задачи нужно было объединить всех учителей, работающих в основной школе, вплоть до 9 класса, включая и учителей начального звена лицея.
Поэтому, заинтересовавшись экологизацией химического образования, я и группа моих коллег: Ондрина Г.А, Болтнева Л.Н., работающих в классах развивающего обучения (РО), решили экологизировать естественно научные дисциплины через смешанную модель экологического образования, предложенную «Концепцией общего среднего образования (25).
Основные цели, которые я ставлю перед собой в своей деятельности, вижу в следующем:
Формирование экологического сознания и экологической культуры выпускника школы.
Проявление познавательного интереса к Природе учащимися, к самому себе, к своему здоровью, а через это к изучению естественных наук, в том числе и к химии.
Развитие познавательного потенциала личности через преподавание интегрированных курсов по основам социальной экологии и внедрение в программу по химии межпредметных связей, дающих возможность мне раскрыть единство законов Природы.
Развитие теоретического мышления учащихся через мысленный эксперимент по формированию и применению ключевых понятий социальной экологии и химии при решении экологических проблем.
Нравственное воспитание детей на основе общечеловеческих ценностей, развитие у них чувства собственного достоинства, коллективизма, трудолюбия, желание творить добро и красоту.
Как известно, порядок есть противоположность хаосу. Познать на
практике все нюансы теории систем и системного подхода мне помог выдающийся ученый и прекрасный человек Юрий Анатольевич Конаржевский, который работал с педагогами нашего лицея в качестве научного руководителя на протяжении шести лет. Именно под его руководством я до конца осознала, что системность – это неотъемлемое свойство всей человеческой практики. Мир – это система систем, да и человек, пожалуй, является, самой сложной системой.

Список литературы.

Воронцов Н.Н., Ревина С.К. Состояние природной среды в СССР: Стратегия экологической безопасности // ЖВХО им. Д.И.Менделеева. 1991. Т 36 № 1 с. 8-17.
Нифантьев Э.В. Школьная химия и потребности общества // Химия в школе. 1996. № 3. С. 2-4.
Экологическое образование: концепции и технологии // Под ред. С.Н. Глазачева. Волгоград: Перемена. 1996.
КОНЦЕПЦИЯ регионального компонента стандарта содержания дошкольного, общего образования Калининградской области. Целевая программа Калининградской области «Развитие образования на 2007-2011 гг.»
В.М. Назаренко «Химия и экология. Программа и дидактика для 7-11 классов. Документы для обсуждения на Российско-Британском семинаре по проблемам химического образования. М., 1992.
Назаренко В. М. Программно-методический комплекс по курсу «Химия и экология» ( 8 – 11 классы), Ассоциация по химическому образованию, М., 1993.
Назаренко В. М. Методические рекомендации к курсу «Химия и экология» .8 класс, Пенза, 1993.
Проект стандарта экологического образования, Химия в школе, № 4 1993.
Экологический букварь под ред. Бердоносова С.С., Лисичкина Г. В, Экоиздат , М., 1993.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды ( словарь- справочник), Просвещение, 1993.
Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир ? ( в двух томах), Мир, М., 1993.
Демина Л. Учебно-методический комплекс «Земля», МИРОС, М., 1994.
Алексеев С. В, Комплект пособий по курсу «Основы экологии и охрана окружающей среды», УПМ, С-Пб, 1992.
Алексеев С, В, Изучаем экологию – экспериментально., УПМ, С-Пб, 1992.
Химия в современном обществе, ЮНЕСКО, М., 1992.
Химия: справочные материалы, Просвещение, М., 1994.
Ковда В. А, Биогеохимия почвенного покрова., Наука, М., 1985
Вернадский В. И. Труды по биохимии и геохимии почв., Наука, М., 1992.
Лавров С. В. Глобальные проблемы современности., УПМ, С.-Пб, 1991.
Фасилитационное обучение. Вестник образования.
Государственный стандарт образования 2004 года
И.П.Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел.Просвещение,1996.
Общее среднее образование России. Сборник нормативных документов. 1994-1995 годы, с. 112.
Как составить ситуативную задачу?
Концепция общего среднего образования (11)
Разработки уроков по экологии
Концепция экологического школьного образования.
15