Развитие познавательной деятельности учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии
Пекарь Ольга Сергеевна
Учитель географии 1 квалификационной категории
МБОУ Кочневская СОШ
Развитие познавательной деятельности учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. В связи с этим, считаю, что необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. На мой взгляд, очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Всё это в совокупности определило методическую проблему над которой я работаю в течении нескольких лет «Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ».
Работа над этой проблемой побудила к поиску новых форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы. Главной целью моей деятельности, как учителя, является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся в процессе приобретения знаний по географии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
В ходе работы стараюсь учитывать особенности личности учащихся, их уровень развития, потребности, интересы и увлечения. Развитию познавательного интереса во многом способствует использование современных технологий. В своей практике я использую информационные технологии на уроках при изучении нового и закреплении пройденного материала, требующего иллюстраций закономерностей развития природы и общества. Использую видеофрагменты – это фильмы, включенные в лекцию целиком или частично, которые наглядно показывают недоступные для наблюдения явления и процессы. Часто на уроках использую показ слайдов. Обучение с помощью информационных технологий повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности детей, формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Мною создан и собран богатый дидактический материал, таблицы, тесты (в электронном варианте), индивидуальные карточки, методические и учебные пособия, дополнительная литература: «Города миллионеры», «Москва- столица нашей Родины», «Общие сведения о материках и океанах» (составлены мной). Справочное пособие «В помощь учащимся для подготовки к итоговой контрольной работе за курс основной школы и выпускным экзаменам по географии», составленное мной в 2006 году, получило рецензию старшего преподавателя кафедры естественно-научного образования НИПКиПРО .
Для развития познавательной деятельности большую роль играет внеурочная деятельность по географии. Ежегодно ученики 6-11 классов участвуют в районных предметных олимпиадах по географии, краеведению, всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа», в районных, областных, всероссийских конкурсах: «Моя малая Родина», «Отечество» и т.д. . Учащиеся активно принимают участия в конкурсах исследовательских работ по краеведению, тесно сотрудничают со школьным музеем, пополняют базу данных, создавая презентации по родному краю, альбомы.
На уроках географии дети выполняют буклеты, листовки, презентации, принимают участия в оформлении стендов, пишут исследовательские работы. Организовываю выездные экскурсии с учащимися своей школы и учащимися школ округа. Такие экскурсии были совершены в 2010 году в город Санкт – Петербург, в 2011 году в город Омск.
Сложная и многосторонняя деятельность учителя требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Нельзя добиться серьезных успехов в воспитании детей, если самому не показывать пример. Поэтому активно принимаю участие в различных конкурсах различного уровня. Кроме того, зарегистрирована в образовательной сети «Дневник.ру», являюсь создателем сайта «Виртуальный музей»(http://s_koch.tat.edu54.ru/olga/p1aa1.html). На протяжении трёх лет являюсь руководителем творческого объединения дополнительного образования детей «Краеведение» на базе своей школы и являюсь руководителем школьного музея .
Таким образом считаю, что всё это позволяет не только организовать досуг школьников (что в условиях сельской школы необычайно важно), но и развить творческий потенциал.