Развитие творческих способностей учащихся начальной школы средствами информационно-коммуникативных технологий
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………. 3
. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников…………………………… 6
1.1. Психологические особенности развития творческих способностей учащихся начальной школы в использовании ИКТ………………………………………………………………. 6
1.2. Методические приемы развития творческих способностей младших школьников средствами ИКТ…………………………. 10
. Развитие творческих способностей учащихся начальной школы средствами информационно-коммуникационных технологий… 12
2.1. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках «Ступеньки к информатике»………………… 13
2.2. Развитие творческих способностей младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности………………………………………… 16
Заключение……………………………………………………………. 19
Литература……………………………………………………………. 21
Приложения…………………………………………………………... 23
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время приобретает большее значение развитие информационных и коммуникационных технологий. Происходит активное проникновение информационных технологий во все области образования. В связи с этим встает вопрос пропедевтики информационной культуры еще в начальных классах.
Формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов, решаемых в начальной школе. И чем раньше дети будут развивать свои способности, тем выше будет их творческий потенциал. Развитие творческих способностей осуществляется на каждом уроке, и средства информационно-коммуникационных технологий непосредственно способствуют формированию этих способностей.
Согласно с новым «Государственным стандартом начального общего образования» [5] предусмотрен начальный курс информатики, «Ступеньки к информатике» основными задачами, которого является развитие младших школьников через усвоение информационных понятий и формированию у них специальных умений и навыков, необходимых для изучения информатики в будущих классах; формирование у младших школьников первоначальных навыков работы за компьютером, понимание ими сущности применения компьютера и информационных технологий и общее развитие способностей ребенка.
Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями: во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности средствами информационно-коммуникационных технологий.
Цель работы – показать, что для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных даных, средствами информационно-коммуникационных технологий.
Для наиболее полного раскрытия данной темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному направлению.
2. Выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения.
3. Подобрать систему приёмов, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.
4. Провести анализ и обобщить собственный опыт развития творческих способностей учащихся младшей школы средствами ИКТ.
По структуре работа состоит из введения, глав и параграфов, заключения и литературы.
В первой главе дается характеристика психологических особенностей учащихся младшей школы в использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе; рассматриваются методические приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы средствами ИКТ.
Во второй главе рассмотрено развитие творческих способностей учащихся начальной школы средствами информационно-коммуникационных технологий и даны примеры программных комплексов для развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках «Ступеньки к информатике» и методы и приемы развитие творческих способностей младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности.
Обзор литературы. Развитие творческих способностей учащихся начальной школы средствами информационно-коммуникационных технологий рассмотрены в работах многих ученых и педагогов. В книге Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» [7] говорится о том, что чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше уровень его общего умственного развития, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей учеников.
Рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе, применение программных средств раскрыты в учебно-методическом пособии «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: Учебное пособие для самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации» [9]. Пособие содержит вопросы для самоконтроля, упражнения и практические работы и задания, представлен каталог веб-ресурсов для учителей.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологические особенности развития творческих способностей учащихся начальной школы в использовании ИКТ
Что мы понимаем под творчеством?
Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно–исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его сущность заключается в том. Что человек воспроизводит или повторяют уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
В психолого–педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика.
Использование ИКТ в учебном процессе начальных классов общеобразовательной школы имеет широкий спектр, для использования в качестве средства, позволяющего учителю влиять на организацию педагогического труда, используя в подготовке к проведению уроков. Использование ИКТ в обучении самими учащимися начальных классов позволяет во время овладения работы с компьютером упражняться в изучении ряда учебных предметов начальной школы с использованием компьютерных программ. Работа с компьютером учащихся начальных классов, несмотря на вышеупомянутые аспекты, может быть фактором влияния на его личностные качества.
Анализ факторов как положительных, так и отрицательных, сопровождающих использование ИКТ, свидетельствует о том, что предоставляются возможности учителям и родителям для развития общих способностей детей с использованием широкого спектра достижений мировой культуры.
Есть большое количество компьютерных энциклопедий, совершенных обучающих программ, иллюстрированных компьютерных книг, учебных игр, развивающих творческие способности ребенка. Но само по себе это богатство без участия старших, без труда взрослого человека, вовлеченного в процесс воспитания ребенка, не научит ребенка.
Привлечение учащихся начальных классов к процессу изучения элементов компьютерной грамотности является, по своей сути, весьма важным и актуальным. Многие психологи в своих работах утверждают, что основные логические структуры мышления, а также операционные навыки формируются в возрасте 5-11 лет. Именно в младшем школьном возрасте происходит первое знакомство учащихся с путями изучения свойств и явлений окружающего мира, в частности, в математике они (свойства и явления окружающего мира) находят отражение в геометрических фигурах, в числовых характеристиках величин, изучаемых и их отношениях.
Элементы информационных технологий является сейчас существенным компонентом обучения, формирует «новую» грамотность, поэтому важно, чтобы каждый ученик уже с начальных классов овладел информационными технологиями - эффективным средством совершенствования и расширения познавательной деятельности [12].
Неотъемлемыми условиями изучения дидактических особенностей применения компьютерно-ориентированных средств обучения являются:
учет личностных качеств ученика младшей школы;
изучение уровня руководящей компетентности учителя в условиях учебной среды в системе «ученик - учитель - средство обучения».
Изучение индивидуально-психологических особенностей младших школьников является постоянно актуальным компонентом, способствует качественной построении педагогической работы и организации проведения учебно-воспитательного процесса.
У младших школьников в условиях специально организованного обучения можно формировать творческое мышление, характеризующееся самостоятельностью, гибкостью, инициативностью, комбинаторно-игровыми проявлениями, а также удовлетворяет их высшие потребности - в познании, общении, самореализации [11].
Процесс развития познавательной сферы младшего школьника имеет гетерохромный характер , что проявляется в количественных и качественных изменениях психологических детерминант учебной успеваемости учащихся: на протяжении обучения ребенка в начальных классах возрастает эффективность процесса его логического мышления , операций обобщения и автоматизации умственных действий.
Младших школьников можно подводить к осмыслению учебных умений, поскольку у детей начинают развиваться процессы, приводящие к абстрактному мышлению.
Ряд подходов по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о влиятельности ИКТ на личностные особенности учеников разных возрастных категорий, преимущественно с положительными последствиями.
1.2. Методические приемы развития творческих способностей младших школьников средствами ИКТ
Компьютер, уверенно и надежно занял свое место в жизни современного человека, активно входит в школьные будни. При этом возрастной рубеж встречи с компьютером, его овладением стремительно снижается. С простыми игровыми компьютерными устройствами ребенок взаимодействует уже с 3 - 4 лет. К моменту поступления в школу (6-7 лет) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами и тогда возникают вопросы: как работает компьютер; из чего он состоит; что у него внутри; почему он выполняет команды. На эти и другие вопросы и призван ответить школьный курс «Ступеньки к информатике». Начинать обучение целесообразно с младшего школьного возраста, так как известно, что прочные и пожизненные знания и навыки человек получает в начальной школе.
Это связано с тем, что:
младший школьный возраст более благоприятный к обучению;
знания и навыки, полученные в начальной школе, становятся основой и средством всей последующей познавательной деятельности.
Однако методика начального обучения много лет была связана в основном с теорией эмпирического мышления, мало способствовало формированию у младших школьников полноценной учебной деятельности и основ теоретического мышления. Возникла необходимость в новых подходах к обучению в начальной школе. И именно таким новым подходом является система развивающего начального обучения. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение.
Идя от простого к сложному, решая интересные задания со сказочными сюжетами и героями, ученик решает логические задачи, направленные на овладение искусством составления алгоритмов; в игровой форме знакомится со сложными понятиями: компьютер, монитор, клавиатура; наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установку сходства и различия.
Затем идут сложные задания, рассчитанные не только на объяснение учителя, выполнение вместе с учителем, но и на самостоятельную работу. Задача учат детей мыслить, правильно и связно излагать свои мысли - творчески.
Таким образом, среди важных требований к организации развития творческих способностей младших школьников можно выделить следующие:
гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, способствующей их всестороннему развитию;
целеустремленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей;
использование всевозможных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью;
сочетание игровой формы с учебным содержанием задач, применяемых в обучении;
включения новых знаний в практическую деятельность учащихся, как необходимое условие их успешного усвоения.
Повышение эффективности возможно, с одной стороны, за счет использования технологий, ориентированных на развитие творческой личности, с другой - использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Информационные технологии - с одной стороны, это мощный инструмент для получения ребенком разнообразной информации, с другой - эффективное средство для повышения интереса к обучению, а также мотивации наглядности, научности и прочее.
Одной из сфер, где использование информационных технологий является наиболее удобным, - обучение основам информатики в начальной школе.
Компьютерно-ориентированная среда для детей младшего школьного возраста является не только мощным источником положительных эмоций, но и способствует развитию творческих способностей ребенка. Главное, оказать влияние компьютерной среды - положительным, чтобы оно способствовало гармоничному развитию, обеспечивало формирование социально адаптированной личности, в направлении ее творческой самореализации.
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют новые перспективы для развития образования и качественно и принципиально меняют дидактические подходы, а также сами методологические основы организации обучения. А для этого необходимо создание принципиально новой парадигмы приобретения знаний, которая бы способствовала более эффективному формированию интеллекта, творческих способностей детей, развития целостного мировоззрения.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов
на уроках «Ступеньки к информатике»
Современное информационное общество вынуждает адаптироваться к своим требованиям и современную школу. Поэтому был введен курс «Ступеньки к информатике» для 2-4 классов [17].
Основная цель учебы учеников 2—4 классов — это развитие их творческих способностей. В то же время необходимо в захватывающей, интересной форме рассказать детям о мире современных компьютеров, представления об информации, ее свойствах, информационных процессах и информационных системах, общих принципах развязывания задач с помощью компьютера с использованием программного обеспечения общего и учебного назначения, основы алгоритмизации и программирования, принципах строения компьютера. Поэтому форма проведения уроков этого курса отличается от традиционных уроков в начальной школе.
Согласно программе «Ступеньки к информатике» для 2-4 классов занятия проходят по 1 часу в неделю в течение всего учебного года. Программа ориентирована на программно-методические комплексы - это развивающие компьютерные игры для детей от 6 до 9 лет, которые хорошо вписываются в систему развивающего обучения в начальной школе. Освоение компьютера происходит в игровой форме. Таким образом, учащиеся знакомятся с компьютером, учатся общаться с ЭВМ в режиме диалога, знакомятся с понятиями меню, курсор, программными средствами, развивают логическое и алгоритмическое мышление.
Дети с большим удовольствием работают за компьютером. Удачно подобранные компьютерные программы: «Ступеньки к информатике», «Сокровищница знаний», Scratch, Paint, Tux Paint – обеспечивают развитие творческих способностей детей, их интересов, умений и навыков, нуждаются в определенном уровне познавательной активности.
Рис.1. Программа «Сокровищница знаний»
Для учеников начальных классов программа курса организована в виде таких направлений: информационного, компьютерного, алгоритмического, творческого. Все они органически переплетаются в содержании учебы и методике. Младшие школьники должны завладеть навыками работы за компьютером, ознакомиться с его возможностями, развить логическое мышление, получить компьютерную поддержку знаний и навыков, приобретенных на других уроках, путем работы с учебными и контролирующими программами, научиться использовать компьютер для составления музыки, текстов, рисунков, ознакомиться с понятием «алгоритм» и научиться составлять самые простые алгоритмы разных действий, развивать творческие способности.
Рис.3. Программа Tux Paint
Рис.2. Фрагмент окна программы Scratch
Например, компьютерная презентация Power Point позволяет реализовывать метод фронтально-групповых работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися. При этом на слайдах может находиться маршрутный лист работы, инструкционная карта, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент.
Использование презентаций на уроке является применением наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами. Иллюстрации необходимы тогда, когда объект изучения недоступен непосредственному наблюдению, а слов учителя оказывается недостаточно, чтобы дать представление об изучаемом явлении. Информация, помещенная на слайдах, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.
На уроках учащиеся выполняют каждый год не менее одного творческого проекта, при этом активно используя компьютер. Помимо поиска и обработки информации дети используют ИКТ для создания банка идей. Для защиты проекта учащиеся сами создают презентацию, которую затем можно использовать на уроках.
Можно, при работе в графическом редакторе Paint, немного расслабиться, провести своеобразную релаксацию. Когда учащимся предлагается прослушать музыкальную композицию, дети должны отобразить на экранах монитора, либо то, что услышали, (например шум моря – соответственно море; ветер – гнущиеся от ветра деревья и т.д.), либо эмоции, которые у них вызвало прослушанное произведение.
Компьютерную презентацию Power Point можно использовать на этапе урока «Для умников и умниц». Где используя данное программное обеспечение можно давать учащимся задания на развитие творческих способностей (см. Приложение 1).
2.2. Развитие творческих способностей младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий
во внеурочной деятельности
За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей. Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это — возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.
Рассмотрим некоторые пути и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися начальной школы:
ежегодное участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах, интернет-олимпиадах, марафонах;
районные творческие конкурсы (рисунки, фотоискусство, литературное творчество), творческие работы к урокам с использованием средств ИКТ – в течение года;
участие в школьных мероприятиях — в течение года;
исследовательские работы, создание ученических проектов, презентаций, защита портфолио и т.д. (например, для реализации проекта «Образ сказочного персонажа» дети сначала изучают доступные им источники информации по теме, в основном сказки, народные и авторские. Для младших школьников они наиболее близки и интересны. Затем выделяются персонажи, заинтересовавшие учащихся, определяется техника, в которой будет выполнена работа. Найденные материалы и иллюстрации отражаются в презентации. Дети рисуют эскизы сказочных героев, лучшие из них также появляются в презентации.);
использование материалов сети Интернет (єффективным инструментом повышения мотивации учащихся к решению творческих и исследовательских задач являются Интернет – ресурсы);
самостоятельная работа учащихся с компьютерными программами на компакт-дисках (выполненные с использованием технологий мультмедиа и гипермедиа, компьютерные программы на компакт-дисках в большинстве своем имеют универсальный характер (энциклопедии, справочники) и хорошо приспособлены для самостоятельной работы школьников (под руководством учителя)).
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать: ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений с использованием средств информационно-коммуникационных технологий; реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе; вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся; дидактические и сюжетно-ролевые игры на уроках и во внеурочное время; творческие мастерские. Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок — творческий отчет, урок-проект, через средства ИКТ, которые помогут ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги работы. Из анализа прочитанной литературы и опыта использования компьютеров в реальном учебном процессе, можно сделать вывод, что в условиях информационных технологий появляются новые возможности для развития:
• социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
• компетентности школьника, как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;
• способность ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной вне учебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;
• гармоничной индивидуальности, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка и его компетентности. Новейшие информационные технологии детерминируют специальную педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности детей, гибкого открытого мышления, способности к коллективной деятельности, для воспитания ответственности за принимаемые решения.
Задачи, которые были поставлены в исследовании, были достигнуты. Использование компьютера на уроках в младшей школе - эффективный метод в развитии творческой личности младших школьников. Применение в школе компьютерной технике учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.
В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе.
Итак, мы пришли к выводу, что применение компьютерной техники на уроках улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих способностей учащихся начальной школы.
ЛИТЕРАТУРА
Бондаревская В.М. Ребенок и новые информационные технологии: позитивные и негативные последствия новой культуры человеческой жизни// Компьютер в школе и семье . - 2000 . - № 1 . - С. 49 - 52.
Великович Л.С., Курис Г.Э. Понять главное (заметки по поводу информатизации образовательного процесса в начальной школе) // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» - http://ito.edu.ru/sp/publi-about.html.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
Гольцман М.А., Дуванов А.А., Первин Ю.А. Концепции развития ребенка в курсе «Роботландия». - lbid. - C. 7-15.
Государственный стандарт начального общего образования (Постановление КМУ № 462 от 20.04.2011).
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.
Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И.Дереклеева. – Москва: 5 за знания, 2008. – 224 с.
Драч П.Н. Занятия по математике с использованием компьютерной техники во 2 классе / / БВПШ. - 2003. - № 11. С. 6-8.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: Учебное пособие для самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации / Состав.: И.П.Воротникова, Н.И.Крышталь, Е.Ю.Грибонос, Д.В.Сорочан, А.В.Понасенко, А.Н.Щоткина, О.В.Иванов, С.С.Брюховецкая, И.Ю.Иванов. – Луганск: СПД Резников В.С., 2014. – 168 с.
Жебровский Б.М., Ломаковская Г.В. О концепции информатизации школ г. Киева / / Компьютер в школе и семье. - 2000. - № 1. - С. 3 - 5.
Жук Ю.А., Бисиркин П.М. Влияние КООО на личностные особенности ученика младших классов. Компьютеры в учебном процессе: Материалы второй Всеукраинской конференции 29-30 октября 2002 / Сборник под ред. М.В. Дудика. - Харьков: Алми, 2002. - 84 с.
Кивлюк А.П. Возможности пропедевтики основ информатики в начальной школе / / Компьютер в школе и семье. - 2001. - № 5. - С. 33 - 34.
Кушнир Н.А. Повышение эффективности обучения математике в школе с помощью ИКТ / / Компьютер в школе и семье. - 2003. - № 3. - С. 23-25.
Ломаковская А.В. Ступеньки к информатике: учебн. Для 2 кл. общеобразоват. учебн. заведений / А.В.Ломаковская, Г.А.Проценко, И.Я.Рывкинд, Ф.М.Ривкинд. – К.: Издательский дом «Освита», 2012. – 160 с.
Лошаковська Г.В. Компьютер в начальной школе: экспериментальные исследования и результаты / / Компьютер в школе и семье. - 2004. - № 2. - С. 16-17.
Спивакоаский А.В. Концепция преподавания информатики в школе / / Компьютер в школе и семье. - 2003. - № 3. - С. 18-20.
Учебная программа «Ступеньки к информатики »для 2-4 классов общеобразовательных учебных заведений (авторы: Н.В.Морзе, Г.В.Ломаковская, Г.А. Проценко, О.ВКоршунова, И.Я. Ривкинд, Ф.М. Ривкинд).ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнение 1
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Упражнение 2
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
38976306273800 Упражнение 3
Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.