Инновационный проект Развитие творческих способностей учащихся на уроке математики


Инновационный проект
«Уроки математики – уроки успеха»
(«Развитие творческого мышления младших школьниковпри решении нестандартных задач»)
Введение.
1.1 «Что, где, когда?»
Формирование продуктивного или творческого мышления является основной концепцией профильного обучения, как одного из важнейших направлений инновационной деятельности Средней общеобразовательной школы № 5 города Вязники. В настоящее время СОШ № 5 - это образовательное учреждение, осуществляющее профильное физико-математическое обучение учащихся города и района, областная опытно - экспериментальная площадка. Задача, которую ставит перед собой школа сегодня,– «не вложить знания, а научить их добывать и продуктивно использовать».
Главной целью работы школы педагогический коллектив считает создание условий для выявления и развития способностей каждого ученика, овладения школьниками ключевыми компетенциями, необходимыми им для успешной социализации и самореализации.
В своей работе я постоянно осуществляю поиск эффективных форм обучения и воспитания учащихся. Всё новое, передовое преломляю по-своему, корректирую и применяю в работе, исходя из целесообразности, состава класса и своей личности, своих убеждений. Я убеждена, что у каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. В основе данного проекта лежит опыт работы с выпуском учащихся начальной школы с 2005 по 2009 год.
1.2 Актуальность проекта.
Сегодня очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом определяется творческим потенциалом, творческим мышлением человека. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ставят вопросы и ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Именно это обусловило поиск нестандартных задач и заданий, которые позволили бы усилить мотивацию этих детей, повысить их активность на уроке, т.е. удовлетворить их образовательный запрос и постепенно вовлечь всех детей в процесс решения таких задач.
В то же время эпизодическое использование нестандартных задач, нестандартных приёмов – не даёт результата. Это должно быть в системе.
Поэтому актуальность выбранной нами темы проекта обусловлена рядом факторов:
- на макроуровне;
- на микроуровне;
- на уровне личностного развития самого ребёнка.
1.3 Цели проекта.
Создать условия для развития творческого мышления младших школьников при решении нестандартных задач.
Задачи проекта:
Изучить теоретическую литературу по проблеме и разработать концепцию проекта.
Изучить и проанализировать предыдущий опыт развития творческого мышления учащихся.
Разработка технологии развития творческого мышления младших школьников.
Разработка мониторинга результативности проекта.
Гипотеза.

К условиям развития творческого мышления младших школьников мы относим:
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
- использование нестандартных задач в системе;
- разнообразие, разноплановость этих нестандартных приёмов:
а) нестандартные задачи
б) проблемные ситуации
в) исследовательские задания
г) тренировочные упражнения на развитие отдельных механизмов
творческих способностей (памяти, внимания, воображения)
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- коррекция содержания работы с учащимися на основе результатов
промежуточной диагностики.
Теоретическая база.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы.
Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой. Постоянно включаю ребенка в такую деятельность, где ему нужно было бы мыслить, где его мышление постоянно активизировалось бы. Такое широкое поле деятельности представляют собой нестандартные задания на уроках математики. При решении нестандартных задач развиваются воображение и фантазия, память и внимание, гибкость мышления, ум ребёнка становится острее. Формируются умения наблюдать, анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь – чёткой, убедительной, аргументированной. Решение таких задач расширяет математический кругозор, формирует неординарность мышления, умения применять знания в нестандартных ситуациях, развивает упорство в достижении поставленных целей, прививает интерес к изучению классической математики, воспитывает любознательность, самостоятельность, активность, инициативность. Всё это развивает творческое мышление младших школьников.
Основные теоретические положения и понятия, на которые опирались в разработке проекта:
Понимание творчества как нормы детского развития.
Л.С.Выготский считал: «Творчество на деле существует не только там, где создают великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
Показатели сформированности творческого мышления младших школьников:
а) быстрота реакции;
б) уровень развития психических механизмов;
в) уровень развития логического мышления;
г) владение приёмами поисковой, творческой деятельности.
Условия, способствующие приобретению статуса субъекта творческой деятельности:
а) свободное выражение своего «я»;
б) способность производить свободный выбор в мнении, деятельности, средствах, целях;
в) ребёнок не должен ощущать неудобств от статуса «белой вороны»
Показатели качества личного творческого продукта ученика:
а) индивидуальный «почерк» творческого продукта, выражающийся в своеобразии манеры выполнения и характера своего отношения к процессу, результату, объекту;
б) нахождение креативных средств для реализации творческого замысла в изобретательской деятельности, сочинительстве, конструировании, игре и т.д.
в) направленность личного творческого продукта на созидание.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает лишь некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
Что же мешает человеку быть творческой личностью? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и в частности:
Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.
Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывает у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.
Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.
Боязнь возмездия со стороны другого человека, чья позиция критикуется.
Завышенная оценка своих собственных идей.
Высокоразвитая тревожность.
Чрезмерно выраженная тенденция критического мышления.
Потребность понять природу процесса творчества возникла как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность.
Психология творчества начала складываться на рубеже 19-20 вв. «Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового». В общепринятом смысле творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.
До середины 20 века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ - tests - тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляция между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое - креативностью - не было.
Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:
Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого мышления играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности.
Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психологической активности нет.
Творческая способность - креативность - является независимым от интеллекта фактором.
Кроме того, было доказано, что творческое мышление в искусстве и науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.
Главной операцией, которая «работает» в ходе творческого процесса, является операция сравнения. Устанавливаются смысловые связи между элементами на основе: репродукции, смыслового синтеза или случайного соединения без установления семантических связей. Таким образом продукты «идеи, гипотезы, поведенческие акты» можно разделить на стереотипы, оригинальные «креативные» и неосмысленные «девиантные».
Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления.
Но развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети. Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Перед учителем начальной школы встаёт задача развития творческих способностей ребёнка, воспитание творческой личности в целом. Творчество – это, прежде всего, умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики, в частности при решении нестандартных задач.
Нестандартные задания – это те задания, в которых неизвестна ни идея решения, ни даже то, на каком известном разделе теории основано хотя бы одно из возможных решений. Такие задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, так как в их решениях присутствует крупица открытия. Они ориентируют учащихся на поиск, действия, сравнения, анализ, синтез, обобщения, умение видеть функции одного и того же объекта, устанавливать связи данного объекта с другими. Все это необходимо, чтобы развить у учащихся творческое мышление. Нестандартные задания должны быть подобранны в соответствии со следующими принципами:
посильной трудности, то есть задания должны быть трудными, но посильными для учащихся, учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей и полностью базироваться на программном материале;
привлекательности, то есть задания должны быть интересными, занимательными, разнообразными;
системности.
Технология достижения цели проекта.
« Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению … мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные, а кто не знает, что всякий акт творчества непременно включает как своё обязательное условие предшествующие ему акты рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации »… Л.С.Выготский. Решение нестандартных задач – процесс сложный. При решении таких задач дети встречают трудности. Это объясняется такими причинами: неуверенностью в своих возможностях и боязнью их трудности, отсутствием необходимых для этого умений и навыков. Только при систематической работе можно достичь желаемого результата, поэтому обучением решению нестандартных задач занимаюсь с первого класса. Занятия проводятся один раз в неделю на уроках РТМ (развитие творческого мышления), а отдельные приёмы использую на каждом уроке математики.
Использование нестандартных задач, начиная с первых дней обучения детей в первом классе и до выпуска их из начальной школы, помогает преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведёт к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаю в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями я допускаю угадывание ответа, решения, но тут же стараюсь подвести учащихся к обоснованию ответа. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем к выполнению задания, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На каждом занятии после самостоятельной работы я провожу коллективную проверку решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. Проверка предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.
Во 2 классе эти задания переходят в разряд логически-поисковых и творческих. Эти задачи я предлагаю с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
В 3 классе происходит смещение акцента на усиление роли нестандартных задач для развития творческого мышления учащихся. Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Задачи здесь различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
В 4 классе я ещё большее внимание уделяю решению нестандартных задач. Выполняя такие задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание – к истинно творческим. Дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческого мышления.
Нестандартные задачи, используемые на уроках математики, я разбила на темы, которые повторяются с 1 по 4 класс: (Темы и примерные задачи по ним)
Нумерация чисел.
1класс. Витя спускался по лестнице вниз. Он прошёл 12,11,10-ю ступеньки, а затем стал шагать через ступеньку. Какие ступеньки он пропустил?
2класс. Маша записала все числа от 1 до 30.
А) Сколько раз она написала цифру 5? Б) Сколько раз она написала цифру 2?
3класс. Цифра десятков в обозначении двузначного числа втрое больше цифры единиц. Если эти цифры переставить, то получится число меньше данного на 36. Найди данное число.
4 класс. Из книги выпало несколько листов. Первая выпавшая страница имеет номер 213, а номер последней страницы изображается теми же цифрами, но в обратном порядке. Сколько листов выпало из книги?
Арифметические действия над числами.
1класс. Как число двадцать можно записать четырьмя различными числами?
2класс. Расставьте знаки сложения и вычитания между восьмью двойками так, чтобы получилось 8.
3класс. Между некоторыми цифрами (1,2,3,4,5,6,7,8,9) поставь знаки сложения так, чтобы получилось 99. Найди три способа решения.
4класс. На какое число надо умножить 285 714, чтобы получить шестизначное число, записанное теми же цифрами, при условии, что вторая цифра этого числа равна 5.
Задачи, связанные с величинами.
1класс. Ваня и Вася решили на все свои деньги купить леденцов. Да вот незадача: денег у них было на 3кг леденцов, а у продавца были только гири 5кг и 2кг. Но у Вани и Васи по математике «5», и они сумели купить то, что хотели. Как они это сделали?
2класс. Коля начертил 5 отрезков, причём каждый следующий отрезок он чертил на 2 мм длиннее предыдущего. Когда он измерил последний отрезок, то длина его оказалась 15 мм. Какой длины был у Коли первый отрезок?
3класс. Имеется 6 палочек длиной по 1 см, 3 палочки – по 2 см, 6 палочек – по 3 см, 5 палочек – по 4 см. Можно ли из этого набора составить квадрат, используя все палочки, не ломая их и не накладывая одну на другую?
4класс. Часы за каждые сутки убегают вперёд на 3 минуты. Их поставили точно. Через какое время стрелки часов будут снова показывать точное время?
Логические задачи.
1класс. Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко и ведёрко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера – не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек для сбора?
2класс. Хотят поскорее поджарить три ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь 2 ломтика, причём на поджаривание одной стороны ломтика затрачивается 1 минута. Как поджарить с обеих сторон все три ломтика хлеба за 3 минуты?
3класс. У бабушки на яблоне созрело 7 яблок, а в гости к ней приехали 12 внуков. Как бабушка справится с этой задачей, т.е. поровну разделит яблоки между 12 внуками, но так, чтобы не разрезать яблок больше чем на 5 частей?
4класс. Как с помощью двух пустых бидонов ёмкостью 17 л и5 л отлить из молочной цистерны ровно 13 литров молока?
Задачи на упорядочивание множеств.
1класс. Нина живёт к школе ближе, чем Вера, а Вера ближе, чем Зоя. Кто живёт к школе ближе – Нина или Зоя?
2класс. Говорят, что черепаха Тортила отдала золотой ключик Буратино не так просто, как рассказывают в сказке, а вынесла три коробочки. Красную, синюю и зелёную. На них были надписи: красная: «Здесь лежит золотой ключик». Синяя: «Зелёная коробочка пуста». Зелёная: «Здесь сидит гадюка». Тортила сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – гадюка, а третья – пуста, но все надписи неверные. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он – твой». Где лежит золотой ключик?
3класс. Мы наблюдаем за вертолётом, орлом, дирижаблем и самолётом. Орёл находится выше вертолёта, вертолёт – ниже самолёта, но выше дирижабля, а орёл – ниже самолёта. В каком порядке расположились по высоте вертолёт, дирижабль, орёл и самолёт?
4класс. В нашем лесу каждый занят своим делом: одни плетут корзины, другие ловят рыбу. Ремеслу мы научились друг у друга. Кот учился у Выдры, Ёж – у Зайца, Лиса – у Волка, а Мышь – у Ежа. Бобёр учил Волка и Выдру, Заяц – Белку, а Барсук – Зайца. Бобёр был учеником Медведя, а Ёж – учителем Дятла. Лучше всех плетёт корзины Ёж, чем занимались Заяц, Дятел, Волк и Лиса? Кто из зверей леса раньше всех научился ловить рыбу, а кто плести корзины?
Комбинаторные задачи.
1класс. Для поздравления мам на празднике дети приготовили стих, танец и песню. Сколькими способами можно составить программу выступления?
2класс. Аня, Вера, Боря и Гена – лучшие лыжники класса. На школьные соревнования надо составить команду из одного мальчика и одной девочки. Сколькими способами можно составить команду?
3класс. Сколько можно составить двузначных чисел из цифр 1,2,3 при условии, что цифры могут повторяться?
4класс. Есть краски зелёного, красного, синего, жёлтого, оранжевого цветов. Сколькими способами можно раскрасить трёхэтажные домики в три цвета, при условии, что цвета не должны повторяться.
Расстановки. Задачи на промежутки.
1класс. Боря распилил длинную тоненькую палочку на 10 одинаковых палочек. Сколько ему пришлось сделать распилов?
2класс. Пильщики каждые 5 минут отпиливают от бревна кусок длиной в 2 м. За сколько минут будет распилено не такие куски бревно длиной в 10 метров?
3класс. Пете необходимо пройти в 4 раза больше ступенек, чем Коле. Коля живёт на третьем этаже. На каком этаже живёт Петя?
4класс. Имеется 60 трёхметровых брёвен, которые надо распилить на полуметровые части. Сколько распилов придётся сделать?
Задачи с геометрическим содержанием.
1класс. Положите 5 одинаковых палочек так, чтобы получилось 2 треугольника и 1 четырёхугольник.
2класс. Положите 3 палочки так, чтобы получилось 3 острых угла и 2 тупых угла.
3класс. Начертили 3 прямые линии, и на каждой отметили по 3 точки. А всего было отмечено 6 точек. Покажи, как это сделали.
4класс. Прямоугольный лист бумаги размером 8 на 4 разрезали на 4 равные части, а затем из них составили квадрат. Как это сделали?



Мониторинг результативности педагогической системы.
Выстраивая подходы к мониторингу результативности педагогической системы, я исходила, прежде всего, из того, что решение нестандартных задач на уроках математики является не целью, а средством развития творческого мышления младших школьников.
Опираясь на идеи В.А.Караковского, за основу я принимала три критерия: критерий факта, критерий качества, количественный критерий.
С позиции критерия факта показателями результативности педагогической системы являются:
высокий рейтинг уроков математики среди учебных предметов;
позитивное отношение учащихся к предмету – 95%;
положительная динамика познавательного интереса.
Методы отслеживания результатов: анкетирование учащихся; педагогическое наблюдение.
С позиции количественного критерия:
уровень обученности учащихся вырос с 51% в первом классе до 65% в четвёртом классе. При переходе в пятый класс уровень СОУ учащихся не снизился и составил 67,2% за первое полугодие.
проводя диагностику качества знаний учащихся, отслеживая качественные показатели по всем учебным предметам, следует отметить чётко выраженную положительную тенденцию роста показателя качества знаний.
переходя в среднее звено (в 5 класс), ученики подтверждают знания, полученные в начальной школе. Результаты административных контрольных работ, тестирования свидетельствуют, что более 60% учащихся справляются с предложенными заданиями на «4» и «5».
учащиеся моего класса со второго года обучения принимают участие в математическом конкурсе «Кенгуру», где показывают высокие результаты.

Ф.И.
ученика Количество набранных баллов
2006-2007
2007-2008
2008-2009
К+
1 Суслов
Кирилл 58 73 84
2 Отраднова
Дарья 35 36 76
3 Тростянский Александр 34 43 53
4 Зотов
Пётр 31 - 84
5 Морозова Елизавета 26 61 64
6 Кузнецов Александр 23 31 52
7 Юрина
Татьяна 22 50 60
8 Меньшова Кристина - 28 52
- В 2008 - 2009 уч. году команда класса заняла 1 место в районной олимпиаде учащихся начальных классов «Интеллектуальный марафон».
По критерию качества результативность сложившейся педагогической системы подтверждается следующими результатами:
высокий уровень интереса учащихся к участию в математических конкурсах, олимпиадах;
положительная динамика развития математической культуры учащихся;
активная позиция большинства учащихся на уроке, готовность сформулировать собственную позицию, аргументировать её.
высокий уровень сформированности общих умений учащихся решать нестандартные задачи.
положительная динамика развития навыков выполнения важнейших мыслительных операций, способности учащихся переносить приобретенные знания в новые условия в процессе решения задач, влияние использования нестандартных задач на активизацию познавательной деятельности учащихся.
повышение уровня развития психических механизмов (различных видов памяти, внимания, воображения) и логического мышления.

Методы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, анкетирование учащихся и родителей; анализ продуктов и результатов деятельности учащихся; предметное тестирование, анализ психологического климата на уроке.
Адресная направленность.
Проверенная нами педагогическая система, направленная на развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики адресована учителям начальных классов, конечно, прежде всего, для тех, кому эта проблема важна.
Представленная нами технология может быть использована в любом классе, без каких-либо ограничений. Некоторые педагоги нашей школы уже пробовали проводить работу по предложенной системе. Результаты были отмечены уже после первой четверти учебного года.
Описанные нами методы и способы мониторинга творческого мышления, могут быть использованы не только учителями начальных классов, но и психологами и социальными педагогами.
Предлагаемые в приложении нестандартные задачи на развитие памяти, внимания, воображения и логического мышления, безусловно, могут быть использованы на отдельных уроках, но результаты принесут они только в системе.