Мультипликация как инновационный подход в развитии творческих способностей у детей
Тема выступления: «Мультипликация как инновационный подход в развитии творческих способностей у детей»
Бекасова Светлана Викторовна, Будикова Елена Фёдоровна - педагоги дополнительного образования
В Концепции о развитии дополнительного образования сказано:
Преимущества дополнительного образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивает способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Именно инновации, как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.
Мультипликация является одной из форм инновационной деятельности на занятиях изостудии. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного обучения детей, развития их творческих способностей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр.1 слайд
Способностями называют такие индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности.
2 слайд
3 слайд
Способность существует только в развитии, а это развитие осуществляется только в процессе практической или теоретической деятельности.
Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя.
Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Если обычное рисование – это более статичная творческая деятельность, то в мультипликации же рисунок "оживает", а это гораздо интереснее. Чем больше ребенок испытывает удовольствие от вида деятельности, тем больше ему хочется делать, ему интересен не столько результат, сколько сам процесс деятельности.
4 слайд
Любые нарисованные предметы, вещи, персонажи могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах. В этом большое преимущество оживленного мультипликационного рисунка перед любым другим изображением.
Мультипликация – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие отношений, умение ребенка вживаться в роль – все это играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы мультфильм был интересным, нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.
Мультипликация между тем – наука не самая легкая. Мультипликационное кино, как известно, создается на стыке самых разных искусств, включая изобразительное и прикладное, музыку и литературу.
5 слайд
Из различных видов техник анимации мы выбрали технику перекладки (здесь используются плоские марионетки на шарнирах), пластилиновую анимацию (объемные фигуры), анимация из сыпучих материалов.
6 слайд
Первым шагом в создании мультфильма является разработка идеи и написание сценария. Историю для нашего первого мультфильма мы взяли в «Философских сказках для детей».
7 слайд
Следующий этап – рисование героев и фонов. Из множества детских работ были отобраны самые выразительные и интересные.
8 слайд
Далее происходит процесс покадровой съемки, где каждый последующий кадр ненамного отличается от предыдущего. Здесь и начинается оживление персонажей. Это требует огромного терпения от учащихся, потому что даже малейшее изменение положения персонажа на экране требует большого количества кадров (от 12 до 25 кадров в секунду).
9 слайд
Следующий этап – обработка фотографий и монтаж фильма. Мы работаем в программе Move Maker.
В процессе съемок у детей появляются предпочтения в озвучивании героев, они распределяют роли. Последний этап – озвучивание и наложение шумов.
Процесс создания мультфильма позволил каждому ученику проявить себя в разных видах творческой деятельности: литературная (сказку нужно было переработать), изобразительная (рисование героев сказки), трудовая деятельность, актерское мастерство (в озвучивании персонажей) и др.
Таким образом, занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений, что способствует формированию эстетического вкуса, позволяют приобрести технические знания, воспитать трудовые навыки и умения, развить специальные и творческие способности.
Предлагаю вашему вниманию наш первый мультфильм «Голодный зайчишка».
Сегодня мы имеем возможность с вами прикоснуться к этому увлекательному процессу создания мультфильма. Работать будем в технике перекладки.