Краткосрочный план урока химии. Вода в природе. Свойства и применение воды, вода – универсальный природный растворитель.
Предмет Химия 8 «А» класс Дата: 27.02.15 Учитель: Тила Е.Ю.
Тема урока: Вода в природе. Свойства и применение воды, вода – универсальный природный растворитель.
Общая цель: Создание условий для формирования у учащихся знаний о воде её свойствах, нахождении в природе и её значении для живых организмов.
Задачи: общеобразовательная изучить физические и химические свойства, нахождение воды в природе и значение для живых организмов.
развивающая
развитие навыков самооценки, взаимооценивания; совершенствование умений учащихся излагать материал, устной речи;
воспитывающая:
повышение интереса к предмету химии; воспитывать любовь к природе; чувства ответственности за природу, чувства взаимопомощи, коллективизма.
Результаты обучения: Демонстрация учениками восьмого класса умения излагать материал по теме «Вода в природе. Свойства и применение воды, вода – универсальный природный растворитель». Умение анализировать и излагать свои мысли. Умения мыслить креативно, работать в команде, самоорганизации.
Ключевые идеи: Цели и задачи урока будут реализованы через организацию работы в группах, в парах, повышения внутренней мотивации, организации самооценивания и взаимооценивания, использованием ИКТ технологий.
Действия учителя: учитель консультирует в затруднительных ситуациях, проверяет выполненные задания друг друга, используя выведенные на доску правильные ответы и критерии оценки, ребята, работают в группах, объясняют друг другу тему, защищают мини-проекты, оценивают друг друга.
До начала урока учащиеся распределяются в группы по интересам.
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня в мире известно около 3-х миллионов различных веществ, а ученые продолжают открывать и создавать новые. Мы сегодня поговорим о свойствах одного из самых обыкновенных, но притом самого невероятного из веществ. Для того чтобы определить тему, а затем цели и задачи нашего урока. Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет.
Просмотр видео сюжета
Определение целей и задач урока совместно с учениками
Учащиеся: Ответы учащихся
Учитель: В разделе, каких наук, каких дисциплин, вы встречались с этим понятием?
Учащиеся: Ответы учащихся
Учитель: Давайте с вами вспомним, что вам известно о воде.
Стратегия «Корзина идей», составление концептуальной карты «Вода»
Учитель: Какие из этих понятий относятся к области химии?
Физики?
Биологии?
Географии?
Учащиеся: Ребята вы недаром распределились в начале урока по группам. Группы сформированы по интересам, и каждая группа будет работать в своей области.
Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла слова известного художника Леонардо да Винчи:
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
К высказыванию великого итальянского учёного мы будем возвращаться на протяжении всего урока.
Учитель: Ребята мы каждый день сталкиваемся с водой, неужели она такая интересная?
Давайте мы её рассмотрим в разных аспектах. Физики нам ответят, почему лёд не тонет, химики нам расскажут о воде как, об универсальном растворителе, биологи ответят на вопрос, почему говорят «Вода - это жизнь», а географы скажут, является ли вода самым распространённым веществом на Земле.
Задания для групп лежат на столах в конвертах
Работа в группах.
Учитель предлагает создать концептуальную карту.
Физические свойства воды
Задание группе физиков: Изучите ресурс. Обсудите в группе. Составьте концептуальную карту. Сделайте выводы. Составьте вопросы для аудитории.
Учащиеся группы физиков задают вопросы остальным участникам
Учитель: вопросы классу
Почему лёд не тонет?
Почему при замерзании вода разрывает сосуд?
Почему вода в земных условиях может находиться сразу в трёх агрегатных состояниях одновременно?
Учитель: Итак, так как вода бывает в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном, группа химиков расскажет о воде, как об универсальном растворителе.Химические свойства воды
Задание группе химиков: Вода-это универсальный растворитель. Что такое растворимость? Все ли вещества хорошо растворимы в воде?
Лабораторная работа №1:
соедините с водой: хлорид натрия (соль), подсолнечное масло и металлический цинк. Что наблюдаете?
В стакан с водой всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.
Как можно назвать такой раствор?
Сделайте выводы. Если возникли затруднения, воспользуйтесь страницей 94 учебников.
Лабораторная работа №2:
Химические свойства воды:
Соедините данные вещества (медь, оксид кальция) с водой. Что наблюдаете. Сделайте выводы.
Составьте вопросы для аудитории.
Учащиеся группы химиков задают вопросы остальным участникам
Учитель: Ребята вода участвует во всех биохимических процессах в нашем организме. Я хочу обратится к группе биологов почему так говорят: «Вода – это источник жизни»
Биологи
Задание группе биологов: Изучите ресурс. Обсудите в группе. Составьте концептуальную карту. Сделайте выводы. Составьте вопросы для аудитории. Объясните, почему так говорят: «Вода – это жизнь», и для чего нужно беречь воду? Составьте вопросы для аудитории.
Учащиеся группы биологов задают вопросы остальным участникам
Учитель: Биологи показали значение воды для живых организмов, а группа географов расскажет, хватит ли воды на Земле.
Географы
Задание группе географов: Изучите ресурс. Обсудите в группе. Составьте концептуальную карту. Сделайте выводы. Составьте вопросы для аудитории.
Учитель: Почему даже в пустыне идут дожди?
Учащиеся группы географов задают вопросы остальным участникам
Учитель для эффективной работы знакомит с критериями оценки проекта.
Критерии:
Соответствие теме
Доступность понимания
Творческий подход
Оригинальность
Ученики создают концептуальные карты в соответствии с названием своей группы.
Физминутка: зарядка для глаз
Видео ресурс
Выступление групп с концептуальными картами.
Группа презентует свою работу, учащиеся оценивают и вносят оценки в таблицу.
Группа
/критерии Соответствие теме
Доступность понимания
Творческий подход
Оригинальность
Физики Химики Биологи Географы Учитель организует рефлексивное обсуждение.
Закрепление. Подведение итога урока.
Тест с использованием АКТИВ ВОЙТ (тестирующее устройство)
Учитель: Теперь закрепим и подведем итоги урока. Ребята сейчас вы ответите на тестовые вопросы, данные вопросы взяты из сборника по подготовке к ВОУД.
Составление синквейна в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.
Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
Подберите к этому слову 2 прилагательных
Подберите к этому слову 3 глагола
Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
Подберите синоним к этому слову.
Пример «синквейна».
Вода.
Бесцветная, жидкая.
Растворяет, орошает, питает.
Не все то золото, что блестит.
Жизнь.
Учитель: Вернемся вновь к эпиграфу, можно ли считать воду соком жизни на Земле?
Домашнее задание.
Рефлексия. Стратегия «Мишень», ребята отмечают точками усвоение темы.
Реквизиты:
ИД
Презентация PowerPoint,
Раздаточный дидактический материал
Ноутбук