Конспект урока Вода — путешественница (круговорот воды в природе)

Вода-путешественница


Урок природоведения. 3 класс










МОУ «СОШ» № 18 г.Армавир




13 EMBED Word.Document.8 \s 1415


ОРГМОМЕНТ

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (музыка со звуками воды)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном мире воды. Узнаем о том, как путешествует вода.



Поможет нам Капитошка. (появляется на доске портрет Капитошки)
Кто же это? Давайте познакомимся. (Видеофрагмент м/ф. «Капитошка»


Кто такой Капитошка? (Капля воды)
С кем он подружился? (С волчонком)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Волчонок ничего не смог найти в своей книге об этом загадочном существе. Давайте поможем ему побольше узнать о новом друге. А помогут нам в этом Капитошкины подружки – капельки, которые зададут вам интересные вопросы. (Работа в группах)

После каждого ответа вывешивать на доску надпись со свойствами воды. В завершении на доске появляется запись:





Свойства без вкуса
воды без запаха
прозрачность
бесцветность
текучесть
растворитель
испаряемость


Найди меня. Где я спряталась в твоём классе?
Почему про воду говорят, что она «вездесущая»?


Ты налил меня в стакан. Попробовал. Понюхал.
Что ты заметил?


Ты налил меня в стакан. Положил туда ложку и
через стакан смог её увидеть. Какое моё свойство
помогло тебе в этом?


Ты налил меня в стакан. Сравнил с полоской
Белого, синего, желтого цвета и понял, что я


Ты налил меня в стакан. Из стакана перелил
В банку, из банки в стакан. Что за свойство я
Проявляю?


Ты налил чай. Положил сахар, размешал его.
Теперь чай сладкий. Благодаря какому моему
Свойству?

А вода о себе ещё так говорит: (озвучивание стихотворения по слайдам презентации)
Как вы это понимаете?
На доску прикрепляются таблички .



Состояния Твёрдое
Воды Жидкое
Газообразное

Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Лёд, снег, айсберги)
Что такое айсберг и где его можно встретить нам расскажет Эва.
(Подготовленный ученик делает сообщение, на экране слайд с изображением айсберга)

Что такое айсберг?
Где можно встретить?
Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман. Пар.)
Сообщение о тумане подготовил Дима. (Сообщение подготовленного ученика, на экране слайд с изображением тумана)

Что интересного узнали?
Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, озёра, океаны, ручьи)

Капитошка доволен: всё смогли рассказать волчонку, Волчонок даже успел сделать записи в своей книге.
Капитошка, подружившись с волчонком, остался жить поблизости? (Нет. Улетел на облачко.)
О каком свойстве воды говорит это явление? (Испарение). На доске появляется новая запись в свойствах воды.

Так что же, Капитошка и волчонок больше никогда не встретятся? (Ответы детей)
Давайте попробуем смоделировать природный процесс в бытовых условиях.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ
Нашего гостя Капитошку с сестрёнками капельками попросим отправиться в Эл, чайник, (ученик наливает в чайник воду из банки)
Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в(Газообразное, т.е. становится паром)
Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх. (Вода закипает, учитель вызывает следующего ученика для демонстрации опыта)
Достигая холодной крышки, он охлаждается, образуя водяные капли - этот процесс получил название КОНДЕНСАЦИЯ (термин на доску прикрепить)
Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит?
(Вызванный ученик, наблюдая, сообщает, что капли падают обратно в чайник)


Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

Практическая работа
У вас на столе есть карточки с изображением картины природы. Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, вода начинает своё путешествие и при помощи стрелок покажите движение воды в природе.
Пока вы выполняете задание. Подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли?

(Учитель проверяет выполнение работ, вызванный ученик обосновывает свой выбор.)

Может ли вода исчезнуть навсегда? Почему?
Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
(Появляется слайд со схемой круговорота)


Откройте учебник на 38 стр. Прочитайте статью учебника со слов КРУГОВОРОТ ВОДЫ ПРОИСХОДИТ И В ПРИРОДЕ.
ФИЗМИНУТКА
Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже.
Капитошка интересуется, знаете ли вы, что могло бы произойти, если бы вода исчезла?
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Откройте учебник на с. 40, прочитайте вывод. (Чтение вслух учеником)
Так встретятся ли волчонок и Капитошка? (Да)(Просмотр видеофрагмента «Возвращение Капитошки»


Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет. Получается, что Капитошка с волчонком целую зиму не встретятся, а зима у нас длинная.
Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет)
Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет)
Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное бельё на улицу? (Сушить)
Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице.
Высыхает? (Да)
Значит, вода испаряется и в мороз.

В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.

Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (в виде снега)
А снег – это вода.
Круговорот воды бесконечен.

РЕФЛЕКСИЯ
В завершении урока попробуем смоделировать круговорот воды в природе. (Работа в парах)
У каждого на столе есть конверт, в котором находятся все необходимые детали для моделирования. Ваша задача заключается не только в том, чтобы поставить каждый компонент на своё место, но и указать название происходящего процесса.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Капитошка очень любит путешествовать, ему всегда интересно бывать в новых местах, заводить новые знакомства. Он предлагает вам дома придумать сказку о его путешествии и записать её в тетрадь. А на следующем уроке он расскажет и покажет вам историю об одном из своих путешествии.
Также для закрепления полученных знаний, прочитайте статью учебника на с.
И ответьте на вопросы.
ИТОГ

(На фоне звучащей музыки и слайд – шоу с видами воды)
Давайте, проводим нашего гостя и скажем на прощание добрые слова.




(дети вытягивают у учителя листочки, на которых написано начало предложения)
Вода – это
Мне нужна вода, потому что...
Я узнал (а), что вода умеет
Я хочу сказать воде

Скажем все вместе « СПАСИБО».




15