Конспект урока по географии 6 класс Вода на Земле. Круговорот воды в природе


Конспект урока по географии 6 класс (ФГОС)
Тема: Вода на Земле. Круговорот воды в природе.
Цель: сформировать представление о составе гидросферы и значения мирового круговорота воды в природе.
Задачи:
1. Обучающие: сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;  расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.
2. Развивающие: формировать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основании вновь изучаемого материала; развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы.
3. Воспитательные: сформировать понятия универсальной ценности воды на планете Земля, осознание значения гидросферы, понимать необходимость охраны гидросферы.
Оборудование: Учебник География 5-6 класс. Землеведение В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Глобус, Физическая карта полушарий, презентация.
Тип урока:
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Объяснять значение понятий: гидросфера, круговорот воды в природе, пресная вода; объяснять процесс круговорота воды в природе. Формировать навыки учебного сотрудничества в оде индивидуальной работы работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом. Формирование познавательно интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
1.Орг.момент Приветствие, проверка присутствующих Приветствие 2.Целеполагание и мотивация О чём пойдёт речь на нашем уроке, Вы догадаетесь сами. А для этого отгадайте следующие загадки:
1. Много меня – пропал бы мир, мало меня – пропал бы мир.
2. Книзу летит капелькой, а кверху – невидимкой.
3. В жаркий день самой желанной бывает она.
-Как вы поняли из загадок мы будем говорить сегодня о воде?
А вот следующая загадка, стихотворение:
"Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтах и меридианам,
Стать снустившимися облаками,
Тупыми, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады."
- О чем здесь идет речь?
Правильно о круговороте воды в природе.
Вот мы с вами определили тему нашего урока. "Вода на Земле. Круговорот воды в природе".

Доска разделина на две половины, ваша задача приклеить стикер в одно из окошек :
И написать интересующий вас вопрос на доске.(Приложение 1)
Отгадывают загадки.
Так как начинается новый раздел и на прошлом уроке была проверочная работа, домашнего задания не задавалось.
Изучение нового материала. -Вспомните какие оболочки Земли Вы уже знаете? Что изучали в 5 классе?
Вы узнали литосфере сфере в прошлом году, об атмосфере в этом году.
А сейчас начинаете узнавать водной оболочке Земли- гидросфере.
Запишите себе в тетрадь определение понятия гидросфера.
-А что же входить в состав гидросферы?
Откройте учебник на стр. 177, рис. 140. В своих тетрадях изобразите схематически состав гидросферы, но только не так как в учебнике!
-Вот такой интересный вопрос! Почему космонавты видят Землю из космоса голубой?
Откройте атлас, посмотрите на глобус, на карту висящую на доске, прочитайте текст (приложение2), подумайте и ответьте на поставленный вопрос.
-Используя рисунок на стр. 178 расскажите о кругосветном путешествии капельки воды, запишите в тетрадь. (приложение 3)
- Какие свойства воды позволили капле путешествовать?
- Где начинается мировой круговорот воды?
(в океане)
-Что произойдет если вода будет находится только в жидком состоянии?
- Объясните понятия: испарение, конденсация, таяние, замерзание.
(Испарение- жидкая вода превращается в пар.
Конденсация – вода из пара превращается в жидкость.
Таяние – вода из твердого состояния переходит в жидкое.
Замерзание – вода из жидкого состояния переходит в твердое, это происходит при температуре ниже 0°С.
Эти явления позволяют воде совершать круговорот.
- Как вы думаете, почему французский писатель Антуан де Сент-Экзпери написал о воде: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь»?
-Какое значение в жизни Земли имеет гидросфера?
Вода может быть в трёх агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода обладает свойством текучести.
-А сейчас вернёмся к записи на доске, наклейте стикеры в нужное окошечко, скажите получили ли вы ответы на свои вопросы? Какие это ответы? Домашнее задание §42, вопросы после параграфа.
Приложение 1.
Знаю мало Знаю много
Приложение 2.
Сколько воды на Земле?
Мы живём на суше. На твёрдой земной поверхности растут леса и колосится хлеб на полях, построены города и сёла, проложены дороги и трубопроводы. Но если бы инопланетянин увидел Землю из космоса, он мог бы назвать нашу планету «Вода». Посмотрите на карту полушарий. Основная часть карты синего цвета- цвета воды. Это Мировой океан, занимающий почти 3/4 площади поверхности Земли. А сколько ещё на карте синих «ленточек» и «пятен»! Это большие и малые реки, озёра, водохранилища. Россыпь синих точек на белом фоне- гигантские материковые ледники полярных широт.
Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. Объём воды составляет колоссальную величину- около 1,4 млрд кубических километров.
Приложение 3.