Программа внеклассной работы по математике для учащихся 11-ых классов Проектная деятельность в изучении математики


МБОУ Белоберезковская СОШ №1 Трубчевского района Брянской области
ПРОГРАММА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-ЫХ КЛАССОВ
Проектная деятельность в изучении математики Автор: Шевцова Наталья Александровна,
учитель математики средней
высшей квалификационной категории


2015 г.
деятельность

Пояснительная записка
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
«Проектная деятельность в изучении математики» как кружок для учащихся 11-х классов предполагает расширение математических, естественнонаучных знаний учащихся.
Он включает 32 занятия, которые знакомят школьников с различными, основанными на материале программы общеобразовательной средней школы, методами и способами практического использования хорошо усвоенных знаний.
Содержание соответствует познавательным интересам и возможностям старшеклассников, предоставляет возможность работать им на уровне повышенных требований. Технологии, используемые в системе кружка, ориентированы на то, чтобы учащиеся получили практику, которая поможет им овладеть умениями и навыками, которые позволят успешно расширить их творческий потенциал, привить интерес к предмету.
Порядок распределения материала соответствует поставленным целям. Формы и методы обучения соответствуют содержанию.
Специфика состава учащихся, их небольшое количество, уровень подготовленности – все это должно способствовать успешному развитию математического мировоззрения, творческих способностей учащихся. В результате при подготовки творческих проектов ребята должны знать основные требования к составлению рефератов, докладов, презентаций, уметь применять полученные знания при подготовке к экзаменам, в дальнейшем при обучении в вузах.Занятия в данном кружке позволят многим учащимся оценить свой творческий потенциал, помогут подготовиться к успешной сдаче экзаменов математической направленности.

Цель:
развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора.
Задачи:
сформировать навыки использования новых приемов, которые не совсем привычны для учащихся;
способствовать приобретению навыков самостоятельного отбора научного материала, методов его обработки;
создать условия для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития учащихся в области их дальнейшей деятельности.
Формы проведения занятий:
Семинары с элементами дискуссий.
Демонстрации с их последующим обсуждением.
Создание эвристических ситуаций.
Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой дополнительной литературы.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
основные требования к составлению рефератов, проектов;
способы обработки информации;
виды проектов.
Учащиеся должны уметь:
создавать мультимедийные продукты, связанные с изучением математики.
Учащиеся должны приобрести навыки:
проведения исследовательских практических работ;
самостоятельной работы со справочными материалами и дополнительной литературой.
Примерный календарно-тематический план

п/п Тема Кол-во
часов
Вводное занятие. Выбор тем проектов. Планирование работы кружка. 1
Анализ материала по теме «Определённый интеграл» 1
Площадь криволинейной трапеции. Площадь плоских фигур. Обработка материала для презентации. 3
Подбор логических упражнений. Решение логических упражнений по теме «Определённый интеграл» 2
Защита проекта «Определённый интеграл» с его дальнейшей презентацией. 1
Работа в группах по самостоятельному изучению и подбору нового материала по теме «Теорема Фалеса» 1
Введение. Биография Фалеса. Индивидуальная практическая работа по сбору информации. 1
Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. 2
Подбор и решение задач по теме проекта. Задачи на построение. 2
Индивидуальная практическая работа по обработке информации. 2
Защита проекта «Теорема Фалеса» с его дальнейшей презентацией. 1
Анализ материала по теме «Теорема Пифагора». Планирование работы над проектом. 2
Введение. Биография Пифагора. Индивидуальная практическая работа по сбору информации. 1
Пять способов доказательства теоремы Пифагора. 3
Египетский треугольник. Практические задачи на применение теоремы Пифагора. 2
Индивидуальная практическая работа по обработке информации. 2
Защита проекта «Теорема Пифагора» с его дальнейшей презентацией. 1
Самостоятельная работа над проектами по произвольной тематике.
Итоговый практикум. Защита проектов. 6
Итого 34
Литература:
Атанасян Л.С., Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общ.учреждений – М., Просвещение, 2012.
Березин В.Н., Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике: Кн. Для учителя/ - М.: Просвещение, 1985.
Занимательно о физике и математике, Москва «Квант», 1988 г.
Математика в школе, научно-теоретический и методический журнал, № 4 2016 г.
Мордкович А. Г., Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений – М, Мнемозина, 2012.
Мордкович А. Г., Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений – М, Мнемозина, 2012.
Энциклопедический словарь юного математика – М., Педагогика, 1989
Шарыгин И.Ф., Математика. Для поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 2000