Доклад на МО: Игровая деятельность как средство воспитания у детей культуры поведения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»)
«Игровая деятельность как средство воспитания у детей культуры поведения»
( доклад на МО воспитателей)
Подготовила:
Осьминина И.С.
г. Зерноград,
2016г.
Что такое воспитание? Мне представляется, что это обогащение внутреннего мира ребенка всем самым возвышенным, прекрасным, благородным. Сегодня воспитание ребенка культурным человеком выходит за рамки чисто образовательных задач.
То, что происходит в мире, телевизионные передачи, статьи в прессе не может оцениваться иначе как чрезвычайная ситуация! Когда я наблюдаю, примеры детской жестокости, то понимаю, что духовный мир ребенка нуждается в развитии. Чтобы дать толчок этому развитию не достаточно одного занятия или одной игры. Необходимы каждодневные и повсеместные действия при общении с детьми.
Ребенок растет быстро. Не успеешь оглянуться, а твой воспитанник уже совсем взрослый. Какой он? Что взял доброго из школьного детства? Быстро летит время, потому-то и медлить нельзя. Воспитание – сегодня, а не завтра! Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей.
Работая в нашей школе, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям, который указал бы им правильный путь в жизни. Одним из направлений такого подхода можно считать игры, в которых бы дети учились размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, игры развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры.
Игра одно из средств воспитания культуры поведения. Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим отзывчивым товарищем, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли.
Известный польский педагог Януш Корчак подметил: “…если присмотреться к детским проявлениям в игре, то мы узнаем, чем ребенок является в жизни, среди людей, в действии, что впитывает в себя и, что сам способен дать…”
Для появления первых зародышей тех форм поведения, которые много лет спустя подвергшись усложнениям и превращениям, определяет ценность личности ребенка, использую игры которые:
формируют навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру речевого этикета;
воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
развивают умение и желание все делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией и т.д.);
помогают ребенку в накоплении социального опыта;
расширяют работу с родителями по вопросам воспитания культуры поведения детей младшего школьного возраста.
Формируя представление о нормах и правилах поведения, я влияю на отношения ребенка со сверстниками, родителями, другими взрослыми, помогая ориентироваться в общественной жизни, приспосабливаться к любой ситуации.
Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания, поэтому игры, способствующие адаптации ребенка в социальном мире, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности, являются такой важной частью воспитательно-образовательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.
Работу по формированию культуры поведения строю на диагностической основе: наблюдение за ребенком, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми.
Игровые ситуации, побуждающие детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой жизненной ситуации, причем не только события, которые требуют сочувствия, но и радостные, веселые являются частью обучающих занятий.
Чтобы игры проходили живо и эмоционально, применяю психологические приемы: “представь себя добрым волшебником”, “ты оказался в мультяшной стране” и т.д.
Совместно с детьми придумали правила общения друг с другом. Детям нравится их выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей. Эти правила формируют умение подчинять личное коллективу, умерять свое нетерпение, быть подтянутым, дисциплинированным и при всем этом дети чувствуют себя достаточно расковано, свободно общаются, двигаются, принимают активное участие в жизни группы.
Игры – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт в отличие от занятий по лепке, рисованию. В игре дети ничего не создают, а многому учатся. Такие дидактические игры “Цветик – семицветик”, “Маленькая помощница”, изготовленные мной и детьми, помогают воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям. Присутствие игровых персонажей, кукла Полина (положительная героиня) и Буратино (герой, которому требуется перевоспитание) помогают вести дискуссию о правилах и нормах поведения.
Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные игры.
Цель: Развить чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.
Материал: Повязка на глаза – по количеству пар детей. Предметы – “препятствия”:
стулья, кубики, обручи и т. д.
Ход игры.
В комнате разложены и расставлены предметы – “препятствия”. Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: “Переступи через кубик”, “Здесь стул. Обойдем его”. Затем дети меняются ролями.
Цель: Учить детей делать подарки. Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
Ход игры.
Дети образую круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети – “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть: как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.д.). Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый “именинник”.
Вариант 1.
Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.
Воспитатель. У нас сегодня именинник – неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это? Какие подарки ему можно подарить?
Вопросы для беседы после игры.
1.Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?
2.Вопрос “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?
3. Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?
Вариант 2.
Выбирается – “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т. д. Вопросы для беседы после игры. Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?
Цель: Формировать доброжелательное отношение к близким людям.
Ход игры.
Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый (ведущий) “будит” своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение воспитателя по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действие детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить настроение.
Цель: Закрепить знания детей о чайной и столовой посуды, о столовых приборах. Активизировать употребление слов “чайный”, “столовый”.
Материал: Карточки с изображением различных видов посуды и приборов.
Ход работы.
Воспитатель выясняет, какие виды посуды известны детям (чайная, столовая) и предлагает выполнить задание: “Посуда и приборы перепутались. Необходимо расставить отдельно чайную посуду и столовую, рядом положить приборы”. За правильное выполнение задания дети получают фишку.
Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры.
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена “Снежная королева”. Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав людям в глаза!
Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает “приметь эти очки”: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.
Педагог первым “надевает очки” и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе “надеть очки” и поочередно разглядывать каждого участника игры.
Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал: Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей – на каждую пару.
Ход игры.
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.
После игры проводится конкурс, в котором учитывает идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других
Материал. Цветик - семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры.
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, “срывает” один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Обдумав, и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.
Простые правила детского общения:
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдем.
Играй честно, а если водишь, то отваживайся. Не отнимай чужого.
Попросят дай, пытаются отнять – старайся защититься.
Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.
Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
Не обижай без дела, не дерись без обиды.
Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.
Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, дети не любят и чистюль.
Разговаривая умей слушать и понимать. Не перебивай в разговоре.
Начав одно дело, доводи его дол конца.
Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь друзьям.
И последнее. Успех проведения игры зависит во многом от настроения воспитателя. Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.
Список литературы:
1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. М., 1997.
2. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. - Калуга: Адель, 1997.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
5. Каникулы: игра, воспитание. О пед. руководстве игровой деятельностью школьников: Книга для учителя / Под ред. О.С. Газмана. - М.: Просвещение, 1988.
6. Куприянов Б.В., Подобий А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. Кострома, 1988.
7. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. пос. - М.: ВЛАДОС, 2001.
8. Лебедева И.А. Путешествие в страну игр: Сюжетно-ролевая игра. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1992.
11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.
12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1999г.
13. Мухина B.C. «Возрастная психология». - М., 2000.
14. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.
15. И. П. Подласый Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: Кн. 2: Процесс воспитания. – М., 2003.
16. Ушинский К. Д., «Человек как предмет воспитания.» 17. Хейзинка И. Человек играющий. М., 1992.
18. Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992.
19. Щукина Г.И., Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1989.
20. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1991.
21. Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1998.