Краеведческая деятельность как одна из форм обучения и воспитания современных школьников
Краеведческая деятельность как одна из форм обучения и воспитания современных школьников
Миронская Л.Г., учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия№90» Советского района г. Казани
Подростковый возраст характеризуется активностью и любознательностью детей и одновременно резким снижением учебной мотивации. Во многом это объясняется особенностью учебных программ основной школы и применяемыми современными технологиями обучения, не всегда учитывающими ни уже имеющегося жизненного опыта у детей, общеучебных и социальных умений, ни изменившихся у них потребностей и интересов. При изучении естественных наук по ныне существующим программам мир как бы «дробится» на части, изучаемые разными школьными дисциплинами, поэтому окружающая ребенка действительность как бы «исчезает», становится индифферентной к школьному знанию, а школьное знание индифферентным по отношению к реальной жизни ученика. Для преодоления этих недостатков необходимо найти такие формы образования, которые соответствовали бы возрастным особенностям учащихся, формировали бы у них целостную картину мира, бережное отношение к природе, активную деятельностную позицию подростков, обеспечивали бы их личностное и интеллектуальное развитие; то есть необходимо попытаться вернуть ребенка в естественную природную среду. Эту задачу решает методика целостного изучения природных объектов в рамках малого краеведения. Главной задачей малого краеведения является необходимость углубить и конкретизировать знания школьников на примете местного материала, на уровне малой территории своего населенного пункта, на уровне городского или сельского района.
Работу по краеведению можно условно разделить на две части – теоретическую и практическую. Ученик должен потрогать руками и увидеть то, о чем говорилось в классе на уроке, иначе он многое не поймет, ведь теория закрепления практикой является наиболее продуктивной в учебном процессе. Обе эти части взаимосвязаны, отлично дополняют друг друга и вносят разнообразие в уроки, способствуют творческому развитию детей, повышают интерес учеников, как к учебным урокам, так и к краеведению в частности. Теоретическое краеведение показывает, что за несколько часов общения с природой невозможно показать целостную картину изучаемого объекта. Поэтому, на подготовительном этапе учащимся предлагается несколько тем для теоретического изучения материала, проводятся вводные занятия, затем проводятся экскурсии. Эта часть работы проводится в классе и включает в себя работу с разными источниками информации: книгой, картой, учебным пособием, статистическими материалами, словарями и определителями. Результатом данной работы может являться реферат или презентация, которая может быть использована на уроке. Практическое краеведение включает в себя практическую часть краеведческой работы, к которой относятся экскурсии, самостоятельные наблюдения учащихся в природе, летние задания по изучению природных объектов нашей местности. В ходе такой работы у школьников развиваются социальные и общеучебные умения и навыки. Они учатся выполнять совместную работу, приходить к общим выводам, сотрудничать друг с другом, вести наблюдения, составлять описание конкретного объекта, работать с дополнительной литературой и т.д. На одном объекте можно найти достаточно материала для изучения биологии, математики, химии, физики, географии, истории, обнаружить различные межпредметные связи, изучить влияние человека на состояние природной среды, учить бережному отношению к родной природе. Кроме того, в ходе данной работы дети учатся видеть неизвестное в обыденном: почему на лужах появилась тонкая корочка льда; как изменяется окраска листьев осенью и т.д. Это будит у ребят природную наблюдательность, учит применять книжное знание к решению практических проблем, показывает не бесполезность учебы для жизни, а формирует и развивает у учащихся учебную мотивацию. Таким образом, в повышении научного уровня преподавания естественно-географических наук важное значение принадлежит краеведению. Значение краеведения заключается и в том, что оно позволяет приблизить абстрактные знания учащихся к повседневной жизни, предложить школьникам конкретную и интересную работу, организовать их внешкольную деятельность. Воспитательное значение изучение родного края, своей малой родины заключается еще и в том, что ребенок знает и любит свой родной край, свою страну, что формирует его активную гражданскую позицию.