СТАТЬЯ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ МУЗЕЯ МБОУ ЯСШ №2 КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ МБОУ ЯСШ №2
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА
Приступая к своему выступлению, хочу сразу оговориться, что все, что касается теории по данной теме, вам прекрасно известно и без меня, тем самым я нисколько не претендую на новизну идей Поэтому, я просто поделюсь неким опытом работы школьного музея в рамках такого направления как «проектная и исследовательская деятельность». Несколько слов о школе, в которой я работаю учителем истории и обществознания 18-й год(в том числе с 2004 года в качестве руководителя музея) 2-я средняя школа города Ярцево была основана как двухклассное народное училище миннарпроса еще в 1880 году при Ярцевской текстильной мануфактуре. Школьный музей начал свою деятельность с 1974 года уже в новом здании школы, куда она переехала в 1971 году. У истоков музея стоял учитель истории, выпускник школы 1952 года Дикоцкий Леонид Степанович. 70-80-е годы прошлого века большую часть экспозиций занимали те, что были посвящены В.И.Ленину, что имело к краеведению, мягко говоря, отдаленное отношение. Тем не менее, уже к 100-летию школы в 1980 году были собраны довольно значительные материалы по истории школы, сведения об известных выпускниках. В этом году школа отметила свое 136-летие. Такой солидный возраст позволяет находить темы для проектов и исследований, связанных именно с прошлым школы.
Как мы знаем, эти виды деятельности обучающихся(в 1-ю очередь проектная) стали неотъемлемой частью нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта. А школьный музей помимо важной функции по хранению и учету экспонатов выполняет и другую: учит школьников работать над исследованием и проектом. Исследование и проект очень похожи по этапам работы, ее структуре, но проект в отличие от исследования сразу подразумевает детальную разработку, конкретный конечный результат, оформленный должным образом. Главная задача педагога в рамках проектной работы – развитие у обучающихся способности достигать запланированных результатов с помощью организованной и целенаправленной деятельности. Упрощенно проект можно свести к выполнению «5 П»: проблема, проектирование(планирование) , поиск информации, продукт(книга, модель, макет, слайд-шоу, видеофильм, брошюра, стенд, стенгазета и т.п.), презентация(представление). Последнее время особую популярность приобрели социальные проекты. Музей не остается в стороне от этих веяний. В 2015 году был разработан и реализован социальный проект «Чтобы помнили»(обновление памятного знака на кладбище Станкевич в районе школы, установленного в память о мирных советских гражданах, зверски замученных немецко-фашистскими захватчиками в годы оккупации Ярцевского района.
В течение этого учебного года был реализован групповой социальный проект «Наш музей»(по ремонту 2-го помещения для музея и оформлению экспозиций по разделам «Русская старина» и «Советская эпоха»). Стоит отметить, что Совет музея(составленный из представителей обучающихся среднего и старшего звена) принимал и принимает непосредственное участие в осуществлении этих проектов. Отрадно, что их финансирование(хоть и довольно скромное) велось за счет внутренних ресурсов(сбор макулатуры, ярмарки-продажи поделок учащихся).
Весной этого года исследовательский проект «Жаропрочная облицовочная плитка «Бурана»» в рамках районного конкурса «Музейный экспонат»(она была подарена музею выпускниками школы 50-х годов, учеными братьями Ромашиными), выполненный ученицей 8 класса Дадеркиной Владой занял I-е место. Кроме того, на базе музея осуществляются также мини-проекты, более короткие по времени и в которых может быть задействовано меньшее количество учащихся. С некоторыми из них я вас познакомлю(«Портреты известных выпускников 2-й школы», «Учителя школы-участники ВОВ», «Они сражались за Ярцево», «Директора 2-й школы»).
Главная цель исследовательской деятельности сам процесс, само исследование, она не ограничена конкретными сроками. Исследование предполагает проведение определенной работы по получению информации, ее обобщению, анализ полученных результатов, формулирование выводов. При организации исследования важные задачи учителя – создать условия и стимулы для самостоятельного целеполагания и планирования учеником своей работы, развить умение делать самостоятельные выводы из полученных оригинальных данных, способность подводить итоги.
Структура исследовательской работы:
Введение(актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, обзор источников);
Основная часть(подпункты, раскрывающие тему, мини-выводы)
Заключение(общие выводы, перспективы продолжения работы, возможность использования в урочной и внеурочной деятельности)
Источники
Приложения
Объем исследования и выбор темы:
Не пытаться объять необъятное(не увлекаться глобализмом);
Не стремиться к большому объему(количеству страниц), здесь важнее качество собранного материала;
Название должно отражать содержание;
Включать в работу действительно важные факты;
Возможность проведения мини-исследований;
Тема должна быть посильной(не замахиваться на монографические исследования);
Различать источники и библиографию(«Краевед начинается там, где кончаются сведения о крае из книг»-В.Бианки);
Начинать готовить к подобной работе обучающихся с мини-исследований;
Речь простая, понятная, избегать сложно-заумных фраз, текст должен быть понятен обычному человеку(ученику).

Лучше всего начинать готовить учеников к такой работе с мини-исследований. Примерные возможные темы:
Моя семья(мой прадед, прабабушка) в ВОВ
Судьба школьного выпускагода
Периодическая печать о 2-й школе в годы
Улица, на которой я живу(архитектура, происхождение названия, известные жители)
Известный выпускник школы

За предыдущие 10 лет учащимися школы с использованием фондов музея и других источников были оформлены исследования по следующим темам:
«История одного подвига»(о судьбе ярцевчанина Захаренкова М.И., весной 1945 года бывшим среди тех, кто в составе 150-й стрелковой дивизии штурмовал рейхстаг, над которым смолянин Михаил Егоров водрузил Знамя Победы) - ученик 10 класса Серебряков Юрий;
«Стоит в городе деревенька»(о истории деревни Старозавопье, ставшей частью города)-ученица 10 класса Хомякова Мария;
«Английский период в истории Ярцево»-ученица 9 б класса Мамашукурова Татьяна;
«Академик А.Г.Ромашин»(о личности выпускника школы 1952 года, известного ученого) – ученица 10 класса Понкратова Евгения;
«История БПК «Адмирал Исаченков»» – ученица 10 класса Понкратова Евгения;
«Солдатская слава смолян»( к 90-летию со дня рождения выпускника школы 1938 года Героя Советского Союза Н.А.Данюшина) – ученица 10 класса Вырьева Элина;
«А.Я.Очкин-страницы подвига»( о выпускнике школы предвоенных лет, герое Сталинградской и Курской битв) – ученица 10 класса Мамашукурова Татьяна;
«Война детскими глазами»(к 70-летию боев на ярцевской земле в рамках Смоленского сражения на основе воспоминаний выпускника школы 1951 года, полковника в отставке Ю.В.Панфилова) – ученица 11 класса Захарова Мария;
«И станут возвращаться имена»(о трагической судьбе дореволюционного выпускника школы С.А.Бергавинова) – ученица 10 класса Карпова Анастасия;
«Забытые имена: контр-адмирал А.Ф.Аржавкин»( о выпускнике школы 20-х годов) – ученики 10 класса Фрейган Антон и Ершов Александр;
«Здесь оживает время»(о роли школьного музея в формировании гражданина современной России)-ученик 8 класса Клименков Евгений;
«Ученые-выпускники 2-й школы» - ученик 11 класса Теняев Антон;
«2-я школа в дореволюционный период» - ученица 10 класса Захарова Виктория;
«Капитан Кузнецовчтобы помнили»(к 70-летию освобождения ярцевской земли от немецко-фашистских захватчиков) – ученик 10 класса Теняев Антон.
«Они не вернулись из боя»(О выпускниках 2-й школы, не вернувшихся с ВОВ(-ученица 9 класса Дадеркина Влада.
Все эти исследования представлялись на конференциях школьников различных уровней, в том числе Районном Дне Науки(сейчас это- «Старт в науку»), 8 из них стали призерами(3-первых места, 4-вторых и 1 третье), Районном православно-краеведческом марафоне «Моя православная Родина»(1-первое место, 1-третье). Информацию для этих работ собираем из всех возможных источников: помимо фондов школьного и городского музеев это и архивы(Смоленский областной, архив ВМФ в Североморске), и периодическая печать(подшивки старых местных газет «Ярцевский ударник», «Знамя Октября», «Вести Привопья» в районной библиотеке), и документальная историческая литература по выбранной теме, и проверенные сайты(например, сайт министерства обороны «Подвиг народа»), и информация(через электронную, обычную почту, телефонную связь) от самих выпускниковК каждому исследованию помимо текста работы прилагалась компьютерная презентация.
Из вышеизложенного прослеживается следующая закономерность: чаще всего за исследование брались 10-классники, так как нежелательно излишне перегружать 9 и 11 классы в связи с финишной подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ
Помимо вышеназванных исследований, на базе музея оформляются работы по сути близкие к исследованию: например, «Ученические династии школы», «Периодическая печать о 2-й школе» и др.
Участие школьников в вышеуказанных видах деятельности будет способствовать достижению ими личностных результатов таких как: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую родину, уважительного отношения к ее истории, развитие мотивов учебной деятельности и др.Из метапредметных результатов такой деятельности стоит выделить информационную(компьютерную) компетентность учащихся(навыки работы с текстом в программе Word, презентацией Power Point(в том числе, звуком, видео, гипрессылками). Все это позволяет школьному музею не топтаться на месте, а двигаться вперед. Стоит отметить, что музей 2-й школы неоднократно занимал высокие места в районных смотрах-конкурсах музеев(причем в 2004, 2007, 2010 годах был 1-м), в областных смотрах-конкурсах, посвященных юбилеям Победы в ВОВ(в 2010 году диплом II-й степени, в 2015 - I-й степени).
Результаты и ключевые показатели эффективности исследовательской и проектной деятельности:
1.Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в осуществлении проекта и проведении исследования поможет пробудить историческую память.
2.Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.
3.Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реально социально полезного дела.
4.Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом на краеведческом материале.
5.Овладение краеведческими знаниями, умениями и навыками проведения исследования, более широкое знакомство с родным краем, понимание и принятие особенностей народной культуры.
6.По окончании проекта и исследования его участники не только осознают социальную значимость подобной деятельности, но и приобретут потребность быть активным участником общественной, учебной, трудовой и досуговой сфер жизни, быть гражданином и патриотом своей страны!
Благодарю за внимание
15