Конспект урока по окружающему миру на тему «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» (1 класс)
Конспект по окружающему миру, 1 «А» класс №___ Дата: 01.03.16г.Учитель Логунова Мария Евгеньевна
Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Место урока в теме:1-й урок в разделе «Почему и зачем?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель (для учителя):
формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.
Задачи урока (для учителя):
Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.
Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.
Планируемые достижения обучающихся:
Предметные:
иметь представление о звёздах как о космических телах;
сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;
распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;
иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.
Метапредметные:
регулятивные:
ставить учебные задачи под руководством учителя;
планировать учебную деятельность;
удерживать цель и задачи в течение урока;
оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;
познавательные:
осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
моделировать космические тела (звёзды);
наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
коммуникативные:
строить монологические высказывания;
работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), «Атлас- определитель» (А.А. Плешаков).
Содержание урока
Этапы урока;
задачи деятельности обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация
Учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме
Приветствие детей.
- Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35).
- Оденьте мальчика в костюм звездочёта.
- Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом?
- А как называется наука и учёные, изучающие космос?
- Где можно узнать значение данных слов?
- Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.
- А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом?
- Хорошо ли они будут видны?
- Какое приспособление используется для наблюдения за звездами?
- Когда лучше всего наблюдать звёзды?
- Почему?
- А только ли ночью светят звёзды?
- Что бы вы хотели узнать о звёздах?
Работа в тетради на печатной основе.
Ответы детей.
Ответы детей.
Работа со словарём: «астрономия», «астроном».
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
- Телескоп.
- Наверное, ночью.
Ответы детей.
Вопросы детей.
Познавательные
(логические)
Познавательные:
Информационные
(поиск и извлечение информации)
Коммуникативные (высказывания детей)
Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)
2.Целеполагание
Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке
- Откройте учебник на стр. 22.
- Какой новый раздел начинаем изучать?
- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?
- С какой целью?
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?
- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?
- А дальше?
- Чем обычно завершаем урок?
- «Почему и зачем?»
Ответы детей.
- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины
- Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)
Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись):
1. Узнать, что такое звёзды.
2. Определить сходство и различия звёзд.
3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.
4. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе.
5. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке.
Познавательные
(информационные)
Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (умозаключение)
Регулятивные
(принятие цели и постановка задач урока)
Регулятивные (планирование действий)
3. Изучение нового материала
Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию;
создавать модели;
учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы;
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Физкультминутка
- Какую первую учебную задачу надо решить?
- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды?
- Из каких источников можно получить дополнительную информацию?
- А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху.
- Скажите, что такое «звёзды»?
- Назовите 2 задачу.
- Какой формы модели звёзд? Почему?
- Какого размера модели? - Почему?
- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать?
- Подвёдём итог по 2-й задаче.
- Назовите сходство и различия звёзд.
- Назовите 3-ю задачу.
- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22.
- Узнать, что такое звёзды.
Ответы детей.
- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.
Работа с текстом.
- Звёзды – это раскалённые тела (шары).
- Определить сходство и различия звёзд.
Дети открывают учебники на
стр. 22.
Ответы детей.
Ответы детей.
Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой.
Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).
Ответы детей.
- Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером.
Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью).
Регулятивные
(удержание цели урока)
Коммуникативные
(высказывания детей)
Познавательные
(информационные:
поиск, фиксация, извлечение информации)
Познавательные (моделирование)
Коммуникативные
(взаимодействие)
Регулятивные
(самоконтроль)
Регулятивные (оценка)
Познавательные логические
(умозаключение)
Познавательные логические
(сравнение)
Познавательные логические (причинно-следственные связи)
4. Закрепление
Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля
5. Рефлексия
Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями
- Какая следующая задача?
Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).
- Прочитайте текст на
стр. 23 и выполните задание в учебнике.
- Затем в паре проверьте друг друга.
- Переходим к заключительной задаче.
- Назовите её.
- Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради.
- По сумме баллов оцените себя.
- Учиться узнавать некоторые созвездия.
Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.
Самостоятельная работа детей.
Работа в паре: взаимопроверка.
- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке
Регулятивные
(удержание цели урока)
Познавательные:
информационные
(извлечение, использование, представление информации)
Регулятивные
(контроль)
Регулятивные (удержание цели)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (самооценка)