Конспект урока по окружающему миру на тему «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» (1 класс)

Конспект по окружающему миру, 1 «А» класс №___ Дата: 01.03.16г. Учитель Логунова Мария Евгеньевна
Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

Место урока в теме:1-й урок в разделе «Почему и зачем?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель (для учителя):
формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.
Задачи урока (для учителя):
Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.
Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.

Планируемые достижения обучающихся:
Предметные:
иметь представление о звёздах как о космических телах;
сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;
распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;
иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.
Метапредметные:
регулятивные:
ставить учебные задачи под руководством учителя;
планировать учебную деятельность;
удерживать цель и задачи в течение урока;
оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;
познавательные:
осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
моделировать космические тела (звёзды);
наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
коммуникативные:
строить монологические высказывания;
работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), «Атлас- определитель» (А.А. Плешаков).




Содержание урока

Этапы урока;
задачи деятельности обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Мотивация

Учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме
Приветствие детей.
- Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35).
- Оденьте мальчика в костюм звездочёта.
- Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом?
- А как называется наука и учёные, изучающие космос?
- Где можно узнать значение данных слов?
- Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.
- А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом?
- Хорошо ли они будут видны?
- Какое приспособление используется для наблюдения за звездами?
- Когда лучше всего наблюдать звёзды?
- Почему?
- А только ли ночью светят звёзды?
- Что бы вы хотели узнать о звёздах?




Работа в тетради на печатной основе.

Ответы детей.


Ответы детей.

Работа со словарём: «астрономия», «астроном».
Ответы детей.



Ответы детей.


Ответы детей.



- Телескоп.



- Наверное, ночью.

Ответы детей.

Вопросы детей.




Познавательные
(логические)


Познавательные:
Информационные
(поиск и извлечение информации)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

2.Целеполагание

Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке
- Откройте учебник на стр. 22.
- Какой новый раздел начинаем изучать?
- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?
- С какой целью?


- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?






- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?

- А дальше?







- Чем обычно завершаем урок?



- «Почему и зачем?»

Ответы детей.

- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины

- Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)

Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись):
1. Узнать, что такое звёзды.
2. Определить сходство и различия звёзд.
3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.
4. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе.
5. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке.
Познавательные
(информационные)

Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (умозаключение)

Регулятивные
(принятие цели и постановка задач урока)



Регулятивные (планирование действий)

3. Изучение нового материала

Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию;
создавать модели;
учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы;
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи







































Физкультминутка

- Какую первую учебную задачу надо решить?
- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды?
- Из каких источников можно получить дополнительную информацию?
- А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху.
- Скажите, что такое «звёзды»?

- Назовите 2 задачу.


- Какой формы модели звёзд? Почему?

- Какого размера модели? - Почему?

- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать?
- Подвёдём итог по 2-й задаче.
- Назовите сходство и различия звёзд.














- Назовите 3-ю задачу.


- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22.
- Узнать, что такое звёзды.


Ответы детей.


- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.


Работа с текстом.

- Звёзды – это раскалённые тела (шары).

- Определить сходство и различия звёзд.

Дети открывают учебники на
стр. 22.



Ответы детей.


Ответы детей.

Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой.
Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).
Ответы детей.

- Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером.

Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью).
Регулятивные
(удержание цели урока)

Коммуникативные
(высказывания детей)





Познавательные
(информационные:
поиск, фиксация, извлечение информации)



Познавательные (моделирование)

Коммуникативные
(взаимодействие)

Регулятивные
(самоконтроль)
Регулятивные (оценка)








Познавательные логические
(умозаключение)

Познавательные логические
(сравнение)


Познавательные логические (причинно-следственные связи)

4. Закрепление
Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля









5. Рефлексия

Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями
- Какая следующая задача?
Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).

- Прочитайте текст на
стр. 23 и выполните задание в учебнике.

- Затем в паре проверьте друг друга.


- Переходим к заключительной задаче.
- Назовите её.
- Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради.
- По сумме баллов оцените себя.

- Учиться узнавать некоторые созвездия.

Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.


Самостоятельная работа детей.



Работа в паре: взаимопроверка.



- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке
Регулятивные
(удержание цели урока)

Познавательные:
информационные
(извлечение, использование, представление информации)


Регулятивные
(контроль)


Регулятивные (удержание цели)

Регулятивные (самоконтроль)

Регулятивные (самооценка)