Конспект родительского собрания во 2 классе «Поощрение и наказание в семье


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шарагайская средняя общеобразовательная школа
Сценарий родительского собрания во 2 классе
«Поощрение и наказание
5715069087900в семье»
подготовила и провела:
классный руководитель 2 класса
Бухальцева В.Н.
Наказание – это причинение вреда
причиняющему вред.
Похвала – педагогический домкрат.
Цели:
1) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы;
Участники:
1) классный руководитель;
2) родители учащихся 2 класса.
Подготовка:
1) изготовление с учащимися солнца, на лучиках которого дети пишут свои качества;
2) видеозапись с интервью детей по вопросам поощрения и наказания;
3) видео « Разговор с богом»
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) На доске записана тема собрания и цитаты:
«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я.Корчак);
«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А.Аркин).
Ход собрания:
1. Вступительное слово.
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?
2. Упражнение: «Перебежки»
Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
Встать и поменяться местами тем, у кого двое детей;
Встать и поменяться местами тем, кто любит своего ребенок;
Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
- Ну, вот мы немножко пошевелились и готовы к разговору.
Существует несколько моделей поведения родителей:  
Родитель «Партнер» - он стремится во всем потакать ребенку. Отсутствует система в воспитании, стерты границы между дозволенным и недозволенным. В такой семье часто вырастают избалованные дети. Родитель «Диктатор» - в такой семье подавляются любые инициативы. Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает безынициативным, либо превращается в такого же «Диктатора». Родитель «Старший товарищ» - он уважает интересы ребенка, мнение ребенка всегда учитывается. А родитель направляет, помогает в формировании моральных ценностей.  Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает, не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других людей, относится ко всем окружающим эгоистично.  Вторая модель семьи, когда ребенка не уважают, не слушают, все запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают его родители.  Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы дозволенного. 
3. Упражнение « Моё солнышко»
- Вот мы и подошли к следующему упражнению. Сейчас я раздам вам солнышки, и вы увидите, что они особенные, в центре фотография вашего самого любимого солнышка. На лучиках напишите, пожалуйста, качества, черты характера, какие-то особенности вашего ребёнка.
- А теперь для вас сюрприз переверните солнце и увидите качества, которые про себя написали ваши дети. И теперь зачитайте эти качества.

4. Упражнение «Ты мой цветочек»
- Участники сидят в кругу. Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? После того, как все представили это – нарисуйте этот цветок (всем раздается бумага, фломастеры, мелки.Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок). А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок)
- Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.
5. Индивидуальная работа родителей «Поощрение и наказание в семье»
- Так, как же быть с наказанием и поощрением? Как это происходит в вашей семье.
- Перед вами лежат листочки, разделенные на две части. Предлагаю вам, написать в одной из них как вы поощряете своего ребёнка, а в другой – как наказываете. Прошу выполнить эту работу за три минуты.
- А теперь я попрошу зачитать. На столе стоят весы на одной чаше написано поощрение, а на другой – наказание. Я буду класть по монете за каждое поощрение, которое вы написали и за каждое наказание. А теперь посмотрите, какая чаша весов перевешивает. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания.
Теперь мы предлагаем вам сравнить ваше мнение с точкой зрения ребенка. Просмотр отрывка видеозаписи интервью с вашими детьми. Они, как и вы, отвечали на вопросы, как их поощряют в семье и как наказывают.
Посмотрим, как обстоят дела в Ваших семьях. Ребята ответили на ряд вопросов.
Анкета для учащихся
Если я получаю хорошую отметку, то…………………
Если я получаю плохую отметку, то…………………..
Мои родители говорят, что я не могу учиться …………
Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители……….
Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они……….
Родители хотят, чтобы я был ……………
- Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или не любви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.
Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление.
Любите своих детей. Считается, что ежедневные объятия необходимы:
5 объятий – для выживания,
10 – для поддержки,
15 – для роста и развития ребёнка.
ПАМЯТКА
«Как поощрять ребенка в семье».
Как можно одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
1. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
2. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребенка, его поведению.
3. Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласно с твоим мнением», это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
4. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
- Формируйте в своей семье традиции и поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление.
5. Учтите своего ребенка быть благоприятным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
6. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
7. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
8. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
9. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
10. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализуйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемами. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
7. Упражнение «Хвасталки»
«Мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребенка.
Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
8. Упражнение «Пословицы»
Родители делятся на 2 группы, каждая получает по одной пословице, и объясняет, что имели ввиду наши предки:
Без корня и трава не растет.
Не мы на детей походим, а они на нас.
Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы по четыре человека для проведения заключительного этапа нашего собрания. Я предлагаю вам в группах обсудить и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей.
Как итог нашего разговора, предлагаю посмотреть филосовский фильм « Разговор с богом» и самим сделать соответствующие выводы. Спасибо за работу.
Решение
 Стараться умело пользоваться, в воспитании детей  наказанием и поощрением.
- Помнить о том, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред: ребенок становиться неискренним, лживым, привыкает кривить душой.
- Использовать в общении с ребенком главным методом воспитания – убеждение.
Напишите в одной колонке, как вы поощряете своего ребёнка, а в другой – как наказываете его в семье.
Поощрение Наказание
Напишите в одной колонке, как вы поощряете своего ребёнка, а в другой – как наказываете его в семье.
Поощрение Наказание